«Девушка с коробкой» из СССР, которая стала самой модной женщиной Голливуда
Анна Стэн могла бы стать кинозвездой как Орлова или отправиться по этапу как Окуневская или Федорова. Но она предпочла эмиграцию и Голливуд. Подробности — в статье «Рамблера».
Точная дата рождения Анны, как и ее настоящая фамилия, неизвестны, потому что актриса любила мистифицировать публику. Она говорила, что родилась 29 июня 1908 года, однако друзья считали, что она родилась в 1913 году, а в энциклопедиях упоминается дата 3 декабря 1910 года или 29 октября 1906 года. Впрочем, такие манипуляции с возрастом были характерны для актрис немого кино, которые начинали работать еще будучи подростками. До того, как попасть на афиши, Анна как носила фамилию Фесак или Фесакова.
Зато известно, что она родилась в Киеве, ее отец был из семьи украинских казаков, а мать шведкой. Родители были связаны с искусством: отец был театральным художником и балетмейстером, а мать примой-балериной Киевского театра оперы и балета. Поэтому Анна с детских лет брала уроки музыки и танцев и мечтала о сцене.
Актриса не любила рассказывать о своей юности и вообще предельно осложнила задачу своим биографам. Она с юных лет поняла, что актрисе нужна тайна и умело этим пользовалась. Даже происхождение ее псевдонима доподлинно неизвестно: то ли он достался ей от первого мужа, то ли это была девичья фамилия матери. Анна Стэн вообще любила рассказывать разные версии своей жизни. Как и многие кинозвезды двадцатых и тридцатых годов, она не разграничивала игру и жизнь.
Например, по одной версии отец Анны погиб во время Первой мировой войны, и юная Аня устроилась официанткой, чтобы помочь матери. Параллельно она играла в любительском театре, изучая базовые приемы. Однако по другой версии отец остался жив, нашел дочь, и они гастролировали по стране со своей цирковой труппой, где Анна работала без скидок на возраст.
Похоже, Анна Стен сознательно морочила голову журналистам, потому что рассказывала, что была репортером в Киеве, работала в Московском отделе народного образования, играла в Московском театре Пролеткульта и произвела впечатление на самого Константина Станиславского, который и помог молодой актрисе заявить о себе.
Изучение ее биографии затрудняет и тот факт, что критики путают ее с другой актрисой, Анель Судакевич, вплоть до того, что одни и те же фильмы приписывают двум артисткам. Однако покинув Страну Советов, Анна избавилась от славы своего двойника.
В Киеве Анна дружила с будущим режиссером Ефимом Лишанским, писателем Рафаилом Скомаровским, была знакома с актером Владимиром Яхонтовым. В Киеве же она и вышла замуж в первый раз, за актера Бориса Стена (настоящая фамилия Бернштейн). Впрочем, брак очень быстро распался, Анна уехала в Москву и не вернулась, а ее муж умер от перитонита в 1936 году, когда актриса уже эмигрировала.
Свои первые эпизодические роли Анна сыграла в фильмах «Предатель» Виктора Турина и «Мисс Менд» Бориса Барнета и Федора Оцепа. Последний стал ее вторым мужем. Но Анна запомнилась и уже в 1927 году исполнила главную роль в популярной лирической комедии «Девушка с коробкой», одной из лучших картин Бориса Барнета и вообще двадцатых годов. Это был настоящий прокатный кинохит, еще лишенный обязательных и нередко уродующих фильм установок соцреализма.
В это время Анна жила на Никитском бульваре и активно снималась. Она сыграла Марию в драме Оцепа «Земля в плену», в «Моем сыне» Евгения Червякова, «Белом орле» Якова Протазанова. В последнем фильме она работала с Василием Качаловым и Всеволодом Мейерхольдом.
Вместе со своим мужем Анна выехала в Германию по линии Межрабпомфильма, чтобы сняться в немецком фильме «Бухгалтер Кремке». На родину супруги решили не возвращаться, тем более что фильм Оцепа «Живой труп», задумывавшийся как советско-германский, хотя и понравился немецким зрителям, был обруган советскими критиками. Федор и Анна вовремя почувствовали, что время относительной свободы закончилось вместе с доживающим свои последние дни НЭПом, и остались в Европе.
