«Я не считала себя хорошенькой» Как живет королева сай-фай Сигурни Уивер и как ей удается так молодо выглядеть в 75 лет?

Звезда Сигурни Уивер взошла вместе с успехом фантастического триллера Ридли Скотта «Чужой». В этом фильме она впервые в истории мирового кинематографа сыграла не просто сильную женщину, а спасительницу мира (и рыжего кота) от опасных инопланетян. После нескольких продолжений франшизы, в которых актриса также приняла участие, за ней прочно закрепилось звание королевы сай-фай. Однако заложницей одной роли она не стала и построила вполне успешную карьеру с дюжиной суперхитов в фильмографии и тремя номинациями на премию «Оскар». Как же Уивер удалось взобраться на вершину голливудского Олимпа, не запятнав свое имя скандалами, и обрести счастье в личной жизни, «Лента.ру» рассказывает в новом материале из цикла о непростых судьбах знаменитостей.

Признание звезды

В конце августа 2024 года на церемонии открытия 81-го Венецианского международного фестиваля Сигурни Уивер получила «Золотого льва святого Марка». Почетной награды она удостоилась за выдающиеся достижения в области кинематографа.

Принимая заветную статуэтку, 74-летняя актриса поблагодарила режиссеров и коллег, с которыми ей посчастливилось поработать.

«Для меня большая честь получить «Золотого льва» за жизненные достижения на Венецианском фестивале. Получить эту награду привилегия, которую я разделяю со всеми режиссерами и коллегами, с которыми я работала на протяжении многих лет. Я с гордостью принимаю ее в честь всех, кто помогал создать эти фильмы», Сигурни Уивер.

В ответной речи директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера отметил, что у Уивер было мало соперниц, так как она создала уникальный образ героини, ни в чем не уступающей мужчинам, в свое время доминировавшим в жанре боевика. Также он напомнил, что сыгранная ею Эллен Рипли из «Чужого» стала знаковой фигурой в 1980-х годах ХХ века.

«Золотой лев за достижения всей жизни это признание звезды, которая сумела связать утонченный артхаусный кинематограф и популярные фильмы, оставшись при этом верной себе», заявил Барбера, добавив, что карьера Сигурни, несмотря на ее возраст, еще далека от завершения.

«Я казалась себе гигантским пауком»

Сигурни (а на самом деле Сьюзан) с первых дней жизни была погружена в мир шоу-бизнеса. Ее мать — англичанка по происхождению — была актрисой, а отец занимал должность президента телерадиокомпании NBC. Проблем с деньгами в семье Уивер никогда не было: девочка и ее старший брат жили в очень дорогом районе Манхэттена, были окружены нянями и ни в чем не знали отказа.

Однако несмотря на такое детство, становление Уивер не было простым. Дело в том, что она всегда была очень худой и высокой, а к 11 годам ее рост достиг 182 сантиметров, что не придавало ей уверенности в себе. Усугубилась ситуация, когда родители отправили дочь в одну из самых престижных частных школ в Нью-Йорке. Другие ученики начали травить Уивер.

«Я никогда не считала себя хорошенькой. Уже в 11 лет мой рост был таким же, как сейчас, и это не добавляло мне популярности. Да и моя мама не пыталась как-то меня в этом плане подбодрить. Однажды я набралась смелости и спросила ее, могу ли считать себя симпатичной. На что она ответила: «Нет, дорогая. Ты самая обычная». Довольно тяжело было жить с мыслью, что даже твоя родная мать не считает тебя красивой», Сигурни Уивер.

Уивер не обижалась на мать и справлялась с насмешками одноклассников с помощью чувства юмора, благодаря чему постепенно стала душой компании. Однако внутри она оставалась все такой же неуверенной в себе.

