Пять главных ролей Алексея Баталова

За всю жизнь выдающийся актер советского и российского кинематографа Алексей Баталов снялся в более чем 30 фильмах. Его дебют в кино состоялся в 1944 году – он сыграл эпизодическую роль в фильме «Зоя». Но первое появление на экране не было триумфальным. Все знаковые фильмы ждали актера впереди. Накануне 90-летия со дня рождения Алексея Баталова «МИР 24» вспоминает, благодаря каким ролям он вошел в историю кинематографа.

Пять главных ролей Алексея Баталова
© Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

«Большая семья» (1954)

Первым триумфом роли в большом кино, пожалуй, можно считать ленту легендарного режиссера Иосифа Хейфеца «Большая семья» (1954), снятую по советскому роману Всеволода Кочетова «Журбины». Книга повествует о нескольких поколениях рабочих-судостроителей – семье Журбиных. И сегодня историки кинематографа считают эту картину последним художественным фильмом в советском кинематографе, подробно и честно повествующем о жизни рабочего класса на примере преемственности поколений. Баталов сыграл в этой картине младшего из четверых сыновей Ильи Матвеевича – рабочего-клепальщика Алексея. По сюжету его персонаж отличается своенравием – он уходит из семьи, собирается жениться, но его любимая девушка Катя выбирает другого молодого человека.

Во время съемок Баталов признался, что произведение Кочетова показалось ему неинтересным – осилить роман полностью актер не смог. Тем не менее, навыками рабочего-клепальщика Баталову пришлось овладеть, чтобы выглядеть правдоподобно на съемочной площадке, где работать нужно было с корифеями советского кино, заслуженными артистами СССР и РСФСР Сергеем Лукьяновым, Борисом Андреевым, Кларой Лучко, Верой Кузнецовой.

«Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходили эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее», – так вспоминал этот период своей жизни Баталов.

«Дело Румянцева» (1955)

Советские зрители помнят эту картину как первый художественный фильм детективного жанра, при этом сам автор фильма обозначил жанр картины как социально-криминальную драму. Известно, что над сценарием фильма работал легендарный Юрий Герман.

Для Баталова картина стала продолжением сотрудничества с режиссером Хейфецем. Вживаться в роль водителя грузовика долго не пришлось – актер не раз говорил, что если бы не начал сниматься в кино, то с удовольствием бы стал водителем. По сюжету Сашу Румянцева (персонажа Алексея Баталова) посылают в рейс с краденым грузом, после чего его арестовывают. Начальник автобазы связал свой бизнес с теневыми предпринимателями, поэтому милиции очень тяжело распутать дело и найти преступников. Персонаж Баталова типичен для послевоенных лет, но как социальный тип нов для кинематографа того периода: мы видим, как шофер попадает под влияние жуликов и спекулянтов и пытается доказать свою непричастность к преступлению.

Критики, как и сам Баталов, после выхода картины охотно сопоставляли образы Румянцева и Журбина. Актер так писал об общих чертах персонажей, схожих с его собственными качествами: «Алексей Журбин и Саша Румянцев – это, конечно, мое поколение, и нас всех одинаково пропустила через свое горнило война».

«Летят журавли» (1957)

С фильмом Михаила Калатозова в профессиональную жизнь Баталова пришла всеобщая зрительская любовь и популярность. Спокойный, интеллигентный и мужественный – таким стал классический образ не вернувшегося с войны солдата для тысячей поклонников игры актера. Драматичной картину сделала непростая любовная линия двух влюбленных – Бориса (его сыграл Баталов) и Веронику (роль исполнила Татьяна Самойлова) война разлучает навсегда.

Славу Баталову добавила и высокая оценка киноленты авторитетным жюри Каннского фестиваля. «Летят журавли» стал единственным советским полнометражным фильмом, награжденным «Золотой пальмовой ветвью». Черно-белая лента была снята по пьесе «Вечно живые» известного советского драматурга Виктора Розова и считается классикой мирового кинематографа. Известно, что роль Бориса едва не стоила Баталову жизни. Во время съемок он сорвался с отвесной скалы и сильно ушибся лицом о подпиленное дерево. Актеру повезло с хирургами, и вскоре после операции он уже получил новую роль.

«Дорогой мой человек» (1958)

Общение с врачами очень помогло Баталову вжиться в образ Владимира Устименко. Как и в фильме «Летят журавли», мы видим, как война жестоко вмешивается в судьбу влюбленной пары. Варвара Степанова, в которую влюблен хирург Устименко, встречается с ним после долгой разлуки в госпитале – ему предстоит прооперировать тяжелобольную пациентку.

Герой Баталова сочетает в себе множество положительных качеств. Пожалуй, благодаря бескорыстности, искренности и самоотверженности он и полюбился множеству советских зрителей.

«Москва слезам не верит» (1979)

Говорят, что когда Владимир Меньшов приступил к съемкам мелодрамы и предложил Баталову роль рабочего-интеллигента Гоши, актер уже подумывал уйти из актерской профессии, чтобы полностью посвятить себя преподавательской деятельности во ВГИКе. Но Меньшову удалось убедить Баталова согласиться на его предложение.

Многим зрителям, посмотревшим фильм, казалось, что на экраны спустя 25 лет вернулся уже знакомый им рабочий-интеллигент из «Большой семьи». Игру Баталова оценили высоко, несмотря на то, что в центре картины, в первую очередь, истории трех студенток-провинциалок.

Поиск актера оказался непростым процессом: на роль сорокалетнего слесаря Гоги пробовались Леонид Дьячков, Виталий Соломин и другие актеры. Меньшова их игра не удовлетворяла до такой степени, что в один момент он решил, что сыграет эту роль сам. Однако в конце концов Баталов дал согласие и справился с задачей безупречно – и сегодня «Москва слезам не верит» считается шедевром кинематографа, обязательным к просмотру. Картина получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственную премию СССР.