«Стал актёром благодаря Дворцу пионеров». Александр Пашутин рассказал, почему до сих пор приходит на Воробьёвы горы

Александр Пашутин, сыгравший более чем в 200 фильмах, считает, что историю страны можно и с детского сада преподавать. А подростков, особенно тех, кто мало читает, необходимо увлечь кино и театром. Последнее, что называется, проверено на себе. Ведь именно занятия во Дворце пионеров привили будущему актёру любовь к искусству и своей стране.

«Стал актёром благодаря Дворцу пионеров». Александр Пашутин рассказал, почему до сих пор приходит на Воробьёвы горы
© Вестник района Гагаринский

«ПОСЕЩАЮ ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И СЕЙЧАС»

Александр Сергеевич, в детстве вы ходили на занятия во Дворец пионеров на Воробьёвых горах?

– Да. Я его воспитанник. Был солистом в Ансамбле песни и пляски под руководством Владимира Локтева. По сути, если бы не те занятия, кто знает, кем бы я вырос. Мог бы и по кривой дорожке пойти. Я считаю, что пионерия в советское время была невероятно мощной и важной организацией. Я не идеализирую советское время, но ребятам уделялось огромное внимание. Сегодня, к счастью, снова начали задумываться не только о хлебе насущном, но и о воспитании молодёжи. Я рад этому, а то многие юноши и девушки, насмотревшись голливудских фильмов, совершенно серьёзно думают, что «рядовой Райан» выиграл вторую мировую войну. По моему мнению, мозги прочищать никогда не поздно! Честно, если бы меня спросили, то я бы сказал, что историю надо с детского сада преподавать. Детям ведь всё можно объяснить, они поймут. И говорить правду нужно начиная с раннего возраста, показывая, например, военные фильмы. Кино и театр сильно влияют на человека, оставляют след в его сердце. литература тоже влияет, но в меньшей степени, потому что сегодня мало кто из подростков читает, а кино они все смотрят. В нашем Дворце пионеров огромное внимание уделялось детскому воспитанию и образованию. И я счастлив, что он функционирует по сей день. Я там был много раз и во взрослом возрасте. общался с детками, участвовал в концертах.

– С какими ещё местами в нашем округе связана ваша судьба?

– С киноклубом «Эльдар» на Ленинском проспекте. Мы с Эльдаром Александровичем Рязановым были в прекрасных отношениях. Съёмки у Мастера запомнились мне на всю жизнь, и я всегда рассказываю о нём, когда общаюсь со зрителями со сцены в Обручевском районе. Рязанов был требовательный человек и режиссёр, и это правильно. На актёров он никогда не кричал, он нас обожал. А вот на технический персонал мог разозлиться. Почему? Расхлябанности терпеть не мог. считаю, что сниматься у него было невероятным везением для любого актёра. Я всегда приезжал на съёмки как на праздник. Счастье было – знать, что каждый день буду общаться с ним. Даже сидеть рядом и то было интересно!

«ДОЧА, НАЗНАЧАЙ ПАПЕ СВИДАНИЕ»

– Вы работали и у другого большого мастера – Андрона Кончаловского. О съёмках у этого режиссёра тоже рассказываете на творческих вечерах в «Эльдаре»?

– Гениальный режиссёр. Он меня в 1991-м пригласил в свою российско-американо-итальянскую ленту «Ближний круг» о приближённых к сталину людях. Саша Збруев играл самого вождя. По сюжету Берия едет на поезде вместе с членами правительства в город Куйбышев. У него есть киномеханик, который ему показывает кино. Жену киномеханика, официантку, Берия прямо там, в купе, насилует. Я играл коменданта поезда, который всех рассаживал. Роль небольшая. Но зато платили в валюте. Но благодарен я Андрону не за заработки, а за замечательную историю, произошедшую в моей жизни благодаря этим съёмкам. Я эту историю тоже не раз рассказывал за эти годы в киноклубе «Эльдар». В роли жены киномеханика, так приглянувшейся Берии и забеременевшей от него, снималась заграничная артистка, рыжеволосая красавица Лолита Давидович. Помню, работаем день, второй, третий. И вдруг мне таксист (Андрон к двум западным звёздам пристегнул таксистов, знавших английский) передаёт: «Александр Сергеевич, Лолита Давидович говорит, что вы лучший артист, с которым она здесь встречалась». Я тут же хвост поднял, Лолите отвечаю через её сопровождающего: «Приходите ко мне на спектакль. У меня дочка знает английский, она вам всё переведёт». Давидович: «Нет, Александр Сергеевич. Пойдёмте лучше с вами посидим в ресторане». И мне даёт телефон.

– И как же вы выкручивались?

