Войти в почту

Почему коллеги называли Хмельницкого Бэмби

16 февраля 2008 года не стало одного из самых красивых и мужественных актеров нашего кино — Бориса Хмельницкого.

Почему коллеги называли Хмельницкого Бэмби
© Кадр из фильма "Стрелы Робин Гуда"

В первую очередь, он всегда был и остается для отечественных зрителей Робин Гудом, - Хмельницкий создал образ благородного разбойника сначала в фильме «Стрелы Робин Гуда», а затем — в картине «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».

Надо думать, не одно девичье сердце замирало в восторге, когда на экране появлялся он — высокий, красивый, с гордой осанкой, отважный борец за честь и справедливость, романтический герой-рыцарь.

Друзья и коллеги Бориса Хмельницкого всегда повторяли, что он и в жизни был таким — истинным рыцарем. Защищающим слабых. С мужественным сердцем, но в то же время доверчивым и ранимым — недаром в театре его прозвали Бэмби, отдавая должное трепетному характеру артиста.

Как Вольф Мессинг вылечил Хмельницкого от заикания

Детство Бориса прошло в таежной избушке, - родители много работали (оба служили в КГБ), и мальчика на время взялся воспитывать дед. Как-то раз дедушка взял в дом петуха, и тот ночью сильно испугал ребенка, прыгнув ему на спину. С того дня Боря начал заикаться.

Позднее родители пробовали вылечить сына от заикания, но ничего не помогало. Тогда за дело взялся сам великий медиум Вольф Мессинг, который дружил с родителями Бориса. Узнав, что парень мечтает стать артистом, он решил ему помочь. Усадил перед собой и серьезно сказал: «Никогда и ничего не бойся. Помни о том, что рядом с тобой всегда я — Вольф Мессинг».

Воодушевленный таким напутствием, юный абитуриент отправился сдавать экзамены в Щукинское училище. И, к удивлению Бориса, его приняли, хотя он пришел позднее, чем надо, и не сдавал экзамен по технике речи.

Благодаря Любимову он остался бородатым

С той поры заикание практически оставило Хмельницкого. Правда, оно могло вернуться, если он начинал сильно волноваться. Так, например, произошло, когда Юрий Любимов, руководивший в те годы Театром на Таганке и сразу взявший в свою труппу окончившего «Щуку» Хмельницкого, дал ему роль Галилея вместо заболевшего Владимира Высоцкого.

Хмельницкий сразу начал нервничать, на репетициях заикался и упрашивал отдать роль другому актеру, но Любимов был неумолим. И, собравшись, Хмельницкий отыграл спектакль безупречно. Видимо, то давнее напутствие действительно Мессинга помогало ему.

А еще именно благодаря Юрию Любимову Хмельницкий не стал избавляться от бороды, которую ему пришлось отрастить для съемок в фильме «Князь Игорь». С этой бородой он пришел в театр, встретил в коридоре Любимова, и тот, окинув артиста одобрительным взглядом, отрезал: «Побреешься — уволю». И он не стал сбривать роскошную бороду, которая так ему шла и с которой мы все его запомнили.

Никогда не любил склок и скандалов

Довольно долго — с 1964 года - Борис Хмельницкий успешно играл на сцене Театра на Таганке. Но в 1982 году все-таки уволился. Труппа начала готовить спектакль «Мастер и Маргарита», роль Воланда должен был исполнять Хмельницкий. Отыграли первые спектакли, и вдруг Хмельницкого заменили другим артистом.

А потом Борис услышал, как на чей-то вопрос о причине перестановки тот артист пренебрежительно ответил: «Так ведь он же — Бэмби! Какой из него Воланд?». После этого Хмельницкий покинул Театр на Таганке. Впрочем, он никогда никого не обвинял в своем уходе. Решил сам, и сам отвечал за свое решение.

