Ещё
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Алита: Боевой ангел
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Любовницы
Комедия
Купить билет
Две королевы
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Пиковая дама. Зазеркалье
Ужасы
Купить билет
Счастливого нового дня смерти
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Ван Гоги
Драма
Купить билет
Громкая связь
Комедия
Купить билет
Рожденный стать королем
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Гурвинек. Волшебная игра
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Балканский рубеж
Боевик, Приключение, Драма
Купить билет
Королевский корги
Мультфильм, Комедия
Купить билет
Волшебный парк Джун
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Тобол
Исторический, Драма
Купить билет
Вокс Люкс
Мюзикл, Драма
Купить билет
Трезвый водитель
Ромком
Купить билет
Время возмездия
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Родители лёгкого поведения
Комедия
Купить билет

Роковые польки советского кино 

Фото: РИА Новости
Пятьдесят лет назад вышел фильм Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо», в котором одну из главных ролей сыграла Беата Тышкевич. С тех пор в советском и российском кино снялись более десятка актёров и актрис из Польши
Ко времени съёмок в СССР Беату Тышкевич уже давно знали в Польше как разноплановую актрису, а дебютировала она в кино в шестнадцатилетнем возрасте в фильме «Месть». В 1961-м на съёмках фильма «Самсон» Беата познакомилась с режиссёром Анджеем Вайдой, в 1965-м стала его спутницей жизни и снялась ещё в двух фильмах Вайды — «Пепел» (1965) и «Всё на продажу» (1968).
На съемках «Дворянского гнезда» Тышкевич активно общалась с коллегами, очаровывая окружающих ее мужчин. Когда Сергей Михалков пригласил Беату к себе в гости, то каждый считал долгом поухаживать за пани. Больше всех активничал Кончаловский, между ним и артисткой даже завязался роман. Влюбленные обменивались письмами, Андрей порывался жениться на Беате, однако она отказала ему — несмотря на то, что после возвращения в Польшу актриса развелась с мужем.
Кроме роли Варвары Павловны Лаврецкой в «Дворянском гнезде», для советских зрителей Беата Тышкевич стала олицетворением героинь польского кино: Марии Валевской («Марыся и Наполеон»), Эвелины Ганской («Большая любовь Бальзака») и Изабеллы Ленцкой («Кукла», по роману Болеслава Пруса). В 1984-м она снялась в фильме Игоря Гостева «Европейская история». Красивой зеленоглазой полькой восхищался даже президент СССР Михаил Горбачёв, называя её «нашей знаменитой актрисой».
В 1992 году Тышкевич появилась в польско-российском фильме «Прекрасная незнакомка» по мотивам рассказа Алексея Толстого «Возмездие» (режиссёр — Ежи Гофман). В 2001 году вышел фильм белорусского режиссёра Михаила Пташука «В августе 44-го…», где актриса исполнила роль пани Гролиньской. В 2006-м на XV Международном кинофоруме «Золотой витязь» Тышкевич получила золотую медаль имени Сергея Бондарчука «За вклад в мировой кинематограф». Самая свежая её роль в российском кино — Марта Липиньская в телефильме Олега Газе «Линия Марты» (2014) о блокадном Ленинграде.
За свою жинь Тышкевич успела трижды побывать замужем, у неё две дочери. Ныне актриса изредка появляется на польском ТВ в программе «Танцы со звездами», занимается фотографией и наслаждается жизнью в своем варшавском особняке.

