Великий Энтони Хопкинс сыграл спасшего сотни еврейских детей простого британца. Чем поражает фильм «Одна жизнь»?
В прокат выходит фильм Джеймса Хоуза «Одна жизнь», посвященный невероятной истории британского брокера, который во время Второй мировой войны спас сотни еврейских детей. «Лента.ру» рассказывает о фильме, главные роли в котором сыграли Энтони Хопкинс, Хелена Бонем Картер и Джонни Флинн.
Дата выхода: 15 февраля Страна: Великобритания Продолжительность: 1 ч 50 мин Режиссер: Джеймс Хоуз В ролях: Энтони Хопкинс, Хелена Бонем Картер, Джонни Флинн
1987 год. Благообразный седовласый джентльмен Николас Уинтон (Энтони Хопкинс) живет в аккуратном домике с женой Гретой (Лена Олин) и ждет появления на свет внука. Уинтон в меру сил занимается благотворительностью, а в свободное время возвращается к старенькому кожаному портфелю, в котором лежат документы полувековой давности. В 1938-м он, тогда еще молодой брокер Никки (Джонни Флинн), отправился в Прагу по приглашению друга и принял деятельное участие в перевозке еврейских детей, над которыми нависла нацистская угроза.
Это действительно фантастическая история: до 1988 года никто не знал, что скромный британский пенсионер Николас Уинтон — настоящий герой, спасший жизни 669 детей. К этому моменту, к примеру, один из пассажиров «Киндертранспорта» (так назывались составы, запущенные Уинтоном) Карел Рейш уже стал кинорежиссером и снял «Женщину французского лейтенанта». Подвиг Уинтона был чудесным образом обнародован в утреннем ток-шоу That’s Life на канале «Би-би-си», Николас был посвящен в рыцари, получил ворох орденов и даже выдвигался на Нобелевскую премию мира в 2008 году (но был обойден президентом Финляндии Мартти Ахтисаари). На пороге восьмидесятилетия у Уинтона началась новая жизнь, которая продлилась достаточно долго — скончался он 1 июля 2015-го в возрасте 106 лет.
Для кинематографистов такая история, конечно, большой соблазн и большая опасность. Дело в том, что сам по себе подвиг не может стать сюжетом двухчасового фильма
Ярким доказательством здесь может служить, например, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга — картина, которая на самом деле поднимает куда более широкий спектр тем, чем персональная совестливость конкретного немецкого промышленника. В случае Уинтона задача осложнялась еще и тем, что для изложения военного сюжета время уже ушло. Такой фильм можно было снять в 1989-м, но сейчас в фильме был необходим второй временной пласт — конец восьмидесятых, когда героизм Николаса был признан и стал достоянием зрителей канала «Би-би-си».
Логично, что основой для сценария стала книга Барбары Уинтон «Если это не невозможно… Жизнь сэра Николаса Уинтона», опубликованная в 2014 году. Когда зашла речь об экранизации, Барбара попросила продюсеров, чтобы ее отца сыграл сэр Энтони Хопкинс. Актер прочел сценарий и согласился, так что судьба фильма в значительной степени была решена. Увы, Барбара Уинтон так и не увидела готовый фильм — она скончалась в 2022 году.
Великий английский актер Энтони Хопкинс на семь лет старше своего героя, однако в данном случае это совершенно не проблема. О том, что Хопкинс пышет здоровьем, известно всему миру — он сам регулярно поставляет свидетельства, выкладывая ролики со своими танцами в социальные сети. В «Одной жизни» есть даже смелый кадр, в котором Николас Уинтон собирается нырнуть в бассейн — вряд ли есть еще актеры той же возрастной категории, способные с такой легкостью позировать перед камерой в плавках. «Одна жизнь» могла стать новым бенефисом Хопкинса, каким четыре года назад стал «Отец» Флориана Зеллера.
Старик, бесконечно разыгрывающий сам с собой события героической военной юности, мучающийся проклятыми вопросами и обретающий признание в телевизионном эфире, — это головокружительный и бесконечно трогательный сюжет
Однако в реальности «Одна жизнь» выглядит совершенно иначе. Большую часть времени Хопкинс бродит по дому со стаканом и без, играет на рояле и один раз залезает в бассейн. Происходит это почти без слов: время от времени Николас Уинтон печально смотрит вдаль, и действие моментально переносится в тревожный 1938-й. Здесь 29-летнего Николаса играет Джонни Флинн — этот актер тоже старше героя на 11 лет, однако пара Хопкинсу подобрана безупречно. Изучая рисунок морщин и мимику замечательного актера Флинна, можно даже позабыть о сюжете — тем более что его содержание более или менее можно прочесть в интернете. Третья актерская победа «Одной жизни» — это работа Хелены Бонем Картер. В роли матери Уинтона она мастерски прячет свое эксцентрическое дарование в подтекст роли и превращается в пронзительную гранд-даму с викторианскими манерами и бешеной пробивной силой в делах, касающихся бюрократии.
Эти три работы — весомая причина для того, чтобы отправиться на «Одну жизнь» в кинотеатр. Сейчас увидеть нечто подобное на большом экране это и вовсе огромная редкость. Другое дело, что предварительно стоит ознакомиться с основными вехами биографии сэра Уинтона, потому что фильм Джеймса Хоуза — это скорее сердечное посвящение герою, чем серьезная попытка связного рассказа о нем. Опытный телевизионный режиссер Хоуз (на его счету, среди прочего, эпизоды «Черного зеркала» и «Доктора Кто») снял не столько фильм, сколько эскиз возможного в будущем сериала. Двухчасовой хронометраж явно маловат для полной реализации замысла.
Поэтому сначала мы кратко знакомимся с седовласым героем, потом ненадолго перемещаемся в Европу конца тридцатых, затем идет душещипательный эпизод в лагере с чумазыми детьми — и так далее. Снятые на совесть сцены с подопечными Уинтона, разумеется, из тех, на которых нормальные люди перестают стесняться своей чувствительности и с полным на то основанием плачут в три ручья. Когда этот эмоциональный барьер взят, от режиссера только требуется поддерживать уровень душевности на должном уровне и не скатываться в цинизм. С этой задачей Хоуз при поддержке Хопкинса справляется замечательно. И последним их союзником на пути к зрительским сердцам становится сама история. Ведь чертовски сложно сегодня представить себе, что телевидение может выполнять такую же душеспасительную роль, какую сыграло в судьбе Николаса Уинтона.
Фильм «Одна жизнь» (One Life) выходит в российский прокат 15 февраля