Одна из главных блондинок Голливуда 90-х, Гвинет Пэлтроу, уже давно разочаровалась в киноиндустрии, и, несмотря на то что в последние годы она появлялась в роли строгой Пеппер Поттс во франшизе Marvel, ее главная страсть — собственный бизнес, который подсадил всю Америку на здоровый образ жизни.
Пэлтроу родилась в зажиточной семье успешных артистов — актрисы Блайт Даннер и продюсера и режиссера Брюса Пэлтроу. У нее было классическое детство богатой белой американки: учеба в престижной частной школе, каникулы в Испании и Франции, вечеринки и даже балы. Перед Гвинет были открыты все пути — она могла заниматься всем, что душе угодно, кроме одного — актерского мастерства. Ее родители хоть и преуспели в шоу-бизнесе, прекрасно знали, насколько это неблагодарный и непредсказуемый труд.
Повинуясь воле родителей, Пэлтроу поступила в университет в Лос-Анджелесе на исторический факультет, но постоянно прогуливала занятия, бегая по прослушиваниям, и даже умудрилась получить небольшую роль в фильме "Капитан Крюк" у друга семьи Стивена Спилберга. Когда отец узнал о тайных попытках дочери стать актрисой, он поставил перед ней ультиматум — либо она полностью посвящает себя учебе, либо бросает колледж. Гвинет было очень сложно идти против воли родителей, поэтому она пригласила папу на спектакль "Пикник" в театре в Массачусетсе. После представления отец сказал дочери, что ей не стоит возвращаться в колледж. "Это был невероятный момент в моей жизни, который при этом все предопределил", — вспоминает актриса.
Ее первой заметной ролью стал фильм "Плоть от плоти" — мистический триллер с Мег Райан и Деннисом Куэйдом, в котором Пэлтроу сыграла молодую аферистку и воровку Джинни. "Она (Гвинет — прим. ТАСС) зашла к комнату, вся такая лучистая, в летнем платье, а затем мы начали читать сцену, и на ее лицо как будто упала вуаль, и она превратилась в Джинни. Это было пугающе", — рассказывает о прослушивании режиссер Стив Кловз. По его словам, начальный этап актерской карьеры дался Пэлтроу нелегко — ей было всего 20 лет, а в начале 90-х никто не писал сложные, объемные роли для таких молодых актрис. Она обычно пробовалась на роли 25–30-летних женщин, да и ее яркая индивидуальность тоже оказалась проблемой. "У нее очень сильное присутствие на экране. Если ты берешь в фильм Гвинет, ты, как режиссер, делаешь непростой выбор".
Тем не менее Пэлтроу удалось получить роль в триллере "Семь" молодого режиссера Дэвида Финчера, правда, судьбу ее героини нельзя назвать счастливой. Первой заметной заглавной ролью для актрисы стала экранизация романа Джейн Остин "Эмма". Высокомерная, самоуверенная Эмма Вудхаус с безукоризненными манерами, которая благородными намерениями выстраивает себе и другим дорогу в ад, — кажется, это идеальная роль для Пэлтроу, которая знала о светских балах не понаслышке. Однако режиссера Дугласа МакГрата убедило совсем не это, а способность актрисы изображать техасский акцент, хотя для роли это совсем не требовалось. "У нас были актрисы разного калибра, которые очень хотели получить эту роль. Но как только она (Пэлтроу — прим. ТАСС) начала читать свои строки, я подумал — все будет хорошо, она будет прекрасна".
Самое сложное в шоу-бизнесе — не просто хорошо сыграть роль, но разобраться в хитросплетениях политических игр голливудских студий. Наверное, многие артисты были бы очень рады, если бы их работа ограничивалась только работой на съемочной площадке. Однако Голливуд — это постоянная игра, манипуляции, принятие решений, которые далеко не всегда оказываются правильными. Например, Пэлтроу отказалась от роли в "Титанике", зато ей досталась работа во "Влюбленном Шекспире", от которой по иронии судьбы отказалась Кейт Уинслет. Актрисе было все сложнее балансировать между искусством и политикой и контролировать свой имидж.