Зося, Надежда и прелестная декабристка советского кино

Однако первой «польской ласточкой» в советском кино стала не Тышкевич, а трогательная красавица Поля Ракса — та самая Маруся-Огонёк из сериала «Четыре танкиста и собака» конца 60-х. В 1967 году состоялась триумфальная премьера польско-советского фильма «Зося». По опросам журнала «Советский экран», иностранка впервые была названа лучшей актрисой года в СССР.
Кадр из фильма "Зося"
Поля Ракса обошла таких звёзд, как Наталья Варлей в «Кавказской пленнице», Татьяна Доронина в «Трёх тополях…» и Галина Польских в «Журналисте». Это был первый и удачный опыт привлечения зарубежной актрисы в советское кино. Её популярность в СССР граничила с помешательством, под Полю массово стриглись — каре с чёлкой было самой модной причёской у советских женщин в те годы. Для мужчин она и вовсе стала идеалом красоты. Ставший известным в России польский актёр Ежи Штур как-то заявил, что именно благодаря Поле Раксе выбрал профессию.
На съемках «Зоси» Пола познакомилась с актёром Юрием Каморным, который влюбился в нее без памяти. Впрочем, бурный роман продлился недолго, артистка не рискнула связать себя узами с иностранцем. В 2015-м в документальном фильме «Польские красавицы. Кино с акцентом» актриса рассказала: «Спустя годы я поняла, что поступила правильно. Каморного надо было отпустить: я ещё тогда почувствовала, что Юра — фатальный человек…»
И как в воду глядела — Юрий Каморный трагически погиб в 1981 году. «Зося» оказалась для актрисы единственным советским фильмом, после 1970 года Поля Ракса снималась в кино все реже и реже, перейдя на небольшие роли и эпизоды. Последнюю роль Ракса сыграла ещё в 1993-м («Похищение Агаты»), позже увлеклась дизайном одежды, но основное время проводит в своей усадьбе недалеко от Варшавы.
Кадр из фильма "Звезда пленительно счастья"
А вот Эва Шикульска снималась у советских режиссеров больше и дольше других польских коллег. Варшавянка по происхождению, Эва еще в детстве отлично выучила русский язык и говорила на нем без акцента. Этот факт да еще необычная красота и несомненный талант привлекли внимание таких мэтров кино, как Владимир Мотыль, Александр Зархи и Илья Авербах. Невероятно притягательная и талантливая Эва как нельзя лучше справилась со своей ролью жены декабриста Анненкова в драме Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975). Помимо зрителей, Шикульска покорила и коллегу, Игоря Костолевского. Актёр буквально увивался за актрисой, и та поначалу даже отвечала взаимностью, однако у них не сложилось.
Эва Шикульска сыграла также Аполлинарию Суслову, первую страсть Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (Александр Зархи, 1981), а также Зину, подругу писателя, в фильме по автобиографическому сценарию Габриловича «Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1978). Во время съёмок последнего фильма Эва влюбилась в женатого режиссера, тот даже порывался уйти из семьи, но в какой-то момент одумался.
Совместная работа с Баталовым, Мотылем, Зархи, Костолевским позволила актрисе так «врасти в Россию», что позднее в одном финском фильме она правдоподобно сыграла русскую женщину. Шикульска снялась в российских сериалах «Что сказал покойник» (1999), «Азазель» (2002), «Диверсант. Конец войны» (2007), «В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе» (2015), а также в белорусско-украинском сериале «Волчье солнце» (2014). Актриса продолжает выступать в театре и снимается в польских сериалах, в частности в популярном сатирическом шоу «Ухо председателя» — пародии на деятельность руководителя правящей в Польше партии «Право и Справедливость» Ярослава Качиньского и вообще всего польского политикума.
Однако самой популярной на территории бывшего СССР польской актрисой, безусловно, является Барбара Брыльска. После выхода на экраны картины «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1976) она стала любимой каждым советским мужчиной. Хрупкая девушка, которую играла Брыльска на экране, не могла не понравиться и коллегам по съемкам. В жизни же актриса оказалась сильной и бескомпромиссной. Скорее она выбирала спутников жизни, а не они ее.
В 1977 году создатели фильма, в том числе Барбара Брыльска, стали лауреатами Государственной премии СССР в области кинематографии. И хотя у актрисы есть также высокие польские награды — «Крест заслуги» (1975) и кавалерский крест Ордена возрождения Польши (1985), отдельные ура-патриоты до сих пор припоминают ей именно получение советской Госпремии. Как сказала Барбара Брыльска более 15 лет назад, «ваша Госпремия положила конец моей работе на родине — я в основном стала работать за границей: в Германии, Чехословакии, Болгарии, России. В Польше мне почти не давали ролей, я постепенно выпала из этого артистического круга».
Надежду Шевелёву актриса воплотила и в продолжении «Иронии судьбы», которое снял в 2007 году Тимур Бекмамбетов. Ранее, в 2001-м, Брыльска исполнила роль генеральши Епанчиной в фильме Романа Качанова «Даун Хаус», современной интерпретации романа Фёдора Достоевского «Идиот». В 2008-м она сыграла Розу Карловну, няню маленького Колчака в фильме «Адмиралъ», а в 2014-м — фею в российском фэнтези «Тайна четырёх принцесс» (пока последний фильм с её участием). В последние годы актриса редко появляется на публике и в СМИ.
Из польских актрис нового поколения, сыгравших в российском кино, стоит отметить Марту Клубович (главная женская роль в сериале «Что сказал покойник»), Магдалену Мельцаж (панночка в «Тарасе Бульбе»), Магдалену Лампарску («Только не сейчас», о любви польской девушки и русского солдата в Польше 1953 года, по рассказу Владимира Войновича), Эдиту Гербусь (возлюбленную экстрасенса в сериале «Вольф Мессинг: видевший сквозь время»).
Однако наиболее востребованной, безусловно, является Каролина Грушка, которая в 2000-м дебютировала в «Русском бунте» Александра Прошкина — фильме по мотивам произведений Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачева».
С тех пор актриса сыграла в фильмах «В августе 44-го», «Брейк-пойнт» (2004), «На пути к сердцу» (2007), «Кислород» и «Короткое замыкание» (2009), «Танец Дели» (2012) и «Спасение» (2014). Каролина Грушка ныне входит в число ведущих польских актрис. Съемки в кино она успешно сочетает с работой в Варшавском Национальном театре, куда актриса пришла по окончании театральной академии. Каролина подчеркивает, что театр для нее стоит на первом месте, и нередко признается в любви к русской литературе.
Комментарии6
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео