Войти в почту

Звезда «Рабыни Изауры» о славе в 90-х и жизни сейчас

Жизненные перипетии невольницы из далекой Бразилии в сериале «Рабыня Изаура» сразу нашли отклик в сердцах российских телезрителей. С тех пор прошло более 30 лет. Саундтрек поклонники напоют и сейчас, а имя Луселии Сантус, исполнительницы главной роли, произнесут без ошибки. А что сейчас происходит в жизни актрисы?

Звезда «Рабыни Изауры» о славе в 90-х и жизни сейчас
© WDay.ru

Ехать на интервью за океан не пришлось. 61-летняя бразильянка сама прилетела в Москву с визитом.

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – В России я оказалась впервые в жизни! Как же долго я грезила об этой поездке! «Рабыня Изаура» была популярна во всем мире, но больше всего я слышала о любви к ней именно в вашей стране. Много лет назад у меня была возможность побывать здесь в составе делегации президента Бразилии, но тогда мой сын Педро был очень маленьким, я не могла его ни оставить, ни взять с собой. И вот мечта сбылась! Изучение самой большой страны в мире я начала со столицы.

Согревалась в шапке-ушанке

– И как вам тут зимой понравилось, не замерзли?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Москва поразила меня в самое сердце! Очень красивый город! Все сверкает, переливается, всюду огоньки всех цветов, я в полном восторге! И всюду снег, его так много! Все латиноамериканцы жаждут хоть раз в жизни на него посмотреть, а я увидела! Да, у вас намного холоднее, чем в моем родном Сан-Паулу. Но меня согревала шапка-ушанка с красной звездой – крутые у вас головные уборы! А местные жители какие доброжелательные – ощущение, что ты самый желанный и долгожданный гость. Россия встретила меня в бело-серых тонах. Бразилия же – это всегда яркие и насыщенные цвета. Даже люди выглядят по-другому – у них светлая кожа и часто голубые глаза, в то время как в Сан-Паулу у людей темные кожа, волосы и глаза. Именно потому, что мы на первый взгляд такие разные, нам есть чем обмениваться в вопросах культуры.

– Это вас сюда и привело?

— Да, недавно я стала официальным представителем TV BRICS (телеканала БРИКС – организации, куда входит пять стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. — Прим. «Антенны»). Надеюсь, мое участие в этом проекте поможет в укреплении культурных связей между Россией и Бразилией. Возможно, я сниму документальный фильм о вашей державе. Планы такие обсуждаются. И опыт имеется: на экраны выходили мои страноведческие картины о Китае и Восточном Тиморе. Работаю я на совесть, поэтому прежде чем взяться за проект, несколько раз побывала в этих странах. А у вас за свою поездку успела полюбоваться на потрясающие иконы, поставила свечку в храме Христа Спасителя, осмотрела диковинные статуи и машины в Историческом музее, прогулялась по Красной площади. Сделала селфи со статуей медведя, разевающим пасть! И пообедала вкусно: попробовала наваристый борщ и пельмени с разными начинками – объеденье!

Изаура по Станиславскому

– Приятно слышать, что вам у нас понравилось! А что впечатлило больше всего?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Одно из самых ярких воспоминаний – посещение Музея Станиславского. Когда в 19 лет мне предложили исполнить главную роль в «Рабыне Изауре», я готовилась к перевоплощению по системе вашего русского гения, которую считаю лучшей для актерского мастерства. В каких бы направлениях ни двигались театр и кино, она никогда не устареет. Я и сама сформировалась как актриса благодаря системе Станиславского.

В 15 лет, когда я только начинала карьеру и ничего толком не знала об искусстве лицедейства, я встретилась с преподавателем сценического мастерства Эужениу Кузнетом. Слышали о таком? А он ведь родом из Российской империи, из города Херсона. Раньше его знали как Евгения Шаманского-Кузнецова. В 1920-е годы эмигрировал в Бразилию, где и преподавал, а также сам играл и ставил пьесы. Так что тому, что я умею в профессии, я обязана россиянину. Господин Кузнет жил, как и я, в Сан-Паулу, заведовал труппой театра «Офисина». У нас Эужениу приобрел огромную популярность в первую очередь благодаря таланту, а также тому, что обучал местных артистов системе Станиславского.

