«Угораздило сыграть такую стерву»: комплекс неполноценности и счастливая звезда Ирины Муравьевой

Авантюристка Людмила в мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», простодушная Нина Соломатина из «Карнавала» Татьяны Лиозновой, угнетенная Сюзанна Бриггс в детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» – 8 февраля 75-й день рождения отмечает великая актриса, артистка московского Малого театра Ирина Муравьева.

«Угораздило сыграть такую стерву»: комплекс неполноценности и счастливая звезда Ирины Муравьевой
© Mir24.TV

Ирина Вадимовна, бесспорно, звезда советского кинематографа, каждая вторая ее роль во времена СССР – идеальное попадание, и это при том, что во главу угла она сразу поставила семью, а не карьеру. Чтобы заниматься домом и детьми, Муравьева отказывалась от немосковских съемок. Отказалась она даже от звездной роли Раисы Захаровны в фильме Владимира Меньшова «Любовь и голуби», который стал хитом.

После кризиса отечественного кинематографа 1990-х сниматься в кино Муравьева стала редко, отдавая всю свою творческую энергию театру. За свою карьеру она состояла в трех труппах: Центрального детского театра (ныне РАМТ), Театра имени Моссовета и Малого театра. А еще она не любит давать интервью – о ее жизни известно благодаря редким, юбилейным телевизионным передачам и встречам со зрителями, на которых актриса откровенно и терпеливо отвечает на вопросы.

Муравьева – одна из тех немногих артистов, которых невозможно ни с кем спутать, их моментально узнаешь по особому тембру голоса, экспрессии, пластике. Впрочем, когда она была абитуриенткой, вступительные комиссии чуть не похоронили молодое дарование. Но не такова была Ирина Вадимовна, чтобы сдаваться – и это роднит актрису с ее главными персонажами в кино. К юбилею Ирины Муравьевой MIR24.TV рассказывает, какой комплекс долго мучил кинозвезду, за что она не любила картину «Самая обаятельная и привлекательная» и почему 9 Мая для нее – особенный праздник.

Смотрите на Телеканале «МИР» фильмы и программы к юбилею Ирины Муравьевой: в среду 7 февраля в 22:30 х/ф «Артистка из Грибова» (мелодрама, комедия, СССР, 1988). Режиссер: Леонид Квинихидзе. В ролях: Ирина Муравьева, Сергей Шакуров, Михаил Пуговкин, Михаил Филиппов, Валентин Смирнитский). В четверг, 8 февраля в 19:15 состоится «Игра в кино». 9 февраля в 01:50 будет показан документальный проект «Наше кино. Неувядающие. К юбилею Ирины Муравьевой».

Рабство в Германии, блокада Ленинграда и 90-й псалом в кармане

Семьи Ирины Муравьевой Великая Отечественная война коснулась очень близко. Отец, Вадим Сергеевич Муравьев, только окончив школу, записался на фронт добровольцем, провоевал всю войну, дошел до Берлина и ни разу не был ранен.

«Его бабушка, очень набожная женщина, написала своей рукой 90-й псалом и зашила в такой кожаный маленький футлярчик – он до сих пор у нас есть. А потом вшила моему папе в гимнастерку. И молилась за него все четыре года. Мой папа не получил ни одного ранения на войне: он был и танкистом, и пехотинцем, и связистом, и закончил войну переводчиком», – поведала актриса своим поклонникам со сцены Центрального Дома офицеров в Минске.

Мать Ирины Муравьевой, Лидия Георгиевна, родом была из Беларуси, города Орша. В годы войны его оккупировали немцы, и 16-летнюю девушку угнали в рабство в Германию. Там она жила в немецкой семье в качестве прислуги – убирала дом, научилась правильно сервировать стол, стирать и прочим хозяйственным тонкостям. Когда пришли советские войска, хозяева уехали, а Лидия Георгиевна отдала солдатам все продукты. Там, в нацистской Германии, и познакомились родители Ирины Вадимовны. В 1947 году у них родилась старшая дочь, Людмила, а в 1949 году – Ирина.

Муж актрисы, театральный режиссер Леонид Эйдлин (они прожили вместе больше 40 лет до его смерти в 2014 году), в детстве вместе с родителями пережил блокаду Ленинграда. На долю обеих семей выпали большие испытания, но финал оказался счастливым. 9 Мая всегда было особенным праздником в семье Ирины Муравьевой – днем, когда принято накрывать стол, как делала это ее мать, Лидия Георгиевна Муравьева.

Судьбоносная «Москва слезам не верит» и уродливая «бабетта»

Два года выпускница московской школы, дочь строгого военного инженера Ирина Муравьева пыталась поступить в ГИТИС, но не вышло. Судьба все же дала ей шанс, который девушка не упустила: ее приняли в драматическую студию при Центральном детском театре, по окончании которой зачислили в труппу. Там молодая актриса смогла получить ценный практический опыт и проявить свой талант, в 20 с небольшим лет Ирина Муравьева начала сниматься в кино. Одна из первых ее работ – Сюзанна в «Чисто английском убийстве» Самсона Самсонова. Вскоре актриса появилась также в роли Инессы в «Дуэнье» Михаила Григорьева, в душераздирающем телеспектакле «Дальше – тишина» с Ростиславом Пляттом и Фаиной Раневской, в телеспектакле «Мораль пани Дульской». Муравьеву быстро оценили как театральную актрису широкого спектра, способную играть и комедию, и драму, порой балансируя на грани того и другого.

Но всесоюзно прославили ее, конечно, не театр и не телеспектакли, а мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», вышедшая на советский экран в 1979 году, ставшая лидером советского кинопроката в 1980-м и получившая «Оскар» как лучший иностранный фильм в 1981-м. По словам актрисы, роль Людмилы сразу ее увлекла, но руководство «Мосфильма» не хотело утверждать троицу в лице Алентовой, Муравьевой и Рязановой, подобранную Меньшовым. Как минимум, все они были гораздо старше своих персонажей в первой серии фильма – Муравьевой, к примеру, было 30 лет. Режиссеру удалось отстоять свой выбор, фильм в итоге вызвал огромный интерес у зрителей – только за 1980 год его посмотрели 90 миллионов человек – и прославил актрис.

«Когда я увидела картину впервые, буквально разрыдалась от стыда. Думала: как же меня угораздило сыграть такую расчетливую и беспринципную стерву?! Я ведь в жизни вовсе не такая! Переживала до ужаса. Только спустя время, когда множество зрителей и коллег стали подходить ко мне со словами благодарности, восхищения, я слезы вытерла и пошла смотреть картину во второй раз. После этого мне стало легче», – рассказывала Муравьева.

Критика была более беспощадна и припечатала фильм определением «банально». В тот год, к слову, на «Мосфильме» вышли такие картины, как «Сталкер» Андрея Тарковского, «Экипаж» Александра Митты, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова. Но критика утихла, когда выяснилось, что Леониду Ильичу Брежневу «Москва слезам не верит» тоже очень понравилась. А вскоре подоспел и «Оскар», американская награда не вызвала у Муравьевой никакого трепета, но приоткрыла для нее железный занавес: актриса стала выезжать на зарубежные фестивали.

Те веселые съемки и работу с Меньшовым все актеры вспоминают с большой теплотой. Ирина Муравьева показала себя энергичной, внимательной к требованиям режиссера, чрезвычайно дисциплинированной актрисой, хотя совсем без конфликтов не обошлось.

В эпизоде со званым ужином у «профессорских дочек» Катя и Люда предстают с довольно комичной по нынешним временам прической «бабетта». Образы девушек должны были соответствовать эпохе, но Муравьева посчитала, что кудрявая башня на голове ее не красит, и, вопреки указаниям режиссера, пришла на съемку с другой укладкой.

