Актер Иван Агапов о театре, кино и шоу «Поймай меня, если сможешь»
Вы приняли участие в новом музыкальном шоу «Поймай меня, если сможешь» на телеканале «Россия», стартующем 24 мая. В шоу звездной команде из четырех человек предстоит вычислить обманщика из команды соперников-телезрителей. Скажите, пожалуйста, какие эмоции вы испытали на съемке? — Это шоу уникально и даже полезно. В то время, когда почти каждый день звонят телефонные мошенники, во всех местах пытаются обмануть, что-то «втюхать» или сказать неправду, тут из этого делают шоу, воспитывают в людях чувство повышенной восприимчивости ко лжи и делают из этого искусство. Мне кажется, что это познавательно, это приспосабливает людей к нашему суровому временами миру, а иногда развивает навыки, которые помогают не пропасть, и это приносит радость окружающим. С вами в звездной команде были Михаил Полицеймако, Юля Савичева и Анна Семенович. С кем из них вы были знакомы до съемок, и сложилась ли у вас дружная команда на съемке? — Команда у нас подбиралась редакторами шоу, поэтому мы не находили друг друга в хаосе мироздания, мы встали перед фактом, вернее, сели перед эфиром. Мишу Полицеймако я давно знаю, он прекрасный комедийный актер, да и драматический. Он замечательный человек. Анну Семенович кто ж у нас не знает, это наше все – в хорошем смысле слова. Юля Савичева у нас, по-моему, была в звездной команде специалистом по вокалу. Мне кажется, у нас сложился дружный коллектив! Не знаю, как остальные члены нашей команды, я всеми остался очень доволен и испытываю только положительные эмоции от совместно проведенного времени. Иван, как в юном возрасте вы решили прийти в театральную студию? Чем вас манило актерство? — В театр, можно сказать, я не пришел, а меня привели. Я занимался художественной самодеятельностью, что-то читал, рассказывал, организовывал. И после очередной смены в лагере пионервожатый взял меня за руку и привел в театр-студию «На Красной Пресне», который тогда гремел по всей Москве, злопыхатели называли его «Таганкой для бедных». Вот и получилось, что я так «полупрофессионально» вошел в театральное искусство. Мне это нравилось, я надеюсь, что то, что я делаю, нравится не только мне самому, но иногда и окружающим, которые на это смотрят. Какая роль ваша самая любимая и запоминающаяся? — Вот чего нет, так это любимой роли. Нет, ну конечно, самая запоминающаяся – это роль революционера Перчика в «Поминальной молитве», которую ставил Захаров. И сейчас, спустя 30 лет, она снова идет на сцене «Ленкома», где я уже играю роль Менахема, которую 30 лет назад играл Александр Абдулов. Конечно, этот спектакль в памяти, чего уж скромничать. Это выдающееся произведение Шолом-Алейхема, это замечательная пьеса Григория Горина, это постановка Захарова, это музыка Михаила Глуза… Все актеры говорят, что роли – как дети, нельзя выделить кого-то. Да, запоминается старшенький, младшенький, но это не значит, что остальные плохие или какие-то не такие (смеется. – Прим. ред.). В каждую вложена душа, силы, каждая чем-то дорога и близка. Кого вы мечтаете сыграть на сцене? — Сложно ответить на этот вопрос, потому что я как-то с детства приучен, что актеры – люди очень зависимые, играют не того, кого хотят, а того, кого им дают. По молодости я играл не самые главные, не самые большие роли. Только очень самоуверенные актеры могут сейчас прийти к руководителю или к режиссеру и сказать: «Хочу играть вот это!», и им дают, и они играют. Но я до такой наглости пока не дошел, а может, и никогда не дойду. Играю то, что дают. В ассортименте есть и генеральные секретари, и правители, и начальники средней руки, и простые люди из народа… Каждый человек интересен, вопрос в том, как это реализовать