Сергей Пускепалис: «Я хотел бы снять фильм про победу над злом»
Один из лучших актёров нашего кино, худрук знаменитого Волковского театра в Ярославле, истинный патриот России. Сергей Пускепалис был настоящей звездой кинолент «Шифр», «А у нас во дворе», «Битва за Севастополь», «Метро», «1941.Крылья над Берлином» и многих других. Он покорил зрителей созданными образами настоящих мужчин, которым приходится выживать в тяжелейших условиях. Правдивость в ролях военных ему дала служба на эсминце «Московский комсомолец». Сформировавшиеся в юности понятия долга, чести и военного братства навсегда остались с Сергеем Пускепалисом, и погиб он, как один из его героев. Гуманитарный груз Пускепалис часто приезжал в Донбасс со спектаклями. Передавал для бойцов гуманитарные грузы. Машина, которую он перегонял в Москву, была куплена им для защитников Донбасса. В Сети есть видео, где Сергей показывает «Форд», который он планировал передать бойцам. Внутри – гуманитарная помощь. «Завтра мы камуфлируем его и 21‑го отдаём в подразделение диверсионно-разведывательного отряда «Волк», – объяснял он. Новость, что на этом микроавтобусе актёр попал в аварию, стала шоком для всех, кто его знал. Машина вылетела на встречную полосу, задела грузовик и врезалась в фуру. Шансов выжить у пассажиров «Форда» практически не было. Вместе с Сергеем погиб и его водитель Александр Синицын – участник боевых действий в Афганистане. Сегодня ровно девять дней со дня гибели Сергея Пускепалиса. И мы публикуем фрагменты интервью с ним, которые он дал в два своих последних приезда в Нижний. В апреле в «Рекорде» он представлял премьеру фильма «1941. Крылья над Берлином», а в июле приезжал на VI Фестиваль нового российского кино «Горький fest – 2022». И каждый раз главной для него была тема Родины… – Я часто бываю в Нижнем, и мне было важно представить наш фильм «1941. Крылья над Берлином» здесь, в городе, где ковалась Победа. Я уверен, что благодаря этой картине зрители поймут, какими невероятными усилиями она нам досталась. Особенно это важно сейчас, когда наша страна вновь переживает непростое время.– Возникает ощущение, что против России настроены сейчас те же страны, что и в 1941‑м? – У меня есть ощущение, что присутствует момент реванша. Из вежливости и великодушия мы пытались не затрагивать эту тему. Молчали «о грехах» Европы, о том зле, которое она породила, а мы его победили. Наверное, мы это делали, потому что хотели жить вместе с ними. А вот они никогда с нами жить не хотели. А это наше замалчивание стали воспринимать как оправдание их поступкам или даже как нашу слабость. Так у них и родился сценарий – поссорить людей, говорящих на одном языке. И он, хоть и не сразу, удался.– Вы были одним из первых, кто выступил в поддержку специальной военной операции. Почему наша творческая элита так резко разделилась на две половины, что многие уехали из страны? – Это произошло не за день и не за год. Настроения этой «элиты» спонсировали и развивали в определённом направлении. И вовсе не в направлении таланта и любви к Родине. Талант должен созидать, а у нас многие строили карьеру на отрицании. На отрицании всего – Родины, истории, народа. Очень обидно, что многие талантливые люди оказались такими… И это не только в кино или в театре. Исследовать душу – Большинство наших читателей знает вас по фильмам, но для вас театр более значим, чем кино. Вы – руководитель старейшего театра страны. Что сегодня самое главное для театра? – Театр – место, где исследуется душа человека. К сожалению, многие наши коллеги увлеклись экспериментами и занимаются неизвестно чем, особенно в столице. В провинции театры больше сохранили себя. И зрители тоже. И это хорошо, что они не одобряют вольных экспериментов с литературой, особенно с классикой. И в театре, и в кино главное – показать то, что вызовет правильные чувства к твоей стране, уважительное и правдивое отношение к истории, к людям. Главное не прибыль, а воспитание гражданина нашего государства. И в этом задача театров.– Сейчас все гонятся за современной драматургией. А что скажете вы? – Ничто не сравнится с русской классикой. С Чеховым. А мне интересен Лесков. Его сейчас почти не изучают. А он – уникальный автор. Перечтите его «Очарованного странника» – вы поразитесь, насколько то, что он написал, своевременно и актуально. И его можно ставить и ставить и поражаться его глубине.– А если вернуться к кино. Тут переснять всю классику, что поставили гении нашего кино, непросто. Кто и пробует – получается что-то не то. Надежда, скорее,на что-то современное. Вот про что сняли бы кино вы? – Я? Про добро. И про победу добра над злом.Сергей Пускепалис был ещё и прекрасным педагогом. В Магнитогорской государственной консерватории имени Глинки на отделении «Актёр театра и кино» в 2008 году он выпустил свой первый курс, который стал и последним. Среди всего пяти его выпускников была и актриса Нижегородского театра «Комедiя» Алёна Щеблева, которая рассказала нам о своём педагоге. Как все, кто близко знал Сергея Витауто, она не могла сдержать слёз…«Он был потрясающе жизнелюбивым человеком очень большой души – порядочным и требовательным. Всегда отвечал за свои слова и зажигал нас своей энергией. Он окончил режиссёрский факультет ГИТИСа у профессора Петра Фоменко и уже во время учёбы ставил спектакли в самарском театре «Понедельник». А с 2003 по 2007 годы работал главным режиссёром Магнитогорского театра драмы имени Пушкина и параллельно преподавал у нас. В его спектаклях мы сыграли первые роли, в том числе и в его «Женитьбе Фигаро», а выпускной спектакль он поставил для нас по рассказам Чехова, раскрыв всю его глубину и красоту слова. Всегда нас спрашивал: «Чем удивлять будете?», проводил режиссёрские лаборатории, привозил в театр самых лучших режиссёров страны – очень болел за свой театр. А потом уехал в Ярославль, где стал сначала главным режиссёром, а потом и художественным руководителем Академического драматического театра имени Фёдора Волкова. Но где бы он ни был, всегда оставался удивительным человеком – «за дело», за праздник, за жизнь. А ещё он был замечательным мужем и отцом, настоящим мужчиной, таким, каких сейчас практически не осталось. Спасибо ему за всё большое», – рассказала Алёна и показала фото с выпускного.На нём молодые артисты сфотографировались со своими педагогами. Юные, счастливые, полные надежд на творчество, которые сбылись. Все пятеро сейчас работают в ведущих театрах страны. Мария Маврина и Анна Ткачёва теперь актрисы Волковского театра, Ольга Гущанская и Евгений Браженков – актёры Магнитогорской драмы, а Алёна с 2013 года в труппе нижегородского театра «Комедiя». И каждая её роль – благодарность мастеру, который разглядел в скромной девочке яркую актрису.