Луковый рыцарь о проводах «Игры престолов», спойлерах и всхлипах Джона Сноу

На HBO и в «Амедиатеке» уже вышла первая серия восьмого сезона «Игры престолов». Самый популярный сериал современности выходит на финишный круг. Вместо спойлеров «Лента.ру» публикует интервью с одним из самых авторитетных актеров сериала: Лиам Каннингем сыграл сира Давоса Сиворта. Луковый рыцарь, воплощающий здравый смысл в полной безумных персонажей фэнтези-саге, рассказал о том, как спойлерами довел до слез дочь и как сам плакал на съемках.

«Говорю всем, что Давос сядет на Железный трон»
© Кадр из сериала "Игра престолов"

Расскажите, как прошел ваш последний съемочный день.

Ну, во-первых, мы снимали сцены не в хронологическом порядке — это в порядке вещей, когда в съемках задействовано много локаций. Поэтому то, что мы снимали в последний день, вовсе не было нашим последним появлением в кадре. Но, так или иначе, этот день был полон разного рода эмоций. Я хоть и ирландец, но пытался проявлять истинно английскую выдержку.

Протянул недолго: сначала в моем голосе прорезалось вибрато в духе Кэтрин Хепберн, а потом меня было не остановить. Скажу честно, рыдали все: каждый из нас — в свой последний съемочный день. Потому что Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс расстарались вовсю и устроили всем такие проводы, что невозможно было не растрогаться. Мы же работали над этим сериалом десять лет! Поначалу снять достойную экранизацию «Песни Льда и Огня» казалось такой неподъемной задачей. Этот проект был как единорог — некий красивый, яркий фантастический зверь, в которого никто не верил.

А на деле это оказался идеальный коктейль из отлично написанной истории и лучшей команды, с которой я когда-либо работал и, вероятно, когда-нибудь поработаю. И вот теперь у нас это все отбирают. Больно об этом думать. Но любая история должна иметь начало и конец, и тут мы просто добрались до конца. Мы знали, что он неизбежен. Надо просто смириться, утереть сопли и двигаться дальше.

А что вы почувствовали, когда прочли сценарий восьмого сезона? Его ведь вам предоставили целиком, если я не ошибаюсь.

Я был, кажется, где-то в Америке, когда получил сценарий. Нам его разослали в самый последний момент — при этом дав достаточно времени, чтобы мы успели все изучить перед первой коллективной читкой. Чтобы открыть файл, нужно было ввести кучу паролей и пройти двойную авторизацию, представляете? И у меня ничего не получалось. Думал, что просто я такой идиот, но нет. Наутро, в день первой читки, я пришел со своим ноутбуком и говорю: «Вот, не смог открыть сценарий». Знающие люди покопались в нем и тоже не смогли открыть. В итоге им пришлось все кодировать и высылать мне файл заново. Но уже было поздно и, конечно, я ничего не успел прочитать. Так уж получилось, что из всех присутствующих только мы с Китом Харингтоном так и не прочли сценарий. Но Кит это сделал сознательно, а у меня просто технической возможности не было. Так что впервые я ознакомился со сценарием, когда весь актерский состав сидел и зачитывал его по ролям. Ощущения были очень странные. Я никогда этого не делал — всегда старался избегать подобных читок, но тут вариантов не было. Каждый из нас был дико взволнован. Мы все окидывали взглядом комнату и наверняка думали: «Такого больше никогда не будет». И, конечно, многие пустили слезу, но громче всех отреагировал Кит: он был совсем не подготовлен, и из его угла доносились вздохи и прочие звуки, говорящие о том, что он офигевает. Я тоже был ошарашен, но перенес все стоически.

Вам понравилось, как сценаристы справились с концовкой? На них ведь висел груз ответственности — надо было не запороть финал такого сериала и удовлетворить если не всех, то хотя бы большинство поклонников.

А вы можете назвать хоть один сериал, концовка которого удовлетворила большинство?

«Клан Сопрано», например — отличная же концовка.

Вам HBO приплатили, признайтесь? Ха, ну да, мне лично очень понравилась концовка «Сопрано», но ведь ею тоже многие были недовольны. «Во все тяжкие», может? Но даже там взыскательные зрители нашли, к чему придраться. Ну так вот, с «Игрой престолов» такая история. Это сериал для взрослых людей, написанный взрослыми людьми. И если в концовке довести до завершения и разъяснить абсолютно все накопившиеся за эти годы интриги, то будет выглядеть, как будто мы относимся к зрителю снисходительно. Так что наш финал кому-то понравится, кому-то — нет, о нем будут долго спорить, ломая копья. Но сейчас, по прошествии какого-то времени, я считаю, что финал — честный и достоин этой истории.