В Германии Анна сыграла Грушеньку в вольной экранизации «Братьев Карамазовых» Достоевского — фильме «Убийца Дмитрий Карамазов», который вышел сразу в двух версиях, немецкой и французской. Кинолента имела оглушительный успех, критики сравнивали актрису с Марлен Дитрих. После эмиграции актриса изменила и стиль — перекрасилась из роковой брюнетки в очаровательную блондинку. Анна снялась в комедии «Бомбы над Монте-Карло» (там она также пела и танцевала), детективе «Буря страсти» и мелодраме «Сальто-мортале».
Все фильмы были сделаны в двух версиях, так что Анна играла и на немецком, и на французском языке. Киноленты позволили раскрыть все грани ее таланта: она была одинаково убедительна и в роли королевы, играющей на гитаре («Бомбы над Монте-Карло»), и в роли холодной искусительницы («Буря страсти»), и в образе цирковой наездницы, страдающей в браке с нелюбимым мужчиной («Сальто-мортале»).
Европейские кассовые хиты были замечены и в Голливуде, а Анна привлекла внимание киномагната Сэмюэля Голдвина. В это время босс киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» искал иностранную актрису, которая могла бы стать достойной соперницей Греты Гарбо. Он отметил красоту, талант, интеллигентность и шик европейской звезды и пригласил ее в Голливуд. Анна уехала в США, тем более, что брак с Федором Оцепом к тому времени уже распался.
Еще на съемках «Убийцы Дмитрия Карамазова» она познакомилась с продюсером Юджином (Евгением) Френке, эмигрантом из Украины. Завязался роман, и покорять Голливуд они отправились вместе. Кроме того, в Германии пришли к власти нацисты и обстановка становилась все более тревожной.
Два года Голдвин делал из Анны новую голливудскую кинодиву. Актриса прилежно учила английский язык и работала над дикцией, чтобы сделать акцент менее заметным. Также она освоила голливудскую манеру игры. Первый американский фильм Анны «Нана», экранизация романа Эмиля Золя, задумывался как кассовый хит, Голдвин вложил в него много времени и денег. Но он не оправдал ожиданий. Еще две картины с Анной — «Мы снова живем» (вольная экранизация романа «Воскресение» Льва Толстого) и «Свадебная ночь», где Анна сыграла вместе с Гэри Купером — также имели довольно скромный успех.
Возможно, ошибка мэтра была в том, что он слишком увлекся попытками сделать из самобытной актрисы вторую Грету Гарбо, а Анна Стэн оставалась собой. Раздосадованный Голдвин расторг контракт, но актриса не унывала.
У Анны в Голливуде появился собственный имидж: она стала самой стильной женщиной своей эпохи. Продюсер Дэррил Занук отмечал ее потрясающий гардероб и чувство моды, по его мнению, в этом она обходила даже признанных звезд времени вроде Марлен Дитрих, Греты Гарбо и Кэтрин Хепберн. Французский певец и актер Морис Шевалье назвал ее среди десяти самых красивых женщин мира. В этот список она попала вместе с Лореттой Янг, Мерл Оберон, Кларой Боу и вечными соперницами — Дитрих и Гарбо.
Анна продолжила играть в кино. Муж Евгений Френке снял ее в главной роли в мелодраме «Одинокая женщина». В фильмах «Экспресс изгнания», «Мужчина, за которым я замужем», «Так кончается наша ночь» она сыграла уже роли второго плана, зато работала со звездными партнерами.
Последний всплеск славы Анна пережила в 1943 году, когда ее бывший муж Федор Оцеп на волне популярности русской темы, снял трилогию «Четники», «Они пришли разрушить Америку» и «Три русские девушки». В трех фильмах Анна исполнила главную роль.
Но она осталась одной из львиц старого Голливуда, красавицей и модницей, увлеклась живописью, изредка продолжая появляться в кино. Ее последней ролью стал эпизод в сериале «Арест и суд» в 1964 году. От третьего брака у нее родилась единственная дочь Анна, которая также решила изучать киноискусство. Анна Стэн умерла в Нью-Йорке в 1993 году и унесла с собой свои тайны.