Почему Тамаре Семиной предлагали роли падших женщин

Народная артистка РСФСР Тамара Семина хорошо известна зрителям по роли Катюши Масловой в "Воскресенье". Актриса сыграла около 150 разноплановых ролей, но было время, когда ей предлагали играть только в одном амплуа...

Детство

Тамара Петровна Семина родилась в Курской области в 1938 году. В четыре года уехала оттуда во время военной эвакуации. Отец девочки погиб на войне, но в 1946 году у нее появился отчим, который очень хорошо относился к падчерице. Тамара хорошо училась и педагоги пророчили ей преподавательскую карьеру, но она забрала документы из пединститута и уехала в Москву, решив стать актрисой.

По рассказам Семиной, в Москве троллейбус случайно привез ее, заблудившуюся в городе, ко ВГИКу. Однако вступительные экзамены уже закончились, но декан актерского факультета уговорил комиссию.

Веселая девчонка?

Актриса вспоминала, что в институте среди красивых сокурсниц была гадким утенком. Но она покоряла всех своей фантазией и всегда вносила элемент игры и в жизнь: подшучивала, сочиняла и смеялась. На первом курсе начала сниматься в дипломных работах молодых режиссеров и операторов. Например, в эксцентрической комедии Алексея Сахарова "Человек за бортом"; в фильме "Два Федора" Марлена Хуциева. Также справилась с драматической ролью в ленте "Все начинается с дороги" Виллена Азарова. Преподаватели видели в ней будущую комедийную актрису, но она прославилась как драматическая.

Роль женщины с низкой социальной ответственностью

В драматическом амплуа ее открыл режиссер Михаил Швейцер в 1959 году. Он пригласил ее на роль Катюши Масловой в экранизацию романа Льва Толстого "Воскресение". На съемках коллеги опекали юную актрису, помогали ей дружескими советами. Коллеги-артисты откормили Тамару на съемочной площадке. До этого она была слишком худа для роли Катюши: в романе Толстого это была крупная, дородная женщина.

В фильме ей хорошо удались крупные, выразительные планы. Она играла очень чувственно, что было редкостью для кино тех лет.

Известно, что фильм повторяет сюжет романа Толстого, который описал свою связь с горничной своей сестры в Пирогове. Ее образ повторила героиня Екатерина Маслова - дочь незамужней дворовой женщины и проезжего цыганского мужчины. Катюша выросла в господском доме "полугорничной, полувоспитанницей". Когда девушка повзрослела, ее постигла трудная судьба, характерная для статуса подобных женщин в то время: потеряла ребенка от заезжего барина, пыталась жить и работать в разных богатых домах, где к ней периодически приставали хозяева, а их жены выгоняли девушку без оплаты... В итоге привлекательная женщина попала в дома терпимости, а потом - на скамью подсудимых.

Победа

Звезда "Воскресенья" была признана лучшей актрисой 1961 года за роль Катюши читателями журнала "Советский экран". За границей ее тоже полюбили, а в 1962 году на 15-м международном кинофестивале в Локарно присудили ФИПРЕССИ (премия Международной федерации кинопрессы) как лучшей актрисе. Также она была награждена на кинофестивале в Мар-дель-Плато в Аргентине. Сама артистка считает лучшей наградой похвалу итальянской актрисы, супруги Федерико Феллини, Джульетты Мазины.

После роли женщины с пониженной социальной ответственностью Семина признавалась, что режиссеры стали засыпать ее предложениями, где она должна была играть "пьянь и рвань". Режиссер Владимир Фетин приглашал ее сыграть как раз такого рода девушку Дарью в "Донской повести". Потом предлагали роль гувернантки, у которой была близость с барином, в фильме "Гулящая". Артистка говорит, что хорошо запомнила один урок преподавательницы из ВГИКа Ольги Пыжовой. Наставница говорила, что актерам каждый день надо искать себя нового. Актриса не согласилась ни на одну из ролей падших женщин и не прогадала. Позже она снялась во множестве других кинокартин. Зрители помнят ее по фильмам "Коллеги", "Порожний рейс" и "День счастья". Пик ее востребованности пришелся на 70-е годы, а в 80-е популярность спала. Не смотря на это, Семина появляется на экране до сих пор.