– Я дома попросил: «Доча, назначай папе свидание». Она позвонила Лолите, обговорила время. Дальше я сказал своей матери: «Мама, собирай все деньги, я иду со звездой в ресторан». Мама собрала все оставшиеся деньги, а их в 1990-е было немного. Приезжаю к Давидович в гостиницу. Поднимаемся в ресторан. А он закрыт! Работает только кафе, где принимают валюту. Давидович заказывает кучу еды – кофе, пирожные, мороженое. Я в ужасе! Платить-то мне нечем, рубли они не принимают. Лолита, увидев моё состояние, показывает жестами: мол, всё ок! В общем, мы сидим за столиком, а рядом с ней переводчик. Общаться-то как-то надо! А она переводчику и говорит: «Уходи». И вот мы с ней остаёмся вдвоём – я ни слова по-английски, она ни слова по-русски. Общаемся, что-то на пальцах друг другу объясняя. Она мне понравилась… Потом Лолита показывает жестами: «Саша, съёмки завтра, я должна спать». Я надеваю пальто, мы поднимаемся к ней в номер, и я целую её… Знаете, таким пионерским поцелуем (смеётся). На следующий день вся группа знает про свидание. И всем интересно: было, не было? А я: «Девчонки, мне так неудобно! Она за меня платила». Они отвечают: «Александр Сергеевич, мы знаем, какой у вас гонорар – 100 долларов, а у неё 2 миллиона. Поэтому всё нормально». Потом Лолита много раз передавала мне привет через знакомых. а я после тех съёмок начал судорожно учить английский. Сейчас худо-бедно могу сказать, кто я и чего хочу (смеётся).

«ИГРАЛ В ТЕАТРЕ В ГАГАРИНСКОМ»

– Что ещё связывает вас с юго-западом столицы?

– Театр армена Джигарханяна на Ломоносовском проспекте в Гагаринском районе. С Арменом Борисовичем мы познакомились на съёмках картины «Премия». После него Джигарханян и пригласил меня в свой театр. «Возвращение домой» Гарольда Пинтера ставил режиссёр Сергей Газаров. Это история непростых взимоотношений внутри одной семьи, где правят цинизм и абсурд и откуда ушла любовь. В главной роли был Армен Джигарханян. Я играл его брата. Помню гастроли с Театром Джигарханяна. Армен Борисович всегда предупреждал: «Шура, даже куска хлеба с собой не бери!» Мы же в то время были практически полунищие, всюду свою еду возили. Но Джигарханяна везде встречала армянская диаспора! Приглашали его в гости, а Армен Борисович всегда брал меня и кормил.

– Какая атмосфера была в театре на Ломоносовском, когда вы там играли?

– Очень тёплая. Это ведь было ещё до прихода Цымбалюк-Романовской, заведующей музыкальной частью в театре, ставшей потом его женой. Супруга Армена Борисовича Татьяна проживала в США и возвращаться не хотела в Россию.

– Да, я помню, как вы мне в предыдущем интервью говорили: «Мужика нельзя одного оставлять. Как он может один? За ним надо ухаживать».

– Сначала Виталина за Джигарханяном ухаживала. Это потом уже с её стороны всё переросло в «О, я могу что-то поиметь», и она привела в театр и маму свою, и папу, и началось… Поэтому и закончилась вся эта история так плохо. Но напоследок я вам расскажу другую хорошую историю, как женился на своей третьей жене. Это было больше 30 лет назад. Я тогда снимался в Киеве и страшно простудился. Нормальных мест на поезд домой не было, мне купили плацкарт. А у Любы – мы тогда с ней уже были знакомы – был билет на другой поезд. Но проводница разрешила ей поехать вместе со мной. И Люба всю ночь не спала, ухаживала за мной, давала мне лекарства. Я понял, что так может себя вести только жена. Её дочка Ольга стала мне родной. Когда Оля поступала на работу, в графе «отец» написала: «Пашутин Александр Сергеевич, народный артист». А ещё у меня дочка Мария. И внучат уже семеро. Я очень горжусь тем, что они все у меня есть.

ДОСЬЕ

• Родился 28 января 1943 г. в Москве.

• Уже в семилетнем возрасте был принят в качестве солиста в Ансамбль песни и пляски столичного Дворца пионеров под руководством В. С. Локтева.

• С 1955 по 1960 г. учился в Суворовском военном училище в Воронеже. Затем учился в студии при Театре им. Станиславского.

• В 1968 г. окончил Школу-студию МХАТ (курс Павла Массальского) и начал выступать на сцене Московского театра им. Н. В. Гоголя, где прослужил до 1981 г.

• В 1985 г. актёр был приглашён в труппу Московского театра им. М. Н. Ермоловой. Позже служил в театре им. Моссовета.

• Дебют в кино состоялся в 1969-м в картине «Штрихи к портрету В. И. Ленина», сыграл художника-футуриста Рыжего.

• На его счету более 200 ролей в кино.

О ЛИЧНОМ

Третий раз женат. Первой женой была абитуриентка того самого вуза, в котором учился он сам. Второй женой была коллега Алла Захарова, которая родила ему дочь Марию. Брак просуществовал чуть больше 6 лет. Третья жена – Любовь – моложе на 13 лет. Имеет дочь от второго брака и приёмную дочь от третьего брака. У актёра 7 внуков.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