Войти в почту

Рухнувшие мечты о балете и триумф в "Ленкоме". Как Николай Караченцов покорял зрителей

В 1970-е о Николае Караченцове, актере Московского театра имени Ленинского комсомола, узнала вся столица, а затем и вся страна. Не так уж часто артистам удается прославиться именно благодаря театральным работам, но Караченцов смог: сложно представить того, кто ни разу не слышал про "Юнону и Авось". Попав в "Ленком" практически случайно, со временем Николай Караченцов стал одним из его символов — наравне с Марком Захаровым, который сыграл в судьбе артиста ключевую роль. Рассказываем, почему Караченцов был предан театру всю свою жизнь, как он делил роли с Михаилом Боярским и какими образами запомнился в кино.

Рухнувшие мечты о балете и триумф в "Ленкоме". Как Николай Караченцов покорял зрителей
© ТАСС

Николай Караченцов родился в 1944 году в Москве. Интерес к творчеству и искусству передался ему по наследству: его папа Петр Караченцов работал художником в журнале "Огонек", мама Янина Брунак была балетмейстером — ее постановки шли в Большом театре, на других известных сценах СССР и даже за границей. Родители Караченцова развелись еще до его рождения. Отец поддерживал отношения с сыном, но воспитанием занималась в основном мать. Часто она уезжала на гастроли и работала за границей, поэтому Николай сменил несколько школ — успел поучиться и в Улан-Баторе при советском посольстве, и в московской школе-интернате при Министерстве внешней торговли СССР.

{article_opinion:35043:' Когда я находился в юном и глупом возрасте, как поется в одной из моих песен, "туман глаза мне застилал". "Туман" этот назывался балетным искусством. Ничего другого я не знал и знать не хотел <...> И считал, что танцовщик — это самое лучшее, чем должен заниматься мужчина '}

В детстве Караченцов постоянно ходил с матерью на репетиции — наблюдал за танцовщиками, запоминал и отрабатывал движения, делал растяжку, пересмотрел все постановки Большого театра и решил, что тоже хочет стать артистом балета. Однако мама его от этой затеи отговорила. Тогда Николай переключился на драматическое искусство — в школьные годы он занимался в нескольких самодеятельных студиях: при Центральном детском театре, при Доме кино, а еще в Клубе искусств при интернате.

В 1963 году Николай Караченцов с первой попытки поступил в Школу-студию МХАТ. Он был одним из самых ярких студентов на курсе, заявив о себе первыми же ролями — в учебных спектаклях "Метелица" и "Иван Васильевич". После окончания театрального института Караченцов по распределению должен был получить работу во МХАТе — так было заведено на протяжении долгих лет. Но судьба распорядилась иначе: в год его выпуска Анатолия Эфроса, главного режиссера Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1991 года — "Ленком"), отстранили от должности, а вслед за ним из театра ушли многие актеры. На замену им руководство школы-студии отправило лучших выпускников, среди которых оказался и Караченцов.

Звезда "Ленкома"

"Ленкому" Николай Караченцов посвятил всю свою жизнь — он проработал в нем почти 40 лет и сыграл в более чем 20 спектаклях. В начале пути он участвовал в постановках, созданных еще Эфросом. Жизнь всего театра, и карьера Караченцова в частности, перевернулась в 1973 году, когда театр возглавил Марк Захаров: режиссер, чье имя сегодня носит "Ленком", сумел оценить талант молодого актера и открыть его публике. Караченцов всегда был благодарен ему за это и свою верность театру объяснял уважением к Захарову. "Наверное, я мог бы устроиться в любой театр Москвы. Но какой смысл уходить от лучшего режиссера?" — писал он спустя много лет в мемуарах.

В 1974 году Марк Захаров доверил Караченцову главную роль в постановке "Тиль" (пьесу по мотивам романа Шарля де Костера написал Григорий Горин, а музыку к постановке — Геннадий Гладков). Этот яркий, смешной и смелый из-за острых реплик и сатиры спектакль был невероятно популярен у зрителей, особенно у молодежи. Сегодня постановку нередко называют первым советским мюзиклом и новой вехой в театральном искусстве нашей страны.

Роль Тиля — бунтаря, шута, хулигана и в то же время борца с несправедливостью — сделала Караченцова звездой: он зарекомендовал себя как синтетический артист, которому подвластны и вокал, и хореография, и, конечно, безупречная игра. В одном из интервью Марк Захаров сказал, что именно Караченцов со своим Тилем стал "тем самым тараном, что пробил брешь в стене, отделяющей старый "Ленком" от нового". На протяжении долгих лет постановка была одной из визитных карточек театра — ее сняли с репертуара уже в 1990-х.

Закрепил успех Николай Караченцов участием в рок-опере Алексея Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", поставленной Захаровым в 1976-м. Актер сыграл в ней две роли — Смерти и Главаря рейнджеров. Спектакль также пользовался невероятной популярностью и шел до 1993 года.