К 13 годам Уивер, как и многие подростки, замкнулась в себе и стала неохотно делиться с отцом и матерью своими проблемами. Родители же обеспокоились необщительностью дочери и отправили ее к психиатру. Впрочем, разговаривать со специалистом у Уивер желания тоже не было, поэтому она просто отмалчивалась на его сеансах. «Я была обычным подростком, а подростки ненавидят рассказывать что-либо своим родителям», — впоследствии вспоминала актриса.

Получив в 1967 году аттестат, Уивер, которой не надо было беспокоиться о деньгах, не стала сразу поступать в высшее учебное заведение. Вместо этого она сначала отправилась путешествовать, а затем на несколько месяцев уехала в Израиль, где работала волонтером в кибуце. Там же она познакомилась с репортером Аароном Латамом, в которого по уши влюбилась. Однако этот роман закончился так же быстро, как и начался, и Уивер вернулась в США к родителям.

Определившись с целями на будущее, она решила продолжить образование. При этом об актерской профессии она тогда даже не задумывалась, так как считала, что ее никогда не утвердят на роль из-за высокого роста.

«Я казалась себе гигантским пауком, и, конечно, уверенности в себе, необходимой для актерской карьеры, у меня не было и в помине», Сигурни Уивер

Уивер решила стать журналисткой и писательницей, поэтому поступила в колледж Сары Лоуренс, откуда перевелась в Стэнфордский университет. Именно там она начала играть в студенческом театре.

Из несостоявшейся журналистки в спасительницы мира

Труппа театра The Palo Alto Company, организованного на базе братства хиппи Beta Chi, быстро стала второй семьей для Уивер, а игра на сцене — отдушиной и способом побороть неуверенность в себе.

«Это были семидесятые, знаете сила цветов!» комментировала она свои университетские развлечения, когда стала звездой.

Благодаря театру Уивер довольно быстро осознала, что никакой журналистикой заниматься не будет, потому что хочет связать свою жизнь с актерством. В 1971 году она получила степень бакалавра литературы и сразу же поступила в Йельскую школу драмы, где столкнулась с жесткой критикой и непониманием профессоров. Преподаватели по неизвестной причине навесили на Уивер ярлык «бездарность» и не уставали напоминать ей о полном отсутствии таланта.

На протяжении трех лет учебы она получала исключительно проходные роли в спектаклях, и даже дипломная работа обернулась для нее ролью второго плана. Неудивительно, что время учебы в Йеле Уивер до сих пор вспоминает с неприязнью. После столь безжалостной критики ей потребовалось два года, чтобы понять: она имеет право называть себя актрисой и может зарабатывать этой профессией на жизнь, несмотря на скептицизм ее педагогов и родителей.

После окончания Йеля в 1974 году Уивер начала делать первые шаги на профессиональной театральной сцене.

«После окончания Йеля я играла в безумных спектаклях: в одном женщину, у которой в вагине жил еж, в другом шизофреничку», Сигурни Уивер.

На новый уровень театральная карьера Уивер вышла, когда в ее жизнь вошел драматург Кристофер Дюранг. Сначала они в соавторстве писали юмористические скетчи, а затем оба переехали в Нью-Йорк, чтобы покорить Бродвей. В 1970-х годах актриса стала музой Дюранга и звездой многих его постановок.

«Она была похожа на богиню из мифов, Юнону или Диану. Или, если не придерживаться женских сравнений, на Прометея или Атласа. А еще она была беззаботной», так характеризовал Сигурни Кристофер Дюранг.

На Бродвее у Уивер все складывалось более чем успешно, но довольствоваться исключительно работой в театре она не хотела. Ее манил Голливуд. Однако ее решение сниматься в кино не снискало поддержки у родных. По словам Уивер, когда мать узнала, что она после учебы в Стэнфорде и Йеле собирается в Голливуд, лишь лаконично констатировала:

«Напрасно. Тебя там съедят и выплюнут».

Однако на сей раз фабрика грез оказалась на редкость благосклонна к начинающей актрисе. Поначалу агенты, конечно, считали Уивер неформатной, жаловались на ее высокий рост и убеждали согласиться играть скучающую аристократку, но в итоге добились для нее прослушивания на эпизодическую роль в фильме Вуди Аллена «Энни Холл».