большой удачей, определившей весь мой творческий путь, что этот мастер переселился в Бразилию и что позвал меня к себе. По окончании курса он предложил мне переехать в Россию, чтобы продолжать обучение на родине Станиславского, иметь возможность ходить в ваши театры, но я не решилась. Требовалось освоить русский язык – если не в совершенстве, то на приличном уровне, на это ушли бы годы, а я была еще подростком... В столь юном возрасте мне это представлялось неподъемным. Я еще никак не заявила о себе, а хотелось прославиться и поскорее. В итоге я не полетела. Когда я в 19 лет пробовалась на роль рабыни Изауры, меня уже было забраковали, сказав, что я маленькая. Но я проявила характер и получила эту роль.

Помогла ли в этом система Станиславского, не знаю.Но по прошествии четырех с половиной десятков лет, как я начала играть – сначала в театре в 16, потом в кино в 19, почувствовала, что настало и мое время поделиться знаниями с молодежью. У нас в Бразилии и сейчас с системой Станиславского серьезные проблемы: в мои годы о ней почти никто не знал, а нынче она широко известна, но тенденции таковы, что она не считается основной моделью. Отчасти виновато современное телевидение! У нас культивируется мнение, что актер – обязательно человек с приятной внешностью, харизматичный, обаятельный в жизни. Ну что за чушь! Актерское мастерство не должно иметь ничего общего с тем, как человек выглядит и ведет себя вне сцены и съемок. Поэтому я сочла своим профессиональным долгом просветить молодое поколение на этот счет. Провожу мастер-классы, они прошли в трех бразильских штатах: Сан-Паулу, Минас-Жерайс и Рио-де-Жанейро. Объясняю все так, как учил меня мой учитель из России. Сначала немного теории, потом практики – и через три дня моих слушателей можно выпускать на сцену!

– А сами еще играете в театре или полностью ушли в телепроекты?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Играю, и даже успех «Рабыни Изауры» не сбил меня с этого пути. Причем до сих пор это так волнительно, я и новое постоянно что-то пробую. Последний год играла первый за карьеру моноспектакль. Он посвящен испанской монахине, святой Терезе Авильской.

– Есть ли надежда у российских зрителей увидеть вас снова на экране?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Есть, но не в мыльной опере. И не как актрису. Теперь я снимаю сама – и это документальное кино. Один из последних проектов посвящен горному туризму. Сама я в этой области не профессионал, но горы обожаю. И задумала с товарищем снять серию о восхождении по нескольким горным цепям, среди которых Альпы и Гималаи. Мы с коллегой делаем все от и до: идея, сценарий, съемка, продюсирование. Это требует огромных финансовых и душевных вложений.

Знаю по-русски слово «дача»

– На родине вас узнают на улице?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Узнают, и довольно часто. Встретить меня где-то не так сложно, потому что в основном я пользуюсь общественным транспортом, так как считаю, что автобусы и маршрутки – не только для бедняков, а просто удобный способ передвижения. Водители иногда заводят со мной разговоры, и это так душещипательно. Могу расчувствоваться. Думаю, залог успеха «Рабыни Изауры» – в центральной теме, которая близка самым разным народам. Угнетение одного человека другим – это то, что трогает сердца людей. И в вашей стране крепостное право отменили довольно поздно. Кроме того, зрители симпатизируют тому, кто страдает как моя героиня. Многие ставят себя на ее место, хоть и живут в благополучных семьях, где муж и голоса не повышает на жену. Мне рассказывали, что в России из-за нашего сериала загородный дом иронично стали называть фазендой. Так мило! А сама я благодаря этому открытию выучила слово «дача».

