"Варшавская мелодия" по пьесе Леонида Зорина. Театр на Таганке. Малая сцена. Постановка Виктора Трегубова.
Друзья иногда "наезжают" на меня, что слишком уж много постановок я сравниваю со своим любимым "Белым Вальсом". Но в этом случае сравнения просто напрашиваются. Очень похожие истории. Действие так же происходит в три разных времени – в 1946-м, 56-м и 66-м годах. Это тоже интимная история про сложные взаимоотношения двух людей. Она польская студентка консерватории, он студент-винодел. Они познакомились на концерте. Но обстоятельства разлучили их. Точек соприкосновения слишком много. Именно поэтому сравнивать ничего не буду. Как будто никакого "Белого Вальса" я вовсе не видел. Только "Варшавская мелодия". И начнем с самой сильной стороны постановки – с уникальной работы главного художника по свету (Максим Фомченков) и художника по свету (Андрей Пономарев). Из всех декораций на малой сцене только два стула. И только при помощи света создается атмосфера. Вот герои в зале консерватории, который напоминает красивый готический собор, вот они на остановке зимней ночью, в студенческом общежитии во время новогоднего салюта, в варшавском кафе. И вместо декораций – свет. И его достаточно. Ничего больше не нужно, чтобы мгновенно перемещаться из одного пространства в другое. А вот сцена погружается в туман, похожий на обложку последнего альбома "Pink Floyd". Уникальное мастерство. Если мастера по свету не получат "Золотую маску" за свою работу я разочаруюсь в этой премии. Достойны. Также очень интересный образ создала исполнительница роли Гелены (Дарья Авратинская). Строгая, но при этом страстная полячка с красивым, немного смешным акцентом. Она вовсе не героиня моего романа, но все равно она выглядит близкой, родной, понятной. А вот с исполнителем мужской роли – проблема. Александр Зарядин (Виктор), увы, на фоне Дарьи Авратинской выглядел бледно. Когда в спектакле играют всего двое актеров, это должны быть актеры равного уровня. Плохие, хорошие, не так важно. Равного уровня. Иначе начинается жуткая какофония. Как в этом спектакле. Александр Зарядин создал совершенно безликий и скучный образ. Большинство его монологов – просто читка текста, без эмоций, без всего. От этого возникает непонимание. Мне как зрителю ясно, почему Виктор влюбился в Гелену. Да, она странная, немного сумасбродная. Но она личность. Что нашла Гелена в Викторе, почему она хотела выйти за него замуж? Неясно. Может быть, режиссер хотел показать отношения сильной женщины и слабого мужчины? Может. Таких примеров и в театре и в кино достаточно. Но не получилось. Слабый человек – он все равно какой-то. (Обаятельный, мерзкий, какой-то). Тут – никакой. Просто выходит и говорит текст. Ситуация немного исправилась в сцене 1956-го года, когда Виктор приезжает в Варшаву и встречает любимую женщину спустя 10 лет. Там видны хоть какие-то признаки личности. Там я верю, что человек способен хоть на какой-то поступок. Но в следующей сцене 1966-го года – он снова предстает никаким. Возможно, все это сложная задумка режиссера. Задумка не прочиталась. Когда я иду смотреть спектакль об отношениях, я хочу увидеть отношения двух людей друг к другу. А тут показаны только одни отношения. И это очень жаль, потому что в целом спектакль сильный. Он близок, понятен, тема все равно актуальна, он красивый, он интимный, он действительно трогает. Но неправильный выбор актера опускает его с уровня "Великолепный" до уровня "Хороший". Расстроен, в общем. Надо ли идти? Надо! Ради магии света, ради прекрасной атмосферы, ради Дарьи Авратинской. Плюс, я был все таки на пресс-показе. Возможно, к третьему-четвертому спектаклю ситуация изменится, Александр Зарядин все-таки найдет собственную фишку, вспомнит азы актерского мастерства, в частности то, что текст на сцене – это не просто слова, это эмоции, чувства. Что над ролью надо работать. Надо понимать своего персонажа, знать его бэкграунд. Например, его герой – студент-винодел. Ну, наверное, у виноделов есть какие то характеры, штампы, наконец-таки. Не просто же так Виктор решил идти не в инженеры, а в виноделы. Может, Виктор южанин? Ну добавьте красок! Хоть каких-то! В конце спектакля герой уже 20 лет живет в Краснодарском крае. Ну дайте ему акцент краснодарский. Или еще что-то! Гелена – меняется по ходу действия. В начале наивная студентка, в конце – прожженная жизнью звезда. Виктор – как был никем, так никем и остается. Хотя по тексту – он успешный профессионал. В общем, работать Александру и еще раз работать. И тогда мы увидим на сцене действительно дуэт, а не игру в одни ворота. Очень хотелось бы на это надеяться. В любом случае поздравляем Таганку с крайне успешным и насыщенным сезоном и с нетерпением ждем новых премьер.