"Зрителю должно стать стыдно от того, что ему смешно". Драки, молоко и женские крики в "Просто театре"
Следует ли за преступлением и наказанием исправление и в чём причина подросткового насилия - покажут актёры трёх театров в "Заводном апельсине". Роман Энтони Бёрджесса "Заводной апельсин" (18+) в своё время наделал шума: неприкрытые сцены насилия, эксперименты над человеческим сознанием, жестокость и обозлённость на мир подростков. Такое тяжело читать, а чтобы смотреть на это, нужно иметь крепкие нервы. Это история молодого парня Алекса, который вместе со своей бандой юных головорезов грабит, насилует девушек и убивает, упиваясь своей вседозволенностью. Кровавый путь наконец приводит парня в тюрьму, где ему предлагают амнистию за участие в эксперименте по "промыванию мозгов", который должен перевоспитать преступника. Но по выходе на свободу все злодеяния Алекса возвращаются ему бумерангом, и теперь он становится жертвой тех, кто мечтает ему не менее жестоко отомстить. Есть ли мораль в этой истории и в чём причина подростковой кровожадности, решил разобраться "Просто театр". О предстоящей премьере "Заводного апельсина" (18+) актёры и режиссёр рассказали на культурном завтраке журналистам. За постановку по мотивам романа взялся актёр Омского академического театра драмы Иван Курамов. Художественный руководитель "Просто театра" Стас Черкасов предложил ему поставить спектакль, но с небольшим количеством актёров. Из произведений "Трое в лодке, не считая собаки", "Старик и море", "Пролетая над гнездом кукушки" и "Заводной апельсин" выбрали роман Бёрджесса. Правда, и актёрский состав вырос до девяти человек, где практически каждый артист исполняет ещё по три-четыре роли. В спектакле задействованы актёры из трёх театров: Омской драмы, "Пятого театра" и "Просто театра". Самой сложной задачей для режиссёра был поиск актёра на главную роль - 15-летнего Алекса. Пришлось провести кастинг среди студентов. Но когда пришёл Николай Фёдоров, одетый как Алекс и даже говоривший, как он, Иван понял: Алекс найден. - Мы не хотели брать взрослого артиста на роль 15-летнего пацана - это странно. Даже сейчас столкнулись с проблемой, что в четвёрке ублюдков (Алекс, Тём, Пит и Джорджик) самому младшему артисту, Коле, 18 лет, а остальные актёры намного старше. И в репетициях, конечно, видна разница: телосложение, мысли, поведение. Если Коля просто колбасится, то, Дима Исаенко (играет Джорджика) колбасится уже осознанно (смеётся) , - рассказывает Иван Курамов. Иван Курамов Книга Бёрджесса не для впечатлительных. Особенно тяжело воспринимать "Заводной апельсин", если вспомнить, что роман-антиутопия вдохновлён биографией писателя. Во время Второй мировой войны четверо дезертиров из американской армии жестоко избили беременную жену писателя, и она потеряла ребёнка. Женщина впала в тяжёлую депрессию и даже пыталась покончить жизнь самоубийством, начала пить и умерла. В самом романе жену писателя (его играет Сергей Троицкий) изнасиловала банда Алекса, и, не сумев справиться с пережитым ужасом, девушка добровольно уходит из жизни. Иван Курамов ломал голову, как бы сделать так, чтобы не акцентировать внимание зрителя на жестокости. Было решено поставить "Заводной апельсин" в жанре чёрной клоунады. Даже грим актёров будет напоминать клоунский. - Я думал, как бы сделать так, чтобы действие на сцене не отталкивало. Есть сцена насилия, но нам не хотелось показывать обнажения. Мы постарались, чтобы герои, особенно банда, выглядели смешно, даже абсурдно. Зрителю должно стать стыдно от того, что ему смешно. Не знаю уж, как получится, - отметил режиссёр спектакля. Режиссёр задаётся тем же вопросом, что и Бёрджесс: может ли преступник измениться или это что-то из рода фантастики? При прочтении