"Любовь. Блок". Пространство "Внутри". Режиссёр Алла Дамскер.
Если оценивать постановку с этой точки зрения, то она получилась вполне себе эталонной. Показывали бы нечто подобное на утренниках в средней школе – и как результат Блока бы полюбили решительно все, включая самых отпетых двоечников. У режиссёра прекрасно получилось, с одной стороны, показать парадоксы Серебряного века, с другой стороны – осовременить творчество великого поэта. (Отличные музыкальные номера с намеком, что поэзия Блока – даст фору любому современному рэперу). Тут есть решительно все, что нужно зрителю. И любовный треугольник, и историзм, и очень странные отношения между мужчиной и женщиной, и изрядная доля действительно хорошего юмора, интересная и запоминающаяся музыка и ненавязчивый ликбез. Но если оценивать с точки зрения спектакля – то возникает одна, достаточно серьезная проблема. Формально главным героем действия является Александр Блок. Во всяком случае, на отношениях к нему все и построено. Однако! Нюанс первый (не самый существенный) Разница в возрасте актеров. В реальности Блок (его роль исполнял Артур Козин) был старше Любочки Менделеевой (Алены Бабенко) на год. Но Алена Бабенко старше Артура Козина почти на 20 лет. Соответственно, отношения на сцене другие. Скорее – любовь взрослой женщины к молодому пареньку. (здесь разница не только в возрасте, но и в поколении). Но это скорее мелкая придирка. Нюанс второй (существенный). Главным действующим лицом – оказалась именно Алена Бабенко. Именно на ней было все сконцентрировано. Именно она "вела" этот спектакль. Артур Козин и Александр Девятьяров были не более чем фоном. Не удивительно, что в самом начале актеры спорили между собой – кому играть Блока, а кому Андрея Белого. В итоге Белый достался Девятьярову исключительно потому, что у Блока была роскошная шевелюра, а актер Девятьяров – лысый. Но, по большому счёту, я понимаю, что актеров можно было без труда поменять. Особо ничего бы не изменилось (перед нами действительно двое очень талантливых людей). Потому что центр – не они, а именно Бабенко. И самые лучшие сцены были как раз с её участием. Не спорю. Девятьяров произносил прекрасные монологи, но я слушал и ждал, когда же выйдет Бабенко! Мне хотелось смотреть в первую очередь на неё! Она – украшение! Она главная. Женщины правят миром. (Поскольку и режиссёр женщина, то не удивительно, что именно такая концепция). Поэтому столкнулись с парадоксом. Драматургически главный герой – Блок, на сцене – главный герой Любочка. Но это два разных спектакля!!! В итоге органично срастить две эти линии получилось далеко не везде. Как будто начинали строить вокзал, а в итоге построили по тем же чертежам торговый центр. Все-таки, наверное, надо было бы либо немного переработать литературную основу, поставив в центр Любочку, либо брать на её роль менее харизматичную актрису, нежели Алена Бабенко. Как бенефис – вполне сойдет, но цельность действия дала трещину. Грустно. Спектакль имел огромный потенциал и мог войти в категорию "отличный". А пока, увы, только "хороший". Тем не менее, я настоятельно рекомендую посетить "Любовь. Блок", в первую очередь, со старшими школьниками. Это очень полезное и познавательное действие. В нем куча параллелей, с современностью, оно интересно. На пальцах объясняется формула: "За каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина". При этом – без феминизма, исключительно чувствами. Здесь баланс – идеален. Ну и, конечно же, увидеть Алену Бабенко на сцене – в принципе, праздник. Доработать бы чуть-чуть. И да! Поставьте на сцену мониторы перед артистами. Во время исполнения нескольких песен актеры откровенно не попадали в ноты (и не потому, что не умеют петь, а потому, что не слышали музыки). Это сразу понятно. Когда в спектакле много живой музыки – очень важно качество её исполнения. И очень жаль, когда это качество страдает исключительно по техническим причинам.