«Тут я проявил большую силу характера, – рассказывал Владимир Валентинович. – Я сказал: «Остановили съемку!» Муравьеву я выслал, потребовал переделать прическу. Работа началась глубоко за полночь».

Однако и дурацкая прическа, и застывшая на лице маска из клубничного варенья, и неприятный образ «расчетливой стервы» окупились с лихвой. Именно за эту роль Ирина Вадимовна в 1981 году была удостоена Государственной премии СССР. Вскоре пошли уже не второстепенные, а главные роли в кино, например, в картинах Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавал».

Комплексы и неприятие фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

История с «бабеттой» на самом деле касается комплексов, от которых в молодости страдала Ирина Муравьева. Актриса считала себя некрасивой и винила внешность в том, что ее поначалу не замечали режиссеры. Возможно, дело было в том, что однажды мама, пытаясь отговорить дочь от актерской стези, сказала ей о «не подходящей для актрисы внешности». Юная Ирина Муравьева с грустью смотрела в зеркало и называла себя «девочкой-уродом».

«Я глупая женщина. Когда я снималась в телевизионных спектаклях и видела себя, я всегда говорила: «Ой, как плохо». При этом я не смотрела на то, как я играю, а обращала внимание на то, что вот тут я повернулась и у меня подбородок, а здесь у меня как-то нос криво. Вот это жуткое, какое-то бабское отношение к себе на пленке меня очень долго преследовало», – делилась актриса со зрителями.

Однажды во время съемок фильма «Москва слезам не верит» Муравьева увидела отснятый фрагмент и настолько себе не понравилась, что даже не смогла загримироваться и продолжить работу. Излишне критическое отношение к себе на экране продолжилось и после успеха картин «Москва слезам не верит» и «Карнавал». Когда Муравьева взялась за роль Нади Клюевой в мелодраме Геральда Баженова «Самая обаятельная и привлекательная», актриса стеснялась озвучивать название фильма, в котором снимается, даже коллегам.

«Мне жутко не нравилось это название, – объясняет Муравьева. – Оно неправильно прилеплялось ко мне. И сценарий мне не понравился. Время такое – хотелось сниматься в новых формах. А это старье какое-то! В конструкторском бюро кто-то хочет жениться, и еще так, не стесняясь, об этом говорит: хочу замуж, хочу замуж! У меня не было проблемы – я была замужем. И вот эта вся история казалась мне неловкой, несимпатичной. Когда нужно думать о большом, а мы о маленьком думаем! Мне казалось, что это все из жизни каких-то маленьких людей».

Поскольку другой работы в кино на тот момент у нее не было, а режиссер и сценарист, по словам Муравьевой, ходили за ней по пятам, она согласилась. Премьера состоялась в 1985 году, картину хорошо приняли, ее посмотрели 80 миллионов зрителей. Исполнительница главной роли, на тот момент одна из самых популярных актрис в СССР, как обычно, осталась недовольна собой, внутренне не принимала этот фильм и никогда не пересматривала его, пока много лет спустя на съемках, оставшись одна в гостиничном номере, переключая каналы, не наткнулась на картину «Самая обаятельная и привлекательная». Ирина Вадимовна заперла дверь на ключ и досмотрела фильм до конца. И он ей очень понравился!

А побороть комплекс неполноценности Ирине Муравьевой, по ее признанию, помог муж – единственный и неповторимый Леонид Эйдлин. Будучи режиссером, он указывал ей на сильные стороны и уникальность ее дарования. Актриса вышла замуж в 23 года, причем занятость в кино и театре не помешала ей родить двух сыновей с разницей в восемь лет. Их воспитанием, уборкой, готовкой, ежедневными сборами в школу занималась она сама. «Семью предавать нельзя, – утверждает Ирина Вадимовна. – Надо работать, но семью не предавать». В 2014 году Леонид Эйдлин умер в результате инсульта, но актриса по-прежнему считает себя счастливым человеком. Она продолжает играть в Малом театре и с удовольствием нянчится с внуками.