Кстати, когда закончился «Во все тяжкие», его создатели выпустили специальный набор для выживания после завершения сериала: шоколад, водка, леденцы в виде голубых кристаллов и прочие интересные штуки. Что бы вы положили в набор «Жизнь после "Игры престолов"»?

Хороший вопрос! (смеется) В первую очередь я бы туда положил маковое молоко. Аспирин. Что еще? Пару куриных ножек — чтобы Рори МакКанну, который Пса играет и постоянно обгладывает их в кадре, не достались. Немного лука положил бы — уже для себя (в соответствии с прозвищем Давоса Луковый рыцарь — прим. «Ленты.ру»). Ну и брошь Десницы короля, чтобы можно было ею заколоться, если станет совсем тоскливо.

Вам удалось что-нибудь утащить с площадки на память?

Да у меня уже много всего накопилось. Я тырил одежду и реквизит все эти годы. Обещали подарить меч Давоса, но не сдержали слова в итоге. Зато мне достался деревянный олень, которого Давос вырезал для Ширен Баратеон. Отдал его дочери. Она у меня восхитительный гик — зарабатывает себе на жизнь, работая дизайнером видеоигр. Так вот, у меня было два оленя: целый и подгоревший. Я подарил ей подгоревшего. И перед тем, как в эфир вышла серия с казнью Ширен, я сдуру сказал дочери: «Помнишь, я тебе подарил того оленя? Вот сейчас ты поймешь, что к чему». Разумеется, она не знала, чего ждать. Я уже и сам забыл, насколько сцена сожжения Ширен была брутальной. Мы ее отсняли месяцев за восемь до премьеры той серии, так что ощущения к моменту просмотра притупились. И вот мы смотрим эту ужаснейшую сцену, а я гляжу на свою дочь. Ей было тогда 24 года — уже не ребенок. Но тут она просто сидела и заливалась слезами, держа в руках этого проклятого оленя. Она была искренне убита горем. Я от этого так обалдел, что чувствовал себя виновным в жестоком обращении с детьми.

Ваш персонаж впервые появился в сериале во втором сезоне. Вы удивлены, что Давос протянул до последнего сезона? И понравилась ли вам его сюжетная линия в «Игре престолов»?

Это был невероятный путь. Мне всегда казалось, что Давос в сериале более-менее олицетворяет позицию зрителей. Он на все смотрит глазами, полными удивления, всегда задает важные вопросы и отвешивает здравые комментарии. Мне было интересно наблюдать, как вполне приличный человек попал в это осиное гнездо и пытается там выжить. Кажется, во втором сезоне я появился только в четырех сериях, а потом роль разрослась по ходу пьесы. И это всегда приятно для актера, особенно если ему так нравится персонаж. В том, что касается истории сира Давоса Сиворта, у меня нет никаких жалоб и возражений.

Вас, наверное, люди из HBO долго инструктировали о том, чего нельзя разглашать в интервью...

Этот инструктаж обычно становится гораздо короче, если перечислить то, что произносить все-таки разрешено. Все это так странно: мы не можем ничего обсуждать с друзьями, родственниками. Если пристают — приходится просто отшучиваться, чтобы сбить их со следа. В основном говорю всем, что Давос сядет на Железный трон. Почему-то никто не ведется! А что такого невероятного в этом развитии событий? Никому же не интересны спойлеры, ведь так? А то люди вроде и хотят знать как можно больше, а вроде и боятся спойлеров как огня. Очень сложно нащупать эту грань. Мы не то чтобы эти секреты охраняем, потому что они так уж важны лично нам или студии. Но «Игра престолов» — самый популярный сериал на планете во многом еще и потому, что в нем полно феноменальных твистов, сюрпризов и просто разного рода неожиданностей, разбросанных по сюжету. Смерть Неда Старка, Красная свадьба — вот это все.

Но это было в книгах, то есть даже за спойлеры не считается.