Он вообще никогда ни о ком не говорил плохо, не выносил склок, сплетен, скандалов. Когда его спрашивали — почему развелся с женами, он отвечал: «Они хорошие, это они меня бросили, и правильно сделали, так мне и надо».

Два коротких брака

Высокий красивый Хмельницкий никогда не страдал от недостатка женского внимания. Еще 25-летним парнем он чуть не женился на Людмиле Шляхтур (актриса, исполнившая роль Верки-модистки в фильме «Место встречи изменить нельзя»), но свадьба по каким-то причинам не состоялась. Потом у молодого артиста были романы с Аллой Демидовой, Маргаритой Тереховой... Однако ничем серьезным они не заканчивались.

На Марианне Вертинской Борис женился по большой любви. Он тогда уже был знаменитым артистом — фильм «Стрелы Робин Гуда» с большим успехом шел в кинотеатрах. Марианна тоже блистала на экране в ролях роковых красавиц. Они полюбили друг друга. В семье родилась дочь Даша. Но спустя три года Хмельницкий и Вертинская развелись.

Дочку Борис попросил оставить с ним — он не представлял своей жизни без Дашеньки. Марианна с легкостью согласилась. После этого многие ее осуждали, а Хмельницкого жалели — как же, приходится одному растить дочь. На что он всегда реагировал недоуменно: да вы что, это такая радость, а вовсе никакая не обуза. Конечно, ему очень много помогали мама и старшая сестра, ведь сам Борис часто уезжал — много снимался.

Второй брак — с Ириной Гончаровой, специальность которой была далека от мира кино (она была психологом), и вовсе продлился полтора года.

Внебрачный сын

После второго развода красавец актер, конечно, не вел монашескую жизнь — встречался с женщинами, но замуж больше никого не звал. У него родился сын Алексей, которого его мать почти сразу увезла за границу и запрещала Хмельницкому даже упоминать о мальчике в интервью. Несмотря на это, Борис всегда продолжал считать себя отцом Алексея и всячески это подчеркивал, повторяя, что очень жалеет о том, что не может видеться с мальчиком, и чувствует свою вину перед ним.

Как Бэмби защищал Белый дом

Еще в 80-х у артиста была возможность сняться в голливудском блокбастере «Скалолаз», - ему прислал приглашение на роль сам Кирк Дуглас, предложив баснословный гонорар в миллион долларов. Но из Советского Союза Хмельницкого не выпустили. Конечно, обида на произвол осталась в душе артиста, - как и понимание несправедливости системы, кроившей судьбы своих граждан по своему усмотрению. И когда в 1991 году произошел политический переворот, Хмельницкий всей душой был на стороне тех, кто защищал Белый дом.

И не просто «на стороне» . Едва начался путч, Хмельницкий, а вместе с ним — Станислав Говорухин, Александр Любимов, Мстислав Ростропович и другие известные люди — забаррикадировались в Белом доме, отказавшись его покидать. Спецназовцы получили приказ расстреливать здание, но отказались это делать — не смогли убивать артистов и музыкантов.

Последний фильм

В 90-х Борис Хмельницкий почти исчез с экранов. Он не хотел сниматься в проходных сериалах. Его последней работой стала роль казачьего атамана в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба». Озвучить своего героя артист уже не успел, и Бортко попросил это сделать Никиту Джигурду. Фильм вышел на экраны уже после того, как Хмельницкого не стало.

Узнав, что у него онкологическое заболевание, Борис никому не стал об этом сообщать, даже близким. Некоторое время он самостоятельно боролся со страшным недугом. В последние полгода у него стали отказывать ноги, он с трудом передвигался, но до последнего активно занимался организацией юбилея Высоцкого.

14 февраля 2008 года Борис Хмельницкий, последний рыцарь российского кино, умер на руках у своей дочери Даши и первой жены Марианны Вертинской. Сестра артиста всегда говорила о том, что только ее — Марианну — Борис и любил всю свою жизнь.