Михаил Ефремов: Органы нас забирают, а мы над ними будем смеяться

Дмитрия Смолева арестовали 30 июля прямо перед вечерним спектаклем «Дюма», где артист играет роль д’Артаньяна. Суд уже состоялся – посадили на 8 суток. Общественность в шоке.

"Органы нас забирают, а мы над ними будем смеяться"
© ИД "Собеседник"

Очень убедительно сыграл

Виной стал 40-секундный ролик: Смолев вошел в роль пьяного сержанта ГИБДД, который курит сигарету на набережной у Кремля и ведет диалог с тем, кто снимает его на телефон. На видео форма ничем не отличается от настоящей, а сам он с трудом выговаривает слова и шатается. «Сержант, у тебя слюни текут!» – кричат ему. Ролик разлетелся по интернету. Актер сыграл настолько убедительно, что сначала сотрудники московской ГИБДД начали искать нарушителя среди своих. Видимо, не впервой. Только через неделю вышли на 37-летнего Дмитрия Смолева.

Полиция сочла, что актер «дискредитировал своим поведением органы внутренних дел России». В пресс-службе МВД официально заявили: «В отношении задержанного были возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.12 КоАП РФ (незаконное ношение форменной одежды) и 20.1 (мелкое хулиганство). По результатам рассмотрения материалов по ст. 20.1 КоАП РФ судом ему назначено наказание в виде административного ареста сроком восемь суток».

– Я не являюсь сотрудником полиции, я – актер, который снимался в клипе. А пока переставляли свет, дурачились, снимали эту историю. То есть никаких умыслов оскорбить или еще чего-то не было, – заявил на допросе Дмитрий.

Михаил Ефремов: «Позор мусорам!»

– Я узнал об этом незадолго до спектакля, когда приехал в театр. Диму уже загребли, – сказал «Собеседнику» режиссер постановки «Современника» Михаил Ефремов. – Мы в срочном порядке вызвали на замену актера – Евгения Павлова, который играет эту роль в другом составе. Перед спектаклем я вышел к зрителям и сказал, что «позор мусорам». Объяснил произошедшее. Да, я смотрел этот ролик и не вижу там ничего криминального. Просто у наших правоохранительных органов нет чувства юмора. И что же нам остается делать?! Как с ними бороться?! На митинги ходить? Старый я уже для этого. Поэтому попросил, чтобы мне написали какое-нибудь смешное стихотворение, которое я бы смог записать на видео. Они нас забирают, а мы над ними будем смеяться. К сожалению, других ресурсов у нас нет. Посадить их мы не можем, поэтому наше боевое оружие – шутить. Зато пошутим так, что, с**а, век будут помнить.

В связи с этим Ефремов даже припомнил цитату из современного классика:

– У Виктора Пелевина есть фраза: «Кто не хочет работать клоуном у пидарасов, будет работать пидарасом у клоунов». Так вот мне нравится больше работать клоуном.

В кулуарных беседах с корреспондентом «Собеседника» сотрудники театра отзываются о Дмитрии, который работает в «Современнике» 11 лет, как о человеке тоже веселом, с особым чувством юмора. «Дима – любимчик всего коллектива, с ним не соскучишься. Он не злобный парень, зря его посадили», – говорят о Смолеве.

Контрольный звонок

«Собеседник» позвонил актерам, игравшим роли полицейских.

Юрий Стоянов, народный артист России:

– Закон о ношении милицейской, а позже и полицейской формы существовал всегда. Когда мы в программе «Городок» снимали на улице сюжеты скрытой камерой, в которых был задействован артист в форме, то всегда уведомляли об этом соответствующие органы. Если мы снимали «гаишные» розыгрыши и брали на себя функции ГАИ с правом останавливать транспорт, то рядом со съемочной группой находился настоящий инспектор. В данном же случае я бы отмел статью «мелкое хулиганство». Думаю, этот ролик можно назвать простым дуракавалянием, баловством. Вот если бы из-за этого «пьяного сотрудника ГИБДД» случилось ДТП или он оскорбил кого-то, то тут он должен отвечать по строгости.

А еще мне всегда важно: талантливо или нет. Полицейские же поверили, что этот персонаж настоящий! И тогда у меня вопрос: а почему поверили? Ведь первой реакцией полиции должно быть: «Этого не может быть никогда!» Значит, все-таки это может быть?! В любом случае не вижу тут повода задерживать этого человека. А вот замечание, наверное, сделал бы. Ведь это видят другие люди и могут поверить, что инспектор пьяный. Хотя лично я, при своем стаже в 41 год за рулем, ни разу не встретил пьяного сотрудника ГАИ-ГИБДД в форме!

Виктория Тарасова, исполнительница роли полицейского в сериалах «Глухарь», «Пятницкий» и «Карпов»:

– Считаю, что каждый артист в нашей стране давно уже должен себя контролировать, тем более когда снимается в форме представителя власти. Не надо записывать всякую чушь и выкладывать это в интернет. Лично я никогда не позволяла себе в форме как-то прикалываться. Нас и на съемках консультанты в погонах предупреждали, что когда находишься в форме, то не нужно стебаться. Мы же часто в костюмах уезжали со съемочной площадки пообедать, были, что называется, на людях, поэтому старались вести себя прилично. Если говорить о наказании в восемь суток... Дали минималку, чтобы другим неповадно было. Видимо, разозлили полицейских. Я сама, посмотрев ролик, поверила, что это настоящий работник правоохранительных органов.

Сергей Исаев, артист телешоу «Уральские пельмени»:

– Лично я в полицейской форме такие ролики не снимаю. Все-таки надо понимать, что форма – это форма. У меня много знакомых полицейских и гибэдэдэшников, поэтому знаю, что у них другое отношение к своей форме. Да, я много играл гаишников, но на мне была другая форма, без нагрудных знаков, медалей, петличек и прочего. Нужно понимать, что я выступаю все-таки в юмористической программе. Зачастую ко мне подходят люди в форме и говорят: «А покажите в своем шоу такую сценку, у нас такой случай был!» И никто ни на кого не обижается. Может быть, потому что в нашем Екатеринбурге хорошие гаишники? Мое личное мнение в этом случае: нужно было актеру просто погрозить, объяснить и отпустить. Считаю, что это очень суровое наказание. Тем более для актера с ранимой душой.

Дословно

Руководство «Современника» опубликовало свой официальный комментарий:

«Театр не считает возможным комментировать решение суда, понимая, что незнание закона (а в случае Дмитрия Смолева так и есть) не освобождает от ответственности. Однако полагаем важным сообщить, что этот прискорбный эпизод стал результатом целой череды взаимонепониманий. Артист и его партнер по созданию ролика, а именно он выложил ролик в соцсети, во-первых, не знали закон, во-вторых, не удосужились сопроводить свое произведение титрами, из которых бы стало понятно, что это актерская работа. Скорее всего ее, эту работу, можно признать состоявшейся и даже талантливой, судя по тому, какую реакцию она вызвала».

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2019 под заголовком «Гаишники против д’Артаньяна».