Новая эра Николаса Кейджа: эффектное возвращение из карьерного застоя
Ник Ким Коппола, известный широкой публике под псевдонимом Николас Кейдж, будучи выходцем из успешной творческой семьи, не был вынужден "прогрызать" себе путь в Голливуд, однако приложить усилия, чтобы доказать суровому миру кинематографа свою исключительность, все же пришлось. Дядя Ника - знаменитый режиссер Фрэнсис Форд Коппола - не спешил продвигать племянника в своих кинематографических работах, потому Кейдж имел не слишком много преимуществ по сравнению с другими начинающими актерами.
Кейдж участвовал в многочисленных кастингах, а иногда получал эпизодические роли в малобюджетных лентах, тем самым доказывая именитому дяде серьезность своих намерений. Упорство молодого актера дало свои плоды - он получил роль в фильме Копполы "Бойцовая рыбка". Небольшая, но значимая роль дала хороший старт актерской карьере Ника Кейджа. Впоследствии Фрэнсис Форд Коппола привлекал племянника лишь к паре своих работ, но Кейдж уже не нуждался в содействии дяди - новые заманчивые предложения о сотрудничестве и так обильно сыпались на зародившуюся звезду.
Николас Кейдж "взлетел" стремительно за счет полной самоотдачи в любом проекте. Каждую роль молодой актер считал особенной, а потому вживался в образы настолько профессионально и самозабвенно, что порой вызывал недоумение у коллег. Так, в 1984 году на экраны вышла военная драма "Птаха", в которой Кейдж сыграл сержанта Колумбато. Актер хотел не сыграть, а на время стать глубоко травмированным военным, поэтому душевную боль ему удалось достоверно сыграть, пережив физическую - путем добровольного удаления двух зубов без анестезии.
В 1990-х Кейдж экспериментировал в актерской игре, снимаясь в приключенческих боевиках, которые в итоге принесли ему огромную славу. Самыми успешными лентами в этом жанре для Николаса стали "Скала", "Без лица" и "Воздушная тюрьма". Небывалое трудолюбие и стремление выйти за рамки просто хорошего актерства привели Кейджа к неприлично высоким гонорарам, которые Николас принялся активно тратить на дорогую недвижимость и люксовые автомобили. Возможно, смещение фокуса Ника на финансовую составляющую стало фатальным для карьеры актера - в 2000-х годах Кейджу никак не удавалось перешагнуть через затянувшуюся и непроглядную черную полосу в своей фильмографии.
В первую волну своего актерского успеха Николас брался за разноплановые роли, но - вне зависимости от специфики фильма - делал своих персонажей нетипичными, гротескными, а порой даже абсурдными. Гиперболизация отыгрываемых эмоций вкупе с необычной живой мимикой актера делала героев Кейджа наиболее запоминающимися, даже если их экранное время было минимальным. Николас уверенно вырабатывал свой стиль актерского мастерства, который можно было бы описать так: остроумный натурализм Кейджа настолько очевиден и явен, что в один момент он перемещается в категорию беспрецедентной естественности. Эта "фишка" выделяла Николаса из основной массы хороших, талантливых, но не гениальных актеров Голливуда. Проработанному индивидуальному стилю Кейджа было противопоказано браться за топорные пластиковые роли, но актер был вынужден это сделать в силу накопившихся перед государством финансовых задолженностей.
В период с 2002 по 2017 годы в прокат вышло лишь несколько фильмов с участием Николаса Кейджа, которые были более-менее тепло приняты и публикой, и критиками. Остальную массу работ составляли малобюджетные низкорейтинговые ленты-"одноразки", которые губили профессиональную неповторимость Кейджа.
К примеру, вышедший в 2006 году ремейк британского фильма ужасов "Плетеный человек" стал апогеем неудачи в карьере Ника - за роль в картине он получил номинацию на антипремию "Золотая малина". Затем последовали не менее провальные фильмы с участием Кейджа - "Сумасшедшая езда", дилогия "Призрачный гонщик", "Ученик чародея" и многие другие. В этот непростой для актера период проекты с его участием стали заведомо восприниматься критиками и публикой как не стоящие внимания. Черная актерская полоса Николаса стала наглядным примером того, что даже самый талантливый актер, владеющий мастерством перевоплощения, может потерять себя и признание публики, снимаясь не в тех фильмах и выбирая не те роли. Стоит признать, что Кейдж был верен себе и своему неповторимому стилю, который банально не коррелировался с работами, в которых он участвовал.
С 2020 года началась персональная "оттепель" Кейджа - один за одним стали выходить фильмы, наконец обнажившие актерских демонов Николаса, по которым изголодались поклонники звезды. Так, в 2021 году в прокат вышел драматический триллер "Свинья", где Кейдж сыграл сломанного человека, повара-отшельника, который всю жизнь бежит от своего прошлого. Уже здесь мелькают излишне драматичные монологи и мультяшно-эмоциональная мимика, которые свойственны натурализму Николаса. Спустя полтора десятка лет критики его "неестественная естественность" оказалась к месту и пришлась многим по вкусу.
Нельзя не отметить и комедийный боевик "Невыносимая тяжесть огромного таланта" 2022 года, в котором Кейдж, как ни странно, сыграл самого себя - некогда востребованного актера, чьи жизнь и карьера летят в тартарары. Творческий кризис и финансовые трудности заставляют героя согласиться на унизительное, но выгодное предложение влиятельного человека быть аниматором на его дне рождения. В ленте Кейдж мастерски разыгрывает театр абсурда, иронизируя над самим собой - он рисует карикатуру своей неудачи, и вместо того, чтобы оплакивать былую славу, высмеивает факт своего многолетнего актерского застоя. Этот фильм трудно воспринимать как серьезную единицу кинематографа - он скорее стал ознаменованием новой эры Николаса Кейджа.
Наиболее яркой работой актера в 2024 году стал до безумия странный артистичный хоррор "Собиратель душ", в основе сюжета которого лежат вполне реальные жуткие истории. Николас Кейдж предстает в зловещем амплуа длинноногого бледного мужчины, чьи внешность, мимика и голос нагоняют парализующую тревогу и чувство беспомощности. По сюжету герой Кейджа - мастер по изготовлению реалистичных кукол, который замешан в серии жестоких массовых расправ над семьями. Николас самостоятельно создавал психологический портрет своего героя, потому конечный результат его работы свидетельствует о большой преданности делу. К концу съемок коллеги Кейджа отмечали, что, находясь в одной комнате с актером, они отчетливо чувствовали присутствие Длинноногого, а не Николаса Кейджа. Отзывы зрителей имели похожий смысл - никто не ожидал, что "отыгравшая свое" звезда создаст на экране такой градус ужаса и психологического давления.
По меркам конкурентного сурового Голливуда 60-летний Николас Кейдж сделал невозможное - пропустил через себя шквал жесткой, а иногда и не вполне заслуженной критики и бодро вернулся на экраны, раз за разом демонстрируя многогранность, уникальность и, безусловно, выдающийся актерский талант.