Ну, хорошо, но мы уже несколько сезонов опережаем книги, так что сейчас это актуально как никогда. Если кому-то рассказывать сюжетные ходы, это испортит им просмотр. Мой отец ходил в кинотеатр каждое субботнее утро, чтобы смотреть ковбойские фильмы, которые шли раз в неделю. И каждый раз в конце сеанса была сцена с ковбоем, свисающим с дилижанса на волосок от смерти, и титр: «Приходите на следующей неделе — увидите, что случилось». Вот и с «Игрой престолов» такая же история. Очень много шокирующих моментов, портить впечатление от которых мы не имеем права да и не хотим. Вообще, в сохранность всех секретов было вложено невероятно много труда.

Например, мы на съемках не пользовались никакими распечатками — чтобы они никому постороннему не попали на глаза. Даже списки актеров и технического персонала, вызванных на съемку в определенный день, распространялись в электронном виде. И все ходили туда-сюда со своими планшетами. У нас у всех были выдуманные имена — меня лично звали Люк. И я об этом иногда забывал, не находил своего имени в списке и расслаблялся, думая: о, завтра выходной. А потом бил себя по лбу: «Вот ты олух старый, ты же Люк!» И явно не Скайуокер к тому же! В общем, жду не дождусь, когда выйдет последний эпизод, и можно будет перестать следить за языком. Из меня бы вышел фиговый шпион.

Из всех шокирующих моментов «Игры престолов» какой у вас самый любимый?

Меня как-то попросили съездить на конференцию Web Summit в Лиссабон, где разные технари ищут деньги на свои проекты. Я должен был толкнуть там речь о золотом веке телевидения. Начал словами: «Я без понятия, что это вообще значит, но могу вам просто показать, каким бывает хорошее телевидение». И показал им чудесное видео из YouTube, где собраны реакции разных зрителей на Красную свадьбу. Эти моменты удивительны. Это доказательство того, что если мы хорошо делаем свою работу, то можем заставить аудиторию испытывать самые разнообразные чувства. Можем заставить их ненавидеть нас и любить, смеяться и плакать. Все сводится к умению рассказывать истории.

А вы сами читали «Песнь Льда и Огня»?

Нет. Хотя Джордж каждый раз дергает меня, когда мы видимся, ужасно хочет, чтобы я начал читать его сагу. Уже даже не спрашивает прямо, а просто смотрит на меня пытливо и говорит: «Лиам?» А я мотаю головой и говорю: «Еще нет, Джордж». Дождусь, когда он все доведет до конца, и вот тогда устрою себе марафон. Пусть поторопится, а то кто его знает, сколько мне жить осталось! Они же гигантские, эти книги. Когда ты в моем возрасте, такое чтиво — это неподъемный груз. Я и памфлеты-то с трудом могу осилить. Но ради Джорджа, так уж и быть, почитаю его писанину. Если мне в этом возрасте читать такие книги трудно, то представьте, как ему тяжело их писать! А ведь он тоже не мальчик, но постоянно проделывает какой-то запредельный объем работы.

У него недавно был издан сборник рассказов, он пишет предпоследнюю книгу «Песни Льда и Огня», а еще по его произведениям вышел первый (и последний — прим. «Ленты.ру») сезон научно-фантастического шоу «Летящие сквозь ночь». Не говоря уже о том, что он постоянно принимает участие в работе над «Игрой престолов» как консультант. Думаю, сейчас сериал закончится, и у него будет намного больше времени и сил, чтобы дописать еще две книги. Не понимаю, как он это делает. Я-то с трудом могу даже чек подписать. Вот вся моя работа за день: подписал — и мой ресурс исчерпан, надо прилечь.

Вы ждете премьеру, будете смотреть сериал со всем остальным миром?

Ну а то! Я ничего еще не видел. Это ведь многофигурная драма, а мы там присутствуем, только когда снимаем сцены со своим участием. Так что когда каждая новая серия выходит, мы записываем ее, а потом собираемся у меня дома вшестером и смотрим всей семьей. Я большой фанат! Даже если бы я не исполнял роль в «Игре престолов», это все равно был бы мой самый любимый сериал. Хотя я читал сценарий, меня же не было на съемках большинства сцен. Обожаю весь актерский состав — всегда интересно смотреть, как они отработали свои роли. Но потом я сам появляюсь на экране — и все, облом! Тут же начинаю оценивать свою игру с технической точки зрения, думаю, что можно было бы сделать иначе. И этим самым порчу себе просмотр. Зато дети каждое мое появление на экране встречают аплодисментами. Причем искренними, не саркастичными. Такая реакция уж точно стоит потраченных десяти лет жизни.

Первый эпизод восьмого сезона «Игры престолов» уже доступен в Амедиатеке. Все эпизоды будут выходить в сервисе одновременно с американской премьерой.