Ее утвердили, но новые роли после этой картины, ставшей триумфатором на «Оскаре» 1978 года, не посыпались на Уивер. Однако строчка в резюме, в которой значилась работа в проекте у именитого режиссера, отчасти помогла ей на пробах в научно-фантастический проект, ставший для нее судьбоносным.

На кастинг на роль Эллен Рипли актриса пришла в числе последних, но, несмотря на высокую конкуренцию, сумела поразить режиссера «Чужого» Ридли Скотта. Примечательно, что первоначально сценарий этого проекта 30-летняя на тот момент Уивер забраковала. Она, поклонница творчества Шекспира и Бернарда Шоу, считала для себя недопустимым участвовать в проекте о монстре, вселяющемся в тела людей.

«Я понимала, что это шанс выйти на другой уровень, но в то же время... я так не хотела играть эту Рипли! Я хотела играть у Вуди Аллена, у Майка Николса, я хотела играть Шекспира и Стоппарда. А тут сай-фай, научная фантастика. Но было ощущение, что решение уже принято за меня. Жизнью. И я нашла выход — я играла не Рипли, а «Генриха V» на Марсе», — Сигурни Уивер.

За работу в «Чужом» Уивер получила даже по тем временам скромные 30 тысяч долларов, но о том, что согласилась на нее, никогда не жалела. Эта роль принесла актрисе огромную известность, номинацию на премию «Сатурн» и победу на BAFTA в категории «Самый многообещающий новичок в главной роли». Но что гораздо важнее — она стала символом гендерной революции в кино, благодаря чему навсегда вписала свое имя в историю. А деньгами Уивер осыпали в нескольких продолжениях франшизы.

За роль в сиквеле «Чужие» Уивер была впервые номинирована на «Оскар» как лучшая актриса. Редкий, между прочим, случай: киноакадемики обычно не включают фантастические боевики даже в лонг-лист премии, так как считают их «низким жанром».

За возвращение к роли Эллен Рипли в снимавшейся в 1992 году третьей части франшизы Уивер получила уже четыре миллиона долларов, но попросила убить свою героиню в конце фильма. Сценаристы ее просьбу, конечно, выполнили, но спустя пять лет оживили, что принесло актрисе еще 11 миллионов долларов.

Однако заложницей одной роли Уивер не стала. В 1980-х — начале 1990-х годов она доказала свой звездный статус, снявшись в таких успешных проектах, как «Год, опасный для жизни», двух частях «Охотников за привидениями», «Дейв», «Смерть и девушка», «Имитатор», «1492: Завоевание рая», «Гориллы в тумане» и «Деловая женщина». Последние два фильма принесли актрисе два «Золотых глобуса» и еще две номинации на «Оскар». Не менее удачно складывалась для нее и вторая половина 1990-х годов.

К началу нового тысячелетия на голливудской «Аллее славы» засияла звезда с именем Уивер, а ее саму включили в список «100 величайших звезд за всю историю кинематографа». В этот период ее фильмография пополнялась работами, большинство из которых стали широко известны и любимы зрителем. Среди них — «Таинственный лес», «Сердцеедки», «Хижина в лесу», «Красные огни», «Политиканы», «Робот по имени Чаппи» и, конечно же, «Аватар», ставший самым кассовым фильмом в истории. Причем для съемок в продолжении фильма Джеймса Кэмерона Уивер, которой было уже за 70 лет, освоила подводное плавание.

Главная противница пластики в Голливуде

Поклонники актрисы не раз отмечали, что с годами она практически не меняется внешне. Если не знать, что в начале октября Уивер исполнилось 75 лет, догадаться о ее реальном возрасте действительно довольно сложно.

По словам актрисы, огромное влияние на ее внешний вид оказала веганская диета. Также она каждый день много двигается: ходит пешком, старается как можно больше времени проводить на свежем воздухе и обязательно делает с утра зарядку. Да и регулярные съемки мотивируют ее всегда оставаться сильной и выносливой.

