В январе звезда театра и кино Валентина Талызина отметит 90-летний юбилей

Она критически относится к своему таланту и своей внешности. Подшучивает над собственным характером. Посмеивается над забавными репликами в свой адрес. Даже знаменитый завораживающий голос Талызиной сама хозяйка воспринимает как инструмент, который приходится беречь. О жизни она рассказывает очень просто, очень искренне. Никакого "звездного" пафоса. Никаких изысканных формулировок. Ничего, что могло бы стать фальшивой нотой в ее повествовании. Истинно народная артистка - настоящая и любимая.

В январе звезда театра и кино Валентина Талызина отметит 90-летний юбилей
© Российская Газета

Пушкин на русской печке

Я себя помню рано, помню, как меня укусила собака. Мне было года два - два с половиной, и с тех пор боюсь собак. А они чувствуют, что боюсь.

Мне было года три-четыре, мама ушла, а где-то на кухне люди ели пельмени, я смотрела на стол, он мне казался высоким. Они мне дали один пельмень с горчицей, я зашлась от крика. Им надо было посмеяться…

Я была послушным ребенком, но некоторая хитрость у меня была. Помню, как мама одевала меня в детский сад, она меня одела, мы выскочили на крыльцо, и я ей говорю: "Мам, ты что на меня трусы не надела?" "Боже!.." - вскрикнула мама, и мы вернулись одевать трусы.

Когда я пошла в первый класс, мама меня зимой на санках возила в школу. А лет в восемь я прочитала "Евгения Онегина" и плакала над судьбой Татьяны, что он на ней не женился. Говорю тебе это честно и откровенно. А в классе третьем учительница брала меня к себе домой, садила на русскую печку и я читала ее семье сказку про попа и его работника Балду.

Между нами говоря: в школу я пошла в 1942 году, война была, тяжелое время. Мы жили в Сибири, мама держала корову, и мы не голодали. Когда немного стала соображать, полюбила радио, я его могла слушать часами. А когда стали привозить американское кино, такое как "Серенада солнечной долины", это для меня стало настоящим окном в мир, я могла кино смотреть бесконечно в нашем сельском клубе. Киномеханик, дядя Леша Печенкин привозил кино, я смотрела все картины, которые он привозил. Фильмы уносили меня в другую, неведомую мне жизнь, во все глаза смотрела, как играют артисты. Когда я приехала учиться в ГИТИС, я артистов знала лучше, чем московские студенты.

Бумажный театр и совхоз "Борисовский"

Когда училась в школе, у меня был свой театр, с бумажными актерами, я в него играла все время.

Сказать, что я хочу быть артисткой, в совхозе "Борисовский" было бы странно, там бы меня никто не понял. Когда меня спрашивали, кем я хочу быть, я что-то уклончиво отвечала, но сказать правду, что я хочу быть артисткой, я не могла. Даже не заикалась.

В школе очень любила историю, знала всех царей и императоров, знаковые исторические даты тоже знала как свои пять пальцев. История была еще одним моим миром воображения, просто запоем читала исторические книги.

Маме сказала, что поеду поступать в Омск, в педагогический институт на исторический факультет. Со мной поехала девочка Таня Чирко, запомнила ее на всю жизнь…

Мы пошли сдавать экзамены, там всех "валили", очень много не проходили. Я отвечала все точно и не сбивалась. Мне поставили четверку. Когда мы пришли узнавать результаты экзаменов, Таня Чирко мне говорит: "А ты не прошла..." Я развесила уши, спрашиваю ее: "А ты?.." "И я не прошла...", - отвечает она. И я не пошла проверять списки. А я прошла…

Как-то Первый канал приглашал ее на съемки передачи с моим участием, я не сказала ей, что ты подлая и нехорошая. Я тогда сказала ей: "Танечка, спасибо тебе, ты повернула мою жизнь…"

Сталинская стипендиатка

Мы пошли поступать в сельскохозяйственный институт. Так я стала учиться на экономическом факультете. Проучилась там два курса, на интегралах я просто обалдевала, я не понимала ни одного слова, когда нам рассказывали про них. Училась, как-то сдавала экзамены. Но формула "товар-деньги-товар" в мою голову никак не вмещалась, я не понимала ничегошеньки.

