Эстет, романтик, лицедей: Олегу Меньшикову – 59

8 ноября родился выдающийся актер театра и кино Олег Меньшиков. В этом году ему исполняется 59 лет.

Эстет, романтик, лицедей: Олегу Меньшикову – 59
© ТАСС

Широкая публика любит его за такие запоминающиеся роли в кино, как Костик в «Покровских воротах», Фандорин в «Статском советнике», Митя в «Утомленных солнцем», а также за работы в «Сибирском цирюльнике», «Золотом теленке» и «Докторе Живаго».

С детства оберегал собственное мнение

Мало кто знает, что главным увлечением Олега в детстве была музыка. Он родился в подмосковном Серпухове. Однако его родители – военный инженер и врач-невропатолог – скоро переехали в Москву, так что все сознательное детство Олега прошло на южной окраине, в Коломенском.

Мощное музыкальное дарование в мальчике было выявлено случайно. Время от времени его забирала из детского сада подруга мамы. С нею мальчик не раз бывал в музыкальной школе, где училась ее дочь. Однажды педагог этой школы, проходя по коридору, заметила, что пятилетний мальчик, выйдя на середину коридора, вдохновенно дирижирует той музыкой, которая слышна из-за двери класса.

Она поразилась точности его движений, их идеальному соответствию музыкальному строю. И попросила связать ее с родителями мальчика. На прослушивании у Олега обнаружили абсолютный слух и явные музыкальные способности.

В результате все школьные годыбудущего актера прошли со скрипкой в руках. Он даже прыгал во дворе, крепко зажав в руке футляр со скрипкой. А позже играл в ансамбле юных скрипачей Москвы.

Его одноклассники рассказывали, что еще в детстве Меньшиков проявлял такие черты своего характера, как властность, желание настоять на своем, последовательность в достижении целей и требовательность к тому, чтобы окружающие уважали его мнение и его территорию, даже если это всего лишь школьная парта.

Вот что вспоминала школьная учительница актера: «У него всегда была своя точка зрения, свой взгляд. Олег не ввязывался в споры, пререкания, перепалки, чтобы доказать что-то свое. Вообще никогда ни во что не ввязывался, наблюдая со стороны за происходящим. Но реализовывал только то, что сам считал верным и нужным».

Не соглашался на главные роли, если не чувствовал их «своими»

1977 году Олег Меньшиков поступил в Высшее театральное училище имени Щепкина, на курс Владимира Монахова. Впрочем, с самим Монаховым он познакомился еще в старшей школе. В гостях у общих знакомых театральный педагог с изумлением наблюдал этого юношу, почти мальчишку, который на дне рождения друга семьи пытался заменить собой целый оркестр, без конца аккомпанируя танцующим гостям, блестяще управляя их настроением, развлекая, завораживая, умиляя и доводя до хохота.

При поступлении Меньшиков еще на первом отборочном туре завоевал симпатию педагогов училища.

Он был очень живой, умный, искрящийся юмором, необыкновенно обаятельный.

Педагоги сразу выделили его из толпы абитуриентов, искренне «болели» за него при поступлении, советовали, что читать на следующих турах, на что обратить внимание. На первом курсе он без конца пропадал в стенах училища и в подвале театрального общежития, где весь первый курс почти жил: ночами студенты читали полузапрещенные романы Булгакова, Набокова, Пастернака.

Семья Меньшиковых к тому времени переехала в Сокольники, в квартиру побольше, в которой все время толпились сокурсники Олега: вместе занимались, репетировали, спорили до утра, праздновали что-то, балагурили. Меньшиковы были очень хлебосольной семьей, с радостью принимали и искренне дружили со всеми, кого приводил их сын. Потом у Олега начались поездки с гастролями студенческого театра. Где только ни выступали студенты! В бараках, на молодежных стройках, на БАМе. Это было очень творческое, необыкновенно ресурсное время.

При всей своей внешней коммуникабельности, открытости, в институте Меньшиков становится еще более сдержанным в импульсах, осторожным, цельным. Он становится лидером, вокруг которого происходит все самое интересное, хотя сам он вроде бы ничего для этого и не делает.

Педагоги училища отмечали, что студентом Меньшиков всегда был очень придирчив в выборе ролей. И не соглашался играть даже главные роли, если не чувствовал их «своими». Но уж когда выбирал себе второстепенную, то буквально вцеплялся в нее, создавал своему герою целую историю жизни, которая проступала сквозь манеру двигаться, говорить, смотреть. В результате получались настоящие шедевры!