Долгое время, несмотря на успех Пэлтроу, пресса относилась к ней снисходительно, описывая ее как дочь известных родителей (хотя при всем уважении Брюс Пэлтроу и Блайт Даннер были известны скорее среди профессионалов, а не широкой публики) или как подругу Брэда Питта. Долгое время никто не воспринимал ее как самостоятельную творческую личность, и в 23 года Пэлтроу решила, что просто не будет читать газеты. На пике ее карьеры журнал Vogue окрестил актрису "вездесущей блондинкой". Однако с успехом хорошие роли стали попадаться все реже.
Продюсер Харви Вайнштейн постоянно настаивал на ролях в дурацких комедиях и мелодрамах, а душа Пэлтроу просила чего-то сложного и глубокого. Из-за этого актриса начала разделять картины на те, которые она делала ради денег, и те, которые делала для души. К первым относится комедия "Вид сверху лучше" и романтический фильм братьев Фаррелли "Любовь зла", а к последним — драма "Сильвия", в которой Пэлтроу сыграла американскую поэтессу Сильвию Платт, и "Семейка Тененбаум".
В семейной драме Уэса Андерсона она исполнила роль 30-летней Марго Тененбаум, которая запуталась в жизни и в своих желаниях. Для Пэлтроу это единственный фильм, где, по ее словам, она может смотреть на себя спокойно. Роль Марго отозвалась в Пэлтроу, потому что в тот момент она разделяла потерянность своей героини. Голливуд устраивал ее все меньше и меньше, а то, что даже известным талантливым актрисам предлагали одни и те же бестолковые роли, начало раздражать: "Даже актрисы, которыми я восхищаюсь, например Риз Уизерспун, снимаются в одном и том же, еще одна романтическая комедия, серьезно? Потом ты видишь ее в чем-то типа "Переступить черту" и думаешь, зачем она снимается во всех этих дурацких романтических комедиях? Конечно, для денег и статуса. Я просто думаю, не лучше было бы, если бы эти фильмы были о реальных женщинах?"
В 40 лет актрисы переступают невидимую черту, когда выбор ролей становится скуднее, а публика как будто теряет к ним интерес. Этот кризис, связанный с эйджизмом и шовинизмом, которыми пропитана киноиндустрия, настигал всех. Даже Николь Кидман и Анджелину Джоли! Пэлтроу тоже столкнулась с ним лицом к лицу: "Когда мне исполнилось 40 лет, мне было тяжело. Столько вопросов осталось без ответа. В тот момент я пыталась понять, с какими последствиями я столкнусь в своей жизни и карьере из-за того, что я больше не считалась желанной и коммерчески привлекательной… Отношение общества к тебе радикально меняется, особенно когда тебя привыкли представлять как объект сексуального желания начиная с 20 лет. Я переживала развод, я переезжала в США (из Лондона — прим. ТАСС), и мне было очень тяжело".
Обычно актрисы справляются с этим кризисом тем, что основывают собственные продюсерские компании, которые позволяли бы им самим контролировать производство и давали больше творческой свободы в выборе проектов. Так, например, сделала упомянутая Пэлтроу Риз Уизерспун. Однако Гвинет пошла по другому пути. Все началось с обычной новостной рассылки о вещах, которые интересовали саму актрису: какие диеты сейчас актуальны, где лучше заниматься йогой и как правильно увлажнять кожу. За 14 лет обычная рассылка переросла в многомиллионный бизнес, который продает одежду для женщин, косметику, еду и секс-игрушки.
Правда, Пэлтроу все-таки пришлось нарушить завет и почитать прессу про себя, даже сходить в суд, чтобы защитить интересы своей компании Goop. Не все оценили ее псевдонаучные изыскания и продукты, которые потенциально даже могли навредить здоровью покупателей. Например, Goop продавала "Вибрации для тела" для "балансировки энергетических частот" в организме и даже утверждали, что они были разработаны NASA, что оказалось неправдой. Однако теперь опытная Пэлтроу оборачивает весь этот медиахайп, даже негативный, в свою пользу: "Все это не мое дело, но это привлекает хороший трафик на сайт (ее компании — прим. ТАСС)".
Тома Ходова