– Были ли в вашем роду рабы?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Сама я родилась в семье выходцев из Португалии и не имела среди предков рабов, однако эта ситуации скорее нетипична для Бразилии, где много людей имеют в том числе африканские корни. Поэтому, несмотря на мою родословную, я убежденный борец за права человека. Независимо от того, где, когда и в какой стране происходит порабощение одних людей другими, это должно меняться. Расизм абсолютно неприемлем.

– Поддерживаете ли вы отношения с коллегами по сериалу?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Я прекрасно помню наш дружный коллектив, мы до сих пор тесно общаемся с актерами, которые еще с нами. До самой кончины Рубенса ди Фалко (исполнитель роли Леонсию умер в 2008 году в возрасте 76 лет. – Прим. «Антенны») я поддерживала с ним приятельские отношения. Он был добрым, отзывчивым, щедрым человеком – никакой не тиран, как его герой, а полная противоположность. Он до конца дней раскаивался, что не завел семью и детей. Сильно болел, а из близких рядом – никого... Дни свои он закончил в доме престарелых, и это очень грустно. Когда мы играли вместе, про нас выдумывали всякое, но в реальности между нами не было ничего и близко из того, что переживали наши герои – только взаимные уважение и поддержка.

– Вы практически не изменились с той поры, будто вам и сейчас 19. В чем секрет вашей молодости?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – О, спасибо! Просто я пью очень много воды. Обычной. А еще практикую йогу и занимаюсь альпинизмом.

– Наверное, держать себя в форме помогает и то, что вы никогда не сидите без дела. Слышала, вы активно боретесь за сохранение бассейна Амазонии. Каких результатов добились?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Амазония – очень сложный регион. В погоне за деньгами люди вырубают там леса или сжигают их, чтобы создать пастбища. Это огромная работа – объяснить им, чтобы они так не делали. Из-за моей деятельности по Амазонии я практически перестала сниматься в «мыле». Известность дала возможность широко пропагандировать свои взгляды – и телеканал «Глобо» (самый популярный и влиятельный бразильский телеканал. – Прим. «Антенны») вычеркнул меня из своих будущих телесериалов. Но я ни о чем не жалею.

– Остается ли у вас время на семью? Какая вы хозяйка?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Очень хорошая. Я много лет сама занималась домом, без всяких помощниц. Сейчас это невозможно, потому что я много путешествую. Но даже теперь я отлично убираюсь и хорошо пеку пироги.

– Ваш сын Педро пошел по вашим стопам и стал актером. Передался, как полагаете, ему ваш талант? И какая вы бабушка для внучки Каролины?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Мой сын – очень красивый и хороший актер, но в последнее время, в 36, он больше пишет и продюсирует, а не играет. Моя внучка, ей чуть больше года, прекрасна, но, увы, я ее мало вижу, только по фотографиям, поскольку они живут в Португалии. Но я считаю себя хорошей бабушкой, потому что обожаю ее.

– Бразильские издания писали, что вы не так давно развелись с мужем и теперь свободны. Обычно мыльные оперы заканчиваются тем, что главная героиня не только обретает свободу, но и непременно выходит замуж – в этом их хэппи-энд. Как вы считаете, нужно ли женщине обязательно стремиться быть в браке или можно обойтись и без этого?

Луселия Сантус (Maria Lucélia dos Santos): – Эти издания все перепутали: я никогда не разводилась, потому что никогда не была замужем. Я не люблю соблюдать эти формальности. Я стопроцентная феминистка. Не вижу никакой разницы между мужчинами и женщинами в работе и быту. Женщина должна быть независимой. Выйти замуж согласилась бы лишь за Ричарда Гира, потому что он придерживается тех же взглядов на жизнь. Но поздно: он женился прошлой весной (на управляющей отелем Алехандре Сильве. – Прим. «Антенны»). А жаль: вот ему бы стирала рубашки.

Спорим, вы не знали, что…

родители Луселии Сантус были против того, чтобы она стала актрисой. Но в девять лет она вопреки их воле пошла на кастинг, услышав по радио о наборе в детскую пьесу.