Начало карьеры в кино

К тому времени как Олег Меньшиков окончил Щепкинское училище, у него уже были в активе три роли в кино, начинались съемки в четвертой по счету картине. Они принесли ему всеобщую любовь, известность и популярность, особенно Костик из «Покровских ворот». Телезрители из числа тех, кому за 40, до сих пор все еще обожают Меньшикова в этой роли, с его живостью, подвижностью, горящими глазами и постоянной хулиганской импровизацией, в которую он вовлекает всех героев ностальгической картины. О том, как он начал сниматься в кино, Меньшиков впоследствии уклончиво говорил так: «Это настолько быстро все произошло, настолько случайно, как будто кто-то взял и привел за руку».

В те годы ему удалось уже сыграть и первую, эпизодическую роль у такого маститого режиссера, как Никита Михалков – в фильме «Родня».

Причем для того, чтобы снять юного актера, Михалков лично упрашивал Сурена Шахбазяна, режиссера фильма «Жду и надеюсь», где снимался в главной роли Меньшиков. И молодого человека практически тайком отпустили на съемки, понимая, что сняться у Михалкова – это серьезная заявка на будущее.

На съемках фильма «Родня» юный Меньшиков познакомился с великой актрисой Нонной Мордюковой, с которой ему предстояло сняться в эпизоде. Вот как он сам впоследствии рассказывал об этом.

«Михалков запер нас в комнате, чтобы мы сосредоточились на эпизоде, который предстояло сыграть. И вот мы уставились в пол... Сидим: я – пацан, третьекурсник театрального училища, и Нонна Викторовна – глыба, великая актриса. Я опустил глаза, силюсь изобразить, будто вхожу в образ, а сам трясусь от страха и волнения. И вдруг слышу какое-то похрюкиванье.

Поднимаю взгляд и вижу Мордюкову, которая с трудом сдерживается. И тут мы одновременно начинаем хохотать. Но как! До слез, до истерики, до катания по полу. Так мы познакомились с Нонной Викторовной, так я начинал работать у Никиты Сергеевича».

За короткий срок сменил пять театров

После окончания Щепкинского училища Меньшикова пригласили играть в Малый театр. Для любого выпускника это был бы предел желаний! Но Олег прекрасно понимал, что ему, как начинающему актеру, в Малом театре не следует ожидать многого. Там целый коллектив выдающихся актеров, а значит ему предстоит довольствоваться эпизодическими ролями, или подменами, когда заболел кто-то из маститых.

Это, конечно, не устраивало Меньшикова, он изначально требовал уважения к себе, не желая довольствоваться крохами. Поэтому в Малом он проработал всего год. Правда, ушел он не по собственному желанию, а… в армию. Точнее на работу в Театр Советской Армии, что в то время официально приравнивалось к воинской службе. Рядовой Меньшиков репетировал и выступал на сцене наравне с другими артистами, но не получал никаких денег – на воинской службе зарплата не полагалась. В отличие от Малого театра, здесь Меньшиков оказался очень плотно занят в репертуаре. Он играл во многих спектаклях. А одной из самых ярких ролей, сыгранных им в этом театре, была роль Ганечки в спектакле по роману Федора Достоевского «Идиот».

В 1985 году, после окончания армейской службы, Меньшиков не вернулся в Малый театр. Он перешел в Московский драматический театр им. Ермоловой по приглашению Валерия Фокина, который в тот момент как раз возглавил театр и хотел переломить сонную благостную атмосферу этого театра. «Я почувствовал тогда огромный потенциал Меньшикова, объем его таланта», – говорил Фокин. В театре Ермоловой режиссер дает Меньшикову роли абсолютно противоположные друг другу, и актер каждую из них не играет – проживает, как заново открытую альтернативную жизнь. В каждой он максимально достоверен, но и непрост, оставляет за границами что-то недосказанное, что заставляет зрителей даже после спектакля вновь и вновь возвращаться мыслями к его герою.

В 1989 году Петр Фоменко пригласил Олега Меньшикова в Театр имени Моссовета на главную роль в спектакле «Калигула» по одноименной пьесе Альбера Камю, за которую актер получил премию и диплом Фестиваля «Московские сезоны».

Несмотря на то, что творческая карьера Меньшикова кажется со стороны стремительным взлетом, сам он в одном из своих интервью отзывался об этом времени так:

«Действительно все красиво: молодой артист за короткое время успел поиграть на сценах пяти московских театров. Не хило! А кто знает, как я, к примеру, уходил из Ермоловского?

