«Я долгое время жил в Академическом районе». Юрий Назаров рассказало любимых местах в ЮЗАО

86-летний народный артист России Юрий Назаров сыграл более чем в 300 кинофильмах, среди которых «Андрей Рублёв», «Маленькая Вера», «Трактир на Пятницкой», «Земля Санникова». В беседе с корреспондентом газеты «За Калужской заставой» Назаров рассказал о жизни в Академическом районе и работе на сценических площадках нашего округа.

«Я долгое время жил в Академическом районе». Юрий Назаров рассказало любимых местах в ЮЗАО
© Твоя Газета

«ЛЮБЛЮ ПРОФСОЮЗНУЮ»

Юрий Владимирович, сегодня вы на коне – награды, по нескольку картин в год. Но, как я знаю, бывало в вашей жизни и безденежье, и не знали, куда податься…

– О-ой, я долгое время в Москве бездомным был. У знакомых ребят ночевал в общежитии. Где я только не мотался! А первое собственное жильё появилось недалеко от станции метро «Профсоюзная» – двухкомнатная квартира на одноимённой улице Профсоюзной. Мы там долго жили. Дети там же в школу ходили. И очень любили Палеонтологический музей – часто уговаривали туда сходить. Если бы не понадобилось детям отдать эту квартиру, я бы и сейчас жил там припеваючи. Уж очень хорошие, зелёные места. Ну и работал я там. В труппе Московского театра киноактёра – ныне это Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова, который располагается на улице Пилюгина.

– Кстати, насчёт Никиты Михалкова. Недавно он сказал, что Эльдар Рязанов «был умный режиссёр, брал очень хороших артистов и давал им свободу. Я не могу назвать кинематограф Рязанова – кино. Кино – это дыхание, это музыка. Это живая вещь. В «Вокзале для двоих» этого нет. Я бы отдал предпочтение слову «фильм». Что скажете?

– У Никиты своя позиция. У меня своя. Мне вот кажется, что в «Иронии судьбы» присутствует бесчеловечность – все наплевали на невесту Жени Лукашина, которую сыграла Оля Науменко. все дружно про неё забыли.

– На Михалкова, кстати, очень обиделась дочь Рязанова после этих слов.

– А ещё у нас по поводу Петра Великого до сих пор не утихли разговоры – Пушкину он нравился, а кто-то считал, что он не в ту сторону завёл Россию, и таких тоже немало. Что уж о фильмах говорить!

«ПРОВОЖУ ВЕЧЕРА О ТАРКОВСКОМ В ОБРУЧЕВСКОМ»

– А о чём вы говорите со своими зрителями в киноклубе «Эльдар»?

– О Тарковском, например. Был вечер у меня, посвящённый сразу двум великим представителям фамилии Тарковских – поэту Арсению Александровичу Тарковскому и его сыну, кинорежиссёру Андрею Тарковскому. У Андрея мне вот посчастливилось сниматься. Я его по масштабам личности сравниваю с другим гением – Толстым. Лев Толстой в русской литературе – это Андрей Тарковский в русском кинематографе. Хотя свободно и от души он снял, по-моему, единственную картину – «Андрей Рублёв». Низкий поклон ему за то, что он боролся за свою правду в кино.

– Какими историями про Андрея Тарковского вы делились?

– Многие актёры, вспоминая про съёмки у Тарковского, говорят, что он их буквально изводил, доводя до нервного срыва. У меня такого не было. Даже наоборот, однажды на съёмках «Рублёва» я чуть саблей не зарубил его. Мы больше недели снимали рубку на поле боя. Этот эпизод никак не получался – у меня была с конём огромная проблема. Как сейчас помню, Матысик его звали. По сцене я одной рукой должен был саблей махать через коня. Но аккуратненько так, чтоб ненароком ухо ему не отрубить. Каскадёрством, в общем, занимался. И никак не получалось сцену отснять, конь не шёл так, как надо. И однажды конь пошёл прямо на Тарковского, он еле увернулся. После безуспешных съёмок сцены рубки саблей пошли разговоры насчёт того, чтобы заменить коня. А я думал: а ведь могли быть разговоры «а не заменить ли артиста?», зная характер Тарковского. Но этих разговоров не было. Дело не сдвинулось, пока не приехал старый конь из Иванова, Лир его звали. Ему какой-то шпрунт поставили, чтобы голову не гнул. (Шпрунт – вспомогательный ремень, который не даёт лошади задирать голову до горизонтального положения, когда управление становится невозможным. – Ред.) Всё получилось, слава тебе господи. А тот случай, когда я саблю на Тарковского поднял, на наши отношения не повлиял. Я сыграл в двух его фильмах – «Андрей Рублёв» и «Зеркало». «Рублёв» сегодня считается уже классикой не только советского, но и мирового кинематографа. Действие развивается на фоне междоусобного соперничества за власть сыновей Дмитрия Донского – великого князя Василия Дмитриевича и «малого князя» Юрия Дмитриевича. Режиссёр дал мне в этом фильме сразу две роли – великого князя Василия Дмитриевича и «малого князя» Юрия Дмитриевича.

– А зрители задают нескромные вопросы? Например, сколько вам платили?

– Отвечаю: хорошо платили. И не только мне. Солоницына, который играл Андрея Рублёва и ещё никому, как и я, известен не был, тоже Тарковский не обидел. 40 рублей за съёмочный день – это было самое высокое вознаграждение при советской власти. Я снимался не весь съёмочный период, а лишь в финале работы над фильмом. 20 смен было, не меньше, потому что там были, помню, две экспедиции: одна во Владимире, другая в Суздале. Одним словом, я 800 рублей где-то получил за съёмки у Тарковского в «Андрее Рублёве». Хотя честно скажу: деньги никогда не были принципиальным моментом в кино для меня. Я бы у Тарковского и бесплатно снялся.

– Вы в одном интервью сказали: «Для меня Андрей Тарковский с Василием Шукшиным представляются двумя полюсами советского кинематографа, которые шли навстречу друг другу». В чём вы видите их сходство?

– Они оба снимали настоящее кино про настоящих людей! Василий Макарович приглашал меня в картину по своему роману «Я пришёл дать вам волю» о крестьянском восстании под предводительством Степана Разина в 1670–1671 годах. Звал на роль брата младшего Фрола – того, который предательство совершил. В итоге картину так и не снял Шукшин. Причина была банальной: деньги. Говорили, что Сергей Аполлинарьевич Герасимов и ещё один режиссёр делили смету на год, а на Шукшина не хватило. Так что, может, дело и не в идеологии было, а просто деньги кончились.

ДОСЬЕ

Юрий Назаров родился 5 мая 1937 года в Новосибирске.

• Поступил в Театральное училище имени Б. Щукина, но, не окончив первый курс, бросил учёбу и вернулся в Новосибирск. Через два года опять поступил туда же и окончил училище в 1960 году.

• В 1960-м стал актёром Театра им. Ленинского комсомола в Москве. С 1963 года актёр Театра-студии киноактёра.

• Дебют Назарова в кино состоялся в 1954 году. Про одну из своих самых знаменитых ролей – сержанта Уханова в «Горячем снеге» по Бондареву – Назаров говорит, что такие солдаты в каждой семье.

• У актёра пятеро детей.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