30 ноября народному артисту СССР, звезде фильмов «Гараж», «Старый Новый год», «Гостья из будущего» Вячеславу Невинному исполнилось бы 90 лет. Он ушел в 74 года после тяжелой болезни, но зрители до сих пор любят картины с его участием. Актеры Вениамин Смехов и Геннадий Хазанов, сын Невинного и его вдова рассказали, каким запомнили Вячеслава Михайловича. Подробности — в эксклюзивном материале NEWS.ru.
«Слава мог закричать на администраторов» Актер Вениамин Смехов:
— В 2002 году по предложению литературной редакции Центрального телевидения я стал снимать телеспектакль «Лекарь поневоле» Мольера. Мой друг Леня Филатов предложил на роль Жеронта позвать Вячеслава Невинного. До этого мы встречались на записи радиоспектаклей. Помню, Леня тогда сказал: «Если Слава согласится, то тебе повезет, потому что Невинный — совершенно классический артист, великий русский или просто настоящий русский артист».
Материал Славе был по душе. Он сказал, что у него не сильно хорошее самочувствие из-за ног.
«Но, если ты там сумеешь наладить, чтобы я не бегал, не ходил и так далее, то давай», — сказал он мне тогда. Я, конечно, согласился.
Он подхватывал любые умности или глупости, которые приходили нам в голову, был такой нежный, балованный и самоуверенный французский барин. Это нравилось очень Славе, и он реализовал это в чудесных актерских красках. На съемочной площадке он был, как сейчас бы сказали, крутой мувистар (movie star, «звезда кино». — NEWS.ru). Но суровая ответственность всегда сопровождала профессиональный опыт.
Суровая, потому что если что-то не так получалось, администратор вовремя не ставил на место тумбочку или ее вовсе не было, Слава чрезмерно раздражался. Если он придирался, а он жгуче придирался, все это слышали. Слава мог закричать на администраторов. Я ему говорю: «Смотри, мы с тобой одного примерно опыта. Но я не срываюсь». Он говорит: «А я всегда срываюсь. Меня МХАТ приучил, что надо парализовать волю виновника».
Если человек халтурил, Невинный его не щадил. Он мог передо мной немножко извиниться. «Я понимаю, что я доставил тебе какую-то сложность, — говорил он. — Но я правильно балован хорошим МХАТом, не могу терпеть нигде халтуры: ни в кино, ни в каких-то еще спектаклях». Это было здорово.
Слава был очень, как он сам говорил, «нахватанный артист». Он всем интересовался, запоминал, как разговаривают люди дома и на работе, ведут себя избалованные дети и как в этом случае надо к ним относиться.
Когда мы снимали, у него уже болели ноги, и его жена Нина боялась, что он переусердствует. Но Славе нельзя было сказать: «Славочка сегодня не будем делать». Вот сняли второй дубль. Он останавливает, говорит: «Ты понимаешь, что надо делать третий?» Я понимал, хотя по программе были другие важные сцены, соглашался с ним.
Конечно, он был балованный актер. Наверное, его жена, поспорила бы со мной. Слава наверняка доставлял во МХАТе неприятности, потому что хотел, чтобы было как надо, по правде, но при этом еще и очень интересно. Он приходил всегда готовым и требовал того же от всех.
Даже если я планировал немножко другой характер произнесения текста, Слава брал это на себя, и это было органично. Невинный был великим мастером органичной актерской игры.
«Халтура и Невинный — совершенно несовместимые понятия» Народный артист России Геннадий Хазанов:
— Я вообще считаю, что за мою прожитую жизнь Слава Невинный был одним из самых ярких впечатлений. Удивительный человек. Пожалуй, вообще никого не могу поставить рядом с ним по человеческим качествам из этой профессии.
Вы знаете, он совсем не артист. На излете жизни я совсем невысокого мнения об этой профессии. Она очень деформирует личность. Актерство корежит человеческую природу. В этом смысле он был совсем не артистом. У него не было ни грамма притворства.
При таком огромном даровании и при такой любви к нему Слава был совершенно лишен пафоса. Я сейчас с трудом подбираю слова, потому что у меня возникают самые превосходные степени по отношении к нему.
Помню, были какие-то телевизионные съемки в квартире Николая Николаевича Озерова, и я пришел туда. Был совсем молодой артист. И он присутствовал там. Мы быстро начали общаться. Даже странно, как будто давно знакомы.
Он был таким благожелательным и сказал мне: «Знаешь, тут надо оболомать, как следует». Глагол такой — обсудить, проникнуть в суть. Слава вообще любил собирать эдакие выражения. Он был истинным мастером слова.
Когда Сергей Юрский предложил мне участвовать в его спектакле «Игроки-XXI», я спросил, кто будет занят. И он сказал — Калягин, Невинный, Евстигнеев, Филатов. Я сказал: «Сережа, даже не спрашиваю, чего играть. Я согласен». А потом уже приходил на репетиции, а Слава с Сашей Калягиным в шахматы играли перед началом спектакля. Мы по-настоящему дружили с ним.
Слава был абсолютным перфекционистом. Халтура и Невинный — это совершенно несовместимые понятия.
Как Харламов перекрыл улицы Москвы ради Невинного Заслуженный артист РФ, сын Невинного, Вячеслав Невинный — младший:
— Папа увлекался значками. Один ему подарил лично хоккеист Валерий Харламов. Он сам был изображен на нем, потому что они дружили. Однажды почти вся хоккейная команда приехала к нам на улицу Нежданова. Их было человек 10. И мама моей мамы, Евдокия Ильинична, сумела всех накормить рязанскими щами.
Они, конечно, выпили немножко. И Вячеслав Михайлович вдруг вспомнил, что ему срочно надо на поезд. Хоккеисты говорят: «Вячеслав Михайлович, сейчас мы вас проводим». Они быстро собрались и приехали на вокзал, но оказалось, что не на тот.
Тогда хоккеисты сказали: «Спокойно». Папа сел в личную «Волгу» Харламова, а тот позвонил по всем постам ГАИ, чтобы перекрыли улицы. И за три с половиной минуты Вячеслава Михайловича перевезли из одного вокзала на другой. Так он и успел.
Сейчас, к сожалению, не все знают, что папа озвучивал многие мультфильмы. Была знаменитая история про «Ежика в тумана» Юрия Норштейна, где он подарил голос медвежонку.
По задумке Норштейна, медвежонок бегает по лесу, ищет друга Ежика. А когда находит, то произносит свои слова. Папа долго бегал по этажам студии, чтобы специально запыхаться, чтобы это было органично. Он не позволял играть с «холодным носом». Все должно быть «на сливочном масле».
Вячеслав Михайлович долго бегал, они снимали много дублей, но в итоге получилось идеально. Папа получил необыкновенное удовольствие от работы над озвучиванием. Он в полной мере владел голосом и мог творить чудеса.
«Когда в его жизни стало мало театра, силы тоже ушли» Народная артистка России, вдова Вячеслава Невинного Нина Гуляева:
— Мы со Славой любили театр. Это и была наша жизнь. Уходили на репетиции, играли спектакли, приходили домой и снова обсуждали работу. В этом и была сила. А когда в его жизни стало мало театра, силы тоже ушли. Еще и болезнь эта, конечно. Молодые не понимают, что театр вовсе не творчество. Это ремеслуха. И осваивать ее надо всю жизнь. Славка мастерски владел своим делом.