Что ждало актрис, отказавших Ивану Пырьеву
Знаменитый режиссер мог не только зажигать звезды, но и гасить их.
Также он слыл большим ценителем женской красоты. Как считали в кинематографических кругах, был у знаменитого и талантливого Ивана Пырьева и один тайный талант: он мог не только зажигать звезды, но и гасить их. В день рождения режиссера Teleprogramma.pro вспоминает его знаменитых жен и других женщин, имена которых связывали с его именем. А заодно пытается разобраться: так ли был страшен и всесилен Пырьев, как о нем рассказывают, и что происходило с карьерами тех, кто смел пойти против него?
Режиссер и его женщины
Один из самых ярких режиссеров советского кино, создатель «Кубанских казаков», «Свинарки и пастуха», «В 6 часов вечера после войны» и других знаменитых картин пред- и послевоенного периода, Иван Александрович Пырьев, родился 17 ноября (по старому стилю 4 ноября) 1901 года.
Отучившись в Государственной экспериментальной театральной мастерской вначале на актерском, а потом на режиссерском отделении, Пырьев работал помощником режиссера, писал сценарии, а в 1929 году стал снимать кино самостоятельно. Первые его фильмы, за исключением «идеологически грамотного» «Конвейера смерти» (1933 г.), наверху не нравились. После картины «Партийный билет» (1936 г.), в которой, по мнению руководства, главный антигерой вышел слишком обаятельным, режиссера и вовсе отстранили от работы и уволили с киностудии.
В обеих картинах главные роли играла жена Пырьева, звезда 20-х-30-х годов Ада Войцик. Но то ли кризис в работе негативно отразился на семейной жизни, то ли любовь прошла. И тут в жизни режиссера появилась молодая актриса Марина Ладынина.
Они встретились, когда Ладынина была еще студенткой, однако уже успела побывать замужем за своим однокурсником Иваном Любезновым. Какое-то время Пырьев метался между ней и семьей, где у него подрастал сын Эрик, но потом новые чувства и новая любовь взяли вверх.
Ада Войцик очень тяжело переживала разрыв, пыталась покончить с собой, чуть не попала в психлечебницу. Рассказывали, что однажды при личной встрече она предупредила молодую соперницу: «В один прекрасный день он отбросит вас, как меня».
Ее слова оказались пророческими, правда вспомнила о них звезда нескоро. В 1937 году на экраны вышла комедия «Богатая невеста» с Мариной Ладыниной в главной роли, имевшая огромный успех у зрителей и получившая личное одобрение Сталина. За нее Пырьев удостоился своей первой награды — ордена Ленина.
С этого момента жанр народной комедии стал его коньком. Следующая лента — «Трактористы» — принесла Ивану Пырьеву первую Сталинскую премию, всего их режиссер получит шесть. В «Трактористах», как и в последующих его фильмах, блистала Марина Ладынина. Семейный и творческий союз просуществовал до середины 50-х. По иронии судьбы, последний совместный фильм Пырьева и Ладыниной назывался «Испытание верности». Супруга режиссера играла женщину, от которой уходит муж. Тогда-то она и вспомнила слова Войцик.
«Иван Грозный» с «Мосфильма»
В тот момент Пырьев встретил свою новую любовь — юную актрису, студентку ВГИКа Людмилу Марченко, которая была младше его почти на 40 лет. В 1959 году влюбленный режиссер снял Марченко в главной роли в фильме «Белые ночи» по роману Достоевского. Об этом романе судачила вся Москва, говорили, что взбешенный несговорчивостью девушки Пырьев устраивал скандалы, даже как-то устроил погром в квартире родителей Марченко, которые и слышать не хотели про их возможный брак.
Однако сестра Людмилы потом рассказывала, что никакого романа, каким его представляли сплетники, не было, слухи про интимные отношения Марченко и Пырьева были не более чем слухами, на самом деле юная актриса просто не знала, что делать и как отказать настойчиво добавившемуся ее любви и мечтавшему жениться влиятельному режиссеру.
О взрывном темпераменте и непредсказуемых выходках Ивана Пырьева ходили легенды. Находились очевидцы, рассказывавшие, как он в приступе ярости гонялся за «нарушителями», мешавшими съемке, рвал в клочки или выбрасывал в окна на глазах у авторов показавшиеся ему плохими сценарии... Но знаменитому режиссеру много лет прощалась его эксцентричность и поступки, за который другой давно бы мог оказаться в опале — вначале во многом потому, что он был одним из любимцев Сталина, а потом Пырьев и сам стал олицетворением власти.
Вершитель судеб
В 1954 —1957 годах Пырьев работал директором киностудии «Мосфильм», где его называли не иначе как «Иван Грозный». Затем руководил там же творческим объединением «Луч». С 1957 по 1965 год режиссер стоял во главе Союза кинематографистов СССР. Его уважали, его слушались, но еще больше — боялись идти против него. Марине Ладыниной, пока она была женой «самого Пырьева» другие режиссеры не осмеливались предлагать роли. А после их развода она и вовсе перестала сниматься.
Одни уверяли, что это было решение самой актрисы, которая, будучи уже женщиной немолодой, не хотела играть возрастные роли. Но рассказывали и другое: это Пырьев запретил снимать его бывшую жену: расстались они отнюдь не мирно. Как говорила третья супруга режиссера, Лионелла Пырьева (до замужества Скирда), страдавшая от ревности Ладынина писала доносы на изменщика-мужа в ЦК — что Пырьев развратник, открыто живет с молодой любовницей (тогда имелась в виду Марченко) и так далее.
Несмотря на яркий старт, Людмила Марченко тоже не «купалась» во внимании режиссеров — по слухам, причиной этому был все тот же запрет всесильного Пырьева, который не мог простить, что его отвергли. По словам сестры актрисы, режиссер еще долго надеялся на взаимность. А когда узнал, что у Людмилы появился гражданский муж, геолог, не только велел не снимать ее, но и запретил вахтерам пускать девушку на «Мосфильм» и в Дом кино.
Без серьезных ролей сидела Екатерина Савинова: роль Любочки в фильме Пырьева «Кубанские казаки» (1949 г.) стала для нее роковой. Ответив пощечиной на приставания режиссера, 22-летняя Савинова оказалась в «черном списке». Больше 10 лет, до 1963 года, до фильма «Приходите завтра» актриса снималась лишь в крошечных эпизодах, да и в Театре киноактера ей давали только проходные роли.
Среди актрис, попавших под «проклятие Пырьева» назывались имена Ольги Бган, подруги Людмилы Марченко Аллы Будницкой, звезды фильма «Капитанская дочка» Ии Арепиной, пытавшейся на него жаловаться и в итоге вообще ставшей персоной нон грата… Многие считали, что из-за режиссера несколько лет не давали ролей и Кларе Румяновой, когда-то оскорбившей Пырьева своим отказом сниматься у него.
Правда третья жена Ивана Александровича, Лионелла Пырьева (во втором браке Стриженова), с которой он прожил последние шесть лет и на руках которой умер в 1968 году от остановки сердца, уверяла, что все это наветы. И что на самом деле знаменитый режиссер был вовсе не таким человеком, каким его стали представлять после смерти: по словам вдовы Пырьева, более тихого, нежного и деликатного человека она в своей жизни не встречала.