Играл Караченцов в "Ленкоме" и у других режиссеров — например, в "Гамлете" Андрея Тарковского он перевоплотился в Лаэрта, брата Офелии. Однако именно спектакли Захарова оказывались для артиста судьбоносными: так произошло и с рок-оперой "Юнона и Авось" (созданной в 1981 году, вновь на музыку Рыбникова). Выпустить постановку пытались несколько лет — сложности возникали в том числе из-за того, что пьесу для нее написал Андрей Вознесенский, которого власть не жаловала.

Когда разрешение все же удалось получить, рок-опера "Юнона и Авось" быстро обрела статус культовой, а песни из нее — "Я тебя никогда не забуду", "Белый шиповник" и другие — стали хитами. По воспоминаниям Караченцова, двери в театр ломились от количества желающих посмотреть постановку о русском графе Николае Резанове и юной Кончите, дочери губернатора Сан-Франциско, — влюбленных, которые так и не смогли быть вместе. "Ленком" гастролировал со спектаклем, он был показан в США, Германии, Нидерландах и других странах. Из-за бешеной популярности Захаров дважды его экранизировал — в 1983-м и в 2002-м, в обеих версиях играет Караченцов. В репертуаре "Ленкома" эта постановка есть до сих пор.

В театре Николай Караченцов играл до 2000-х годов: в 2005-м, находясь за рулем, он попал в аварию — получил серьезную черепно-мозговую травму и переломы. Почти месяц артист провел в коме, а затем перенес несколько операций. После этого инцидента Караченцов не смог продолжать карьеру, среди последних постановок с его участием в "Ленкоме" были "Шут Балакирев" (М. Захаров, 2001) и "Город миллионеров" (Р. Самгин, 2004). Тем не менее иногда Караченцов появлялся на публике — он выпустил несколько книг и дисков с песнями из своего репертуара, а в 2014-м посетил организованный в честь его 70-летия вечер в "Ленкоме".

Роли в кино и соперничество с Боярским

Активно сниматься в кино Николай Караченцов начал после успеха "Тиля", однако дебютировал в кино он еще в конце 1960-х: сыграл в фильме Леонида Пчелкина "Штрихи к портрету В.И. Ленина" и в телефильме "И снова май!". Поскольку Караченцов заявил о себе прежде всего как театральный артист, его часто приглашали участвовать в экранизациях пьес и других литературных произведений. Среди его ранних киноработ — одна из центральных ролей в драме Виталия Мельникова "Старший сын" (1974) по мотивам одноименной пьесы Александра Вампилова.

В 1976 году Караченцов пробовался на роль Волка в семейном мюзикле "Мама", в съемках которого приняли участие многие звезды того времени, однако утвердили в итоге Михаила Боярского. В следующем году Николай Караченцов снялся у Яна Фрида в "Собаке на сене" (1977), сыграв маркиза Рикардо (кстати, эту роль рассчитывал получить Боярский). Гештальт с детским кино удалось закрыть в 1979-м, когда вышел фильм "Приключения электроника" — в нем Караченцову досталась роль гангстера Урри.

Одно из самых запоминающихся появлений актера на экране — в комедийном вестерне "Человек с бульвара Капуцинов" Аллы Суриковой (1987). На роль ковбоя Билли Кинга изначально был утвержден другой актер, а Караченцову предлагали сыграть главаря банды грабителей Черного Джека, однако этот образ казался ему не таким интересным. Чтобы убедить режиссера дать ему роль дебошира-ковбоя, Караченцов на пробах разыграл крайне убедительную сцену драки с каскадером Александром Иншаковым. И впоследствии все трюки на съемках выполнял сам. Сыграть Черного Джека оперативно пригласили Михаила Боярского: актеры часто претендовали на одни и те же роли.

Среди других заметных фильмов с участием Караченцова — "Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись" (1979), "Белые росы" (1983), "Батальоны просят огня" (1985), "Один за всех" (1985), "Моонзунд" (1988), "Ловушка для одинокого мужчины" (1990). Неоднократно актер встречался на съемочной площадке с Марком Захаровым, но играл не в его экранных работах, а телевизионных — экранизациях спектаклей, а также в мини-сериале "12 стульев" (1976). В целом в фильмографии Николая Караченцова — более 100 ролей.

За кадром

В свободное от театра и съемок в кино время Николай Караченцов занимался озвучкой — в российском дубляже его голосом говорят герои Жан-Поля Бельмондо ("Чудовище", "Одиночка", "Вне закона"). Также артист работал над мультфильмами, он озвучил героев в таких работах, как "Пес в сапогах", "Кот Котофеевич", "Алиса в Зазеркалье", "Сказка о глупом муже", "Трое на острове".

В 1994 году совместно со своим другом, каскадером и педагогом Николаем Астаповым, Караченцов создал школу искусств — в ней детей обучали танцам, живописи, верховой езде, фехтованию. Одним из главных увлечений самого актера был теннис, он неоднократно принимал участие в различных турнирах.

Единственной женой Караченцова была актриса "Ленкома" Людмила Поргина — вместе они прожили более 40 лет, до самой смерти Николая в 2018 году. Скончался артист от рака в возрасте 73 лет.

Дарья Шаталова