Я же не один театр сменил на другой, а, по сути, ушел на улицу. Никаких реальных предложений на тот момент у меня не было, я сидел по уши в долгах, но и оставаться в прежнем состоянии не мог. Тот театр – не конкретно Ермоловский, а именно тот, понимаете? – перестал меня удовлетворять. Я понял: через пару лет могу запросто гикнуться. И вот ушел, а вскоре попал в реанимацию с язвенным кровотечением, полтора месяца провалялся в больнице, и только после этого Петр Фоменко пригласил меня играть Калигулу... Останься я в Ермоловском, этого предложения не было бы, и все в моей жизни могло бы повернуться совсем по-другому».

Свободное плавание и роли в кино

После 1989 года Меньшиков больше никогда не работал актером в репертуарном театре. Он объяснял это так: «Мне просто надоело, что за меня кто-то решает мою судьбу: что мне делать, что мне играть, куда мне ехать, можно ли мне сниматься там? Я подумал, что я уже сам в состоянии это определить и выбирать роль не на уровне приказа, который вывешивается в театре, а на уровне своих желаний и возможностей».

В 90-х годах у Олега Меньшикова было множество очень интересных проектов, в том числе за рубежом. Он играл на сцене лондонского театра «Глобус» в дуэте со знаменитой английской актрисой Ванессой Редгрейв, а также в лондонском театре «Трайсекл». Участвовал в спектакле парижского Театра комедии на Елисейских полях.

В 1998 году Олег Меньшиков создал и возглавил антрепризу «Театральное товарищество 814», в спектаклях которого целых 10 лет участвовал в качестве постановщика и актера.

В течение всего этого времени Олег Меньшиков не переставал сниматься в кино. На его счету сейчас 35 ролей, большинство из которых – главные. Хотя Меньшиков никогда не «батрачил» на съемочных площадках, как это нередко бывает с актерами. Он тщательно выбирал свои роли и иногда по каким-то своим внутренним мотивам не соглашался даже на самые привлекательные из предложений.

Так, он отказался сыграть Александра Белова в «Гардемаринах», хотя исполнители главных ролей в этом сериале навсегда стали любимцами публики.

А чуть позже отверг внешне заманчивое предложение: сняться в главной роле в телефильме «Дубровский». Потом был отказ и от съемок в картине «Эскадрон гусар летучих» Станислава Ростоцкого.

Однажды актер даже отказался сыграть у Никиты Михалкова. Он был утвержден на роль ученого-физика в фильме «12» – присяжного, который первым же начал сомневаться в виновности подсудимого.

Меньшиков передумал сниматься в этой роле буквально за два дня до начала работы, чем серьезно испортил отношения с Михалковым.

Несмотря на большую избирательность, далеко не все роли, которые сыграл Меньшиков, стали яркими и запоминающимися.

Были среди них и проходные, хотя актер честно пытался «вытянуть» заведомо непродуманную, слабую драматургию своих героев, как, например, это было в фильме «Мой любимый клоун». Зато поистине феерическим был его успех в фильмах Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» и во всех частях «Сибирского цирюльника».

В коллекции звездных персонажей Олега Меньшикова и легендарный Остап Бендер, которого он сыграл в новой экранизации «Золотого теленка», и тренер Анатолий Тарасов в фильме «Легенда №17», и полковник Лебедев в фантастических фильмах Федора Бондарчука «Притяжение» и «Вторжение», и многие другие запоминающиеся киногерои.

Чем делится актер со своими героями

Удивительно, но всех, самых различных киногероев Меньшикова объединяет мощная, потаенная властность, которую не сразу можно распознать в них. Возможно, тут прорывается собственное фирменное меньшиковское отношение к жизни. Вместе с тем, как отмечают критики, герои Меньшикова осознают, что мир им неподвластен, а совершенство, которого они мучительно ищут, иллюзорно и недостижимо.

Тогда начинается бунт, неприятие окружающего, сдержанность в проявлении чувств, время разочарований и снова – прежняя тоска по идеалу.

Возможно Меньшиков-актер делится со своими киногероями романтической и своеобразной позицией Меньшикова-человека.

С 2012 года Олег Меньшиков возглавляет Московский драматический театр им. Ермоловой. С его приходом в театр пришли новые идеи, изменение стиля и репертуара. Но он сам не останавливается и не считает, что это навсегда. Хотя пока никуда из театра уходить не собирается.

Вот что он сказал в интервью РИА Новости: «Говорят, что нужно каждые семь или девять лет менять свою жизнь. Возможно, пройдет еще года четыре, и я скажу: «Да пошел он этот театр! Хочу вот такое кино снять». Может быть, такое будет, но сейчас такого пока нет».