«Главная ссора советского кино»: почему режиссер Гайдай разорвал отношения с Моргуновым
Все знали, что у Евгения Моргунова были очень непростой характер. «Бывалый» – за словом он в карман не лез.
Подобная несдержанность и послужила причиной разрыва актера с режиссером Леонидом Гайдаем, который, в сущности, и сделал своими картинами всесоюзно известной тройку артистов Никули-Вицин-Моргунов.
Пришел. Увидел. Нагрубил
Самой распространенной версией конфликта, после которого Леонид Гайдай серьезно разругался с Евгением Моргуновым, называют поведение последнего при просмотре отснятого материала «Кавказской пленницы» – якобы Евгений Александрович привел с собой поклонниц и громко неодобрительно высказывался по поводу происходящего на экране.
Как рассказывал друг Моргунова Владимир Цукерман, причина для ссоры была пустяковой. Но с того момента «КП» доснималась уже без Бывалого – вместо него задействовали дублера. Цукерман утверждал, что Гайдай говорил ему о парламентерских попытках Сергея Бондарчука примирить их с Моргуновым, но Леонид Иович якобы заявил, что как человек Евгений Александрович для него перестал существовать.
Вдова актера Наталья Моргунова эту версию в целом подтвердила, сообщив только, что ее покойный муж приходил тогда «с друзьями» и поступил «нетактично». В ответ на возмущение Гайдая по поводу посторонних в просмотровом зале Моргунов ответил грубо, завязалась перепалка.
Впоследствии в интервью Наталья Николаевна добавила, что порезал «Кавказскую пленницу» при монтаже Гайдай не из-за ссоры с Моргуновым, а потому что номера с троицей, воспринимаемой зрителем как Трус-Балбес-Бывалый, в этом фильме выглядели искусственными вставками и не гармонировали с остальным материалом. Наталья Моргунова напомнила последующие попытки использовать образ троицы другими режиссерами (в частности, Рязановым в фильме «Дайте жалобную книгу»), которые она также сочла неудачными.
Версия самого режиссера
Гайдай рассказывал, что Моргунов в тот день пришел с девушками не на просмотр, а на съемочную площадку. Режиссер приказал убрать всех посторонних. Моргунов в ответ повел себя агрессивно, едва ли не бросился на Леонида Иовича.
Тогда Гайдай на глазах актера все сцены Евгения Александровича и остальной киногруппы все сцены с Бывалым из режиссерского сценария вычеркнул. Хотя неотснятого оказалось еще предостаточно. Потом Гайдай приказал отправить Моргунова в Москву, поскольку надобности в нем в киноэкспедиции больше не было.
Вдова Леонида Иовича: «Наплюй на амбиции!»
Нина Павловна Гребешкова, муза и верная помощница Гайдая, говорила в интервью, что Моргунов относился к тем актерам, с которыми Леониду Иовичу было трудно ладить. Проявления непростого характера Евгения Александровича нередко шли вразрез с режиссерским видением эпизода или сцены. Супруга режиссера старалась внушить Гайдаю, чтобы тот был менее абициозен при подходе к Моргунову и побольше загружал его работой. Гребешкова убеждала мужа не конфликтовать и думать прежде всего о будущей картине, не тратить время и силы на ссоры. Гайдай слушался, но когда материал был отснят, прекратил общаться с артистом, хотя тот и приходил с извинениями.