и с какой стороны к нему подойти и попытаться раскрыть его душу, чтобы она была интересна окружающим. В этом есть сложность, но, с другой стороны, и интерес нашей профессии. Как вы думаете, зачем сегодня зритель идет в театр? — Если уж совсем просто, то чтобы посмотреть спектакль (смеется. – Прим. ред.). Замечательно в пьесе «Чайка» Антона Чехова один персонаж говорит: «Без театра нельзя!», другой спрашивает почему, а первый отвечает: «Нельзя!» Тут и расшифровывать не надо, нельзя и все. Со времен Древней Греции человечеству это казалось ерундой, и всегда предрекали, что настало время кинематографа – театр умрет, настало время телевидения – театр умрет. Но нет, не умирает. Идет туда зритель, чтобы получить живые эмоции, чтобы посмотреть на талантливых людей, чтобы увидеть свою жизнь, подверженную какому-то художественному осмыслению. Марк Анатольевич Захаров говорил: «Зритель идет в театр, чтобы посмеяться и поплакать». Вот за этим и идет, причем не первый год и не первые десятилетия. Сейчас очень много пишут, что все театры надо закрыть, что всех надо отлучить от бюджета… Но как бы люди ни критиковали театр, мне кажется, что где-то в глубине души все они в детстве мечтали быть актерами и сейчас немного переживают, что у них не получилось. Что для вас все-таки ближе – кино или театр? — По-моему, Инна Михайловна Чурикова говорила, что в театре актер накапливает опыт, мастерство, а в кино – отдает его, дарит зрителю, потому что у нас все-таки киноаудитория, и тем более телевизионная, а сейчас и та, что в интернете, гораздо шире, чем театральная. Конечно, это два разных вида искусства. Иногда в кино может сняться непрофессионал и получить большую широкую известность, но в театре с непрофессионалами сложно. Вот сейчас моя «любимая» профессия – блогер, человек, который непонятно чем занимается, просто что вижу – то и пою или пишу. И они тоже рвутся на сцену, чтобы себя показать. Я, честно, пока очень удачных опытов не видел, но попытка не пытка, пусть пытаются. Кого из коллег по сцене и кино вы можете назвать самым комфортным для совместной работы? — Знаете, мне очень повезло, потому что я был в театре-студии у Спесивцева, откуда выросло много замечательных талантливых актеров, например, Наташа Щукина, Женя Добровольская. Потом учился в Театре Маяковского, где блистали Армен Джигарханян, Татьяна Васильева и так далее. Потом попал в «Ленком», где вообще было созвездие талантливых и потрясающих актеров: Евгений Павлович Леонов, Олег Иванович Янковский, Александр Гавриилович Абдулов, Татьяна Ивановна Пельтцер – можно перечислять до бесконечности. Но также хочу сказать, что театр – это не только звезды, которых все знают, чьи имена у всех на устах. «Ленком» до сих пор остается замечательным театром, Марк Анатольевич Захаров создал прекрасную труппу, у нас потрясающие актеры. Вообще, русские актеры – одни из самых лучших в мире. Даже самые лучшие! Какие проекты с вами ждать в 2024 году? — О планах на 2024 год буду говорить аккуратно: есть такая особенность в нашей профессии, лучше раньше времени ничего не говорить, а то сглазишь. В одном уверен точно: в Институте современного искусства, где я преподаю, в 2024 будет выпущен мой курс. За своих выпускников я очень переживаю, мечтаю, чтобы они устроились в приличные театры или нашли работу в кино. Хочется пожелать им дальнейшего творческого большого пути. По поводу своих работ – есть фильмы, в которых снялся, есть те, в которых собираюсь сняться, есть спектакли, которые репетируются в театре. Пусть, если что-то выйдет и будет пользоваться успехом, это будет приятным сюрпризом для зрителя, которого я безмерно люблю и уважаю. Фото предоставлено пресс-службой телеканала «Россия»