книги, как говорит Иван, его всё время мучили мысли о том, как нужно воспитывать своего ребёнка, чтобы он не стал таким чудовищем, как Алекс. Кстати, образ родителей был интересен Ивану не меньше, чем сам главный герой. - Все эти избиения, убийства, изнасилования… Можно ли это простить только потому, что человек, который совершал ужасные поступки, был подростком? Это ведь было так давно, теперь он вырос, но может ли такой человек действительно измениться? Мир в романе выдуманный, страшный, чрезмерно напичканный жестокостью, и если чуть сбавить градусы и подумать над тем, что мы творили в молодости, можем ли мы найти самим себе оправдание и можно ли вообще оправдаться? - говорит Иван Курамов. Актёр "Пятого театра", который исполняет главную роль в недавнем хорроре "Остров Рикоту" (16+) Сергей Троицкий помимо роли писателя исполняет ещё две роли: кристаллограф (ещё одна жертва банды Алекса) и амбал в тюрьме. - Когда я прочитал сценарий, я про себя подумал: а для кого это и зачем? Я приверженец того, что театр всё-таки должен нести мораль. Человек после похода на спектакль должен сделать для себя определённые выводы. Сейчас я понимаю, что "Заводной апельсин" вырисовывается в какую-то историю, которую каждый посмотрит, и если не сделает для себя каких-то определённых выводов, то хотя бы сформулирует своё отношение к подростковой жестокости как явлению. Иван говорит, что мир постановки и романа фантазийный. Я хоть и не сталкивался в жизни с подобными зверствами, но мне кажется, что описанный мир очень даже реальный. Посмотрите хотя бы "Криминальную Россию" (18+), - рассказывает Сергей Троицкий. - Мой герой - писатель, свои карты сразу не раскрывает. Внутри него происходит слом - следствие ужасных событий, которые с ним приключились. Персонажи, роли которых меньше роли писателя, более карикатурные. Я постарался сделать их совершенно разноплановыми. Сергей Троицкий Актриса и директор "Просто театра" Полина Кремлёва предстанет перед зрителем в необычном амплуа - в роли крупного мальчика Биллибоя, который будет мстить банде за прошлые обиды. На хрупкую девушку нацепят 10 килограммов накладок, в которых она должна не просто как-то передвигаться, а драться с мужчинами и даже, как говорит сама актриса, "замесить" их. - У меня пластики больше всего, даже в том же Биллибое. В первой сцене я даже не говорю ничего. Конечно, в драках я стараюсь ориентироваться на парней, они мне показывают, как наносить удары, как пинать кого-то. Я смотрю на них и уже сама что-то пытаюсь показывать, отталкиваясь от своей большой фактуры (учитывая накладки), - говорит актриса. Полина Кремлёва В спектакле вообще будет много драк, максимально приближенных к реальным. Девушку на роль выбрали неслучайно: когда компания Алекса избивает Биллибоя в первый раз, нечеловеческий женский крик Полины, который звучит максимально похоже на детский, делает и без того ужасную сцену ещё более зверской. Иван говорит, что невозможно сидеть на месте, когда слышишь женский крик боли. Кстати, Полина играет ещё три роли: кошатницу, санитарку и певицу. От масштабных декораций режиссёр отказался: на сцене только тумба, стулья и анимация, которая погружает зрителя в эмоциональное состояние каждой конкретной сцены. - Мы решили как-то обойтись без декораций, добавить проекцию, создавать атмосферу, в которой они существуют. Допустим, для сцен в баре "Корова", где они постоянно пьют молоко (потому что ещё дети), нарисована большая страшная рожа. И свет мы выбрали психоделический - желтоватый, как будто они в дурдоме каком-то, - рассказывает режиссёр. Увидеть, как роман-антиутопию про насилие и вседозволенность превратили в чёрную клоунаду, можно будет на сцене Арт-центра на Любинском 25 ноября. Фото: Анна Шестакова