Кроме того, Уивер не раз рассказывала, что благодаря матери с юности приучена заниматься спортом.

«Я обожаю плавать, занимаюсь подводным плаванием. Естественно, хожу в тренажерный зал, где люблю включить хорошую музыку и погрузиться полностью в тренировку. Мне кажется, вообще любой вид спорта отлично помогает поддерживать тело в тонусе: физические нагрузки заставляют правильно функционировать сердце, и кровь активнее циркулирует», Сигурни Уивер.

При этом Уивер на удивление спокойно относится к возрасту, не боится неизбежных морщин и искренне считает, что выглядит моложе своих лет исключительно благодаря правильному макияжу и освещению. Актриса не раз подчеркивала, что не одобряет стремление женщин сохранить молодость любой ценой. Сама она никогда не обращалась к пластическим хирургам, чтобы стереть с лица десяток прожитых лет, и не планирует делать это в будущем.

«Меня трудно испугать. Меня мало пугают чудовища. Самыми страшными мне кажутся те чудовища, которых производит пластическая хирургия, жуткие человеческие конструкторы: лицо тридцатилетней и шестидесятипятилетнее тело», Сигурни Уивер.

Один брак на всю жизнь

Для любителей скандалов, интриг и расследований личная жизнь Уивер на редкость скучна: в ней царит полная гармония, причем уже давно. После бурного романа, помолвки и расставания с израильским журналистом Аароном Латамом она в 1983 году на одном из театральных фестивалей встретила режиссера и основателя театра «Фли» Джима Симпсона. На мероприятии мужчина сидел в одиночестве и, ни на кого не обращая внимания, читал Чехова. Уивер проявила инициативу и пригласила его на танец.

Танцевать Симпсон отказался, зато между ними завязалась интересная беседа. Вскоре они начали встречаться. Пару не смущала ни семилетняя разница в возрасте, ни то, что Уивер была гораздо известнее своего избранника. Они чувствовали, что созданы друг для друга, и спустя год отношений узаконили свой союз. В 1990 году у супругов родилась дочь Шарлотта.

«Я счастлива, что не интересую журналы, пишущие о знаменитостях. Их интересуют молодые актеры, чья жизнь изобилует событиями: поправился, похудел, замечен на курорте с этим, замечена в бассейне с тем. Каждый день они приносят сенсации. А про меня писать скучно: я всегда в форме и замужем за одним и тем же человеком уже много-много лет», Сигурни Уивер.

Уивер и Симпсон до сих пор вместе — и расставаться не собираются. Они занимаются театром «Фли» и много времени уделяют проблеме защиты окружающей среды. После съемок фильма «Гориллы в тумане» актриса стала активным членом фонда The Dian Fossey Gorilla Fund, а затем и его почетным председателем.

За годы карьеры Уивер ни разу не была замечена в скандалах, но при этом оставалась верна своим принципам. Она всегда четко разграничивала публичную и личную жизнь, потому что ей не нравится внимание, которое уделяется кинозвездам. Актриса не раз отмечала:

«Все попытки исследовать жизнь знаменитостей в конечном итоге приходят к тому, что они ничем не отличаются от простых людей завтракают и срут».

Также Сигурни никогда не стремилась стать иконой феминизма, но говорила о неравном положении женщин и мужчин в киноиндустрии задолго до того, как началось движение #MeToo.

«Не знаю, почему не снимают больше фильмов с женщинами в качестве главных героинь... Когда я начинала карьеру, мне присылали до 20 сценариев за раз, и в каждом из них были ужасные роли подружек главного героя в коротких платьицах», рассказывала она еще в 1989 году.

Превыше всего на свете Уивер ценит семью, а актерством, по ее словам, всю жизнь занимается «по совместительству», но выходить на пенсию пока все же не собирается. Тем более что у нее еще много творческих планов, и уж точно есть чем удивить зрителей.