А в самодеятельность пошла сразу, там преподавал старый актер, когда он меня послушал, сказал: "Приходите завтра, я вам дам роль…"

И он дал мне главную роль, я играла Надю Коврову, пьесу не помню. Тут я окунулась в свой мир, мне там было очень хорошо. Помню был вечер, студенты омских вузов выступали в драматическом театре, я читала Лебедева-Кумача, какую-то очень смешную историю. Мне хлопали, смеялись. Ко мне за кулисами подошла очень красивая, молодая женщина. Я запомнила ее - Елена Васильевна Зайцева, заведующая Домом народного творчества. Она мне сказала слова, которые я запомнила на всю жизнь: "Девочка, вам надо стать профессиональной актрисой".

"Я хочу учиться…", - ответила я. "Мы это организуем", - продолжила Елена Васильевна. Так я поехала в Москву, учиться на артистку.

Москва меня особо по голове не ударила. Я быстро освоилась в метро. В Москве жила моя троюродная сестра, когда я приехала и сказала ей, что хочу быть артисткой, она мне сказала: "Валя, не по плечу ты это затеяла…"

Запомнила, как я первый раз вошла в Собиновский переулок, увидела дом и говорю себе: "Это ГИТИС, если угадала, то поступлю…". Я не угадала. В тот год уже основной набор был завершен, но на мое счастье был дополнительный набор. Это было провидение… Я же приехала от фонаря, я же ничего не знала, ни с кем не созванивалась. Мое поступление, конечно, провидение. Я приехала в Москву без школьного аттестата, у меня был паспорт и справка о том, что я студентка 3 курса Омского сельскохозяйственного института. Все! Николай Васильевич Петров, который когда-то был Николя Петер и танцевал в Петербурге, в кафе-шантанах. Он был народный артист России. Варвара Алексеевна Вронская, бывшая актриса МХАТа, красавица была. Немирович-Данченко предложил ей стать близким человеком, она отказалась и больше в театре ролей не получала. Это мои педагоги, моя вечная им благодарность. Училась я на пятерки, была Сталинской стипендиаткой.

Запомнила, как в институт пришли представители театра Моссовета, на наш выпускной спектакль, я играла принцессу Имоджену - Шекспир, на минуточку. Меня и Вадика Бероева сразу пригласили в театр.

"Я Раневской не понравилась…"

Театр мне сразу понравился, я училась у всех. У знаменитых и не у знаменитых. В гримерке, в массовке, на сцене, в кулисах - везде училась. Я переиграла всех комсомолок. Когда я пришла в театр, то было сказано: "Пришла девочка, некрасивая, непородистая, обыкновенная социальная героиня. Правда, с красивым голосом и очень профессиональная". Это сказала режиссер Инна Александровна Данкман.

Меня как-то быстро приняли и полюбили в театре. Один пример: я опаздывала на репетиции, жила в общежитии на Каретном ряду, до театра минут за десять можно было добежать. Как-то все не могла рассчитать время, и привирала, то одна причина, то другая. Однажды ко мне подошел Борис Владимирович Иванов, бывший артист одесской оперы, фронтовик. Он сказал: "Вы позволяете себе такое, как будто вы гениальная артистка, а вы не гениальная, вы обыкновенная артистка и опаздывать вы не должны".

И меня как отрубило, с той поры и по сей день я перестала опаздывать. Я и сегодня на все репетиции прихожу раньше всех.

Главные роли мне не давали играть шесть лет, только потом Ирина Анисимова-Вульф дала мне роль красавицы Зинаиды, в спектакле "Дядюшкин сон". Фаина Раневская пришла в театр, и для нее взяли главную роль Марии Александровны Москалевой. Я играла ее дочку.

Я сначала Фаине Георгиевне не понравилась, она говорила про меня: "Какая же некрасивая..." Партнерша она была великолепная, потом, в процессе работы, она меня полюбила. Во-первых, я деревенела перед ней, я понимала, что я никакая не красавица. Но когда на меня надели корсет, надели розовое, все в кружевах и оборках платье. Открыли плечи, сделали мне ресницы, носик подтянули, парик темно-каштановый… Когда я подошла к зеркалу и увидела себя, подумала: кто это? А в следующую секунду подумала: так это же я. И кого я, между прочим, боюсь?.. Пошла на сцену и как дала монолог: "Князь, князь, простите меня!.." А Раневская, она была великая артистка, но она была артистка, говорит режиссеру: "Ирина, это же мелодрама…" А Ирина Сергеевна понимала, что меня прорвало, она отвечала: "Ничего, Фаина Георгиевна, ничего…" А меня уже было не остановить, я давала весь темперамент и кричала до самого балкона. И с тех пор я стала для нее хорошей артисткой. Как-то Раневская сказала такую фразу: "Талызина лучше меня, она умеет играть героинь и характерные роли".

Моя Раневская? Слабая, одинокая, старая женщина. Очень остроумная! Вера Марецкая была потрясающая актриса, Николай Мордвинов был гениальный актер, Ростислав Плятт - великолепный был артист. И даже Любовь Петровна Орлова - хорошо играла свои роли. Валентина Серова была великолепная актриса.

Марецкая была настоящей хозяйкой театра Моссовета, она же пришла еще в студию Завадского, девчонкой пришла, и смотрела на него широко раскрытыми глазами. У них случился роман, она вышла за него замуж, родила сына, а он потом ее бросил. У него было пять или шесть официальных жен. Она все ему простила, отношения у них были замечательные. Как с художником, другом и учителем.

А когда Вера Петровна снялась в картине "Член правительства", то после этого Марецкая открывала все двери и стала народной героиней. Она для меня стала наставницей. Когда я к ней приходила жаловаться, Вера Петровна очень резко и точно со мной разговаривала, учила меня…

Она не очень любила Любовь Петровну Орлову, потому что та была абсолютная звезда и народ на нее валом валил. Любовь Петровна была актриса музыкального театра, но как драматическая была ничего.

А Завадский чуйку имел колоссальную - собрал всех звезд. Орлову, Раневскую, Серову, у нас в театре был полный звездный комплект, на который шла публика.

"Я любила Виктюка…"

Между нами говоря, на меня как на артистку самое большое влияние оказал Роман Виктюк.

Виктюк меня доделал как актрису, отшлифовал. Понимаешь, мы с ним встретились в 1954 году. 70 лет назад…

Я тогда училась на первом курсе института, а он на втором. Роман любил говорить, а я его слушала как птицу Сириус, не дыша… Он таскал меня по все театрам и концертам. Консерватория, балет, Большой театр, мы с ним везде "зайцами" проходили.

Я только со временем поняла, что я его любила. Любила его не как мужчину, а как данность. Он однажды журналисту Андрею Малахову на его вопрос "Кто для вас Талызина?" ответил так: "Талызина - это вся моя жизнь.." Мы любили друг друга, любили. Как духовную субстанцию, без всякого секса. Было время, я на него обижалась, он всем ставил главные роли, мне нет.

Однажды я ему сказала: "Рома, обязательно поезжай в этот санаторий. Там очень хорошо, тебе станет легче жить после лечения, там минеральная вода гениальная…"

Перед тем, как ему все разрекламировать, я там отдыхала и всем докторам санатория наказала: как приедет Виктюк, вы у него спросите, почему он артистке Талызиной не дает главных ролей?.. Не успел он туда приехать как его стали расспрашивать про артистку Талызину. Он кричал на меня - сумасшедшая!.. Но я тебе скажу, я так рада, что была на его последнем спектакле "Мелкий бес" по пьесе Федора Сологуба. Эту пьесу я не читала, хотя прочла большую часть русской драматургии. Я ничего не поняла в этом спектакле, но Виктюку сказала: "Ты гений..". Мы поцеловались, и я ушла. Это была наша с ним последняя встреча. Если бы сегодня можно было позвонить в прошлое, я бы позвонила Виктюку. Сказала бы ему: "Рома, я была с тобой счастлива…"

За свои 66 лет в театре я настолько понимаю его, что больших удивлений уже нет. Понимаю, где что работает: актер, режиссер, костюмы, нутро. Все понимаю. Сегодня часто говорят со сцены органично, но не глубоко.

Не раз слышала: в театре много зависти. Но это не всегда зависть.

Человек, который с тобой работает в театре, думает порой: почему ей хлопают, а мне нет? Я же не хуже… Но в общем, конечно, зависть есть. Я всегда обалдевала, когда видела, что артистка делает то, чего не могу я.

Была такая актриса в Малом театре - Констанция Роек, как она играла! Боже! Убивала, в хорошем смысле этого слова, своей игрой. Гена Бортников потрясающе играл, Рита Терехова - великолепно играла. В нашем театре была очень большая культура, даже артист "маленький", который играл небольшие роли, играл очень хорошо.

Сохранилась эта культура и сегодня, это я говорю про артистов, у которых есть талант. Талант - это когда работаешь душой, а не механически.

В храм за атмосферой

Мой голос… Даю тебе честное слово! Совсем недавно думала, да что же они прицепились к моему голосу? По лицу не узнают, а узнают по голосу. Я однажды говорила по телефону на вокзале, стояла спиной ко всем. Сзади идет какая-то баба и говорит: "Слышу голос Талызиной!" Я обалдела.

Когда мы снимались в "Иронии судьбы", и Гошка Бурков однажды послал меня за водкой в Елисеевский магазин, я подошла там к высокой витрине и сказала: "Продайте мне, пожалуйста, две бутылки водки". Из-за высокого прилавка баба сказала: "Слышу Талызину..." Честное слово, так и было.

Теперь я тебе скажу одну вещь. Года три назад я села и посмотрела "Иронию судьбы" от начала и до конца. Думаю, ну надо же наконец-то понять, в чем феномен этой картины? Увлеклась, посмотрела весь фильм. Бурков, Андрей Мягков, замечательная актриса Добржанская, прекрасная Люба Соколова. И героиня в общем красивая и симпатичная, очень точно говорит… Героиня говорит: "Вы считаете меня легкомысленной?" Добржанская отвечает: "Поживем, увидим..". И вдруг я понимаю, что хочу, чтобы Барбара Брыльска говорила дальше… Скромно это или не скромно, но было так. А потом думаю: Валя, так это же твой голос…

Я, конечно, к своему голосу всегда относилась очень бережно. Помню, как-то наелась мороженого и сразу подхватила ангину. Я поняла, что мороженое не моя история, и перестала его есть. Я никогда не курила - голос берегла… Голос - это твой аппарат, который надо беречь! Немирович-Данченко говорил: "Что главное у артиста? На семьдесят пять процентов голос, на десять процентов внешность, а потом уже все остальное…" Чувствуешь?..

Я ничего раньше не знала про свой голос, но я всегда знала, что права не имею заболеть и его потерять. Я вообще к своему организму всегда старалась относиться уважительно.

Когда мне исполнилось семьдесят лет, тогда еще Украина была еще в нормальном состоянии. Киевский телеканал "Интер" решил сделать обо мне программу.

Мои прадеды, дед и бабушка в 1906 году уехали из Полтавской губернии в Сибирь по переселенческой реформе. На Полтавщине они жили в деревне Бугаевка, мы туда приехали с журналистами. Господи, меня встречала вся деревня хороводом, они пели, говорили пронзительные слова, от которых я стала рыдать. Такой наив, такая чистота…

Хотя плачу крайне редко. В Бугаевке, в клубе я говорила о своей родне, вспоминала. Потом был обед, после него ко мне подошла женщина и говорит: "А вы знаете, мне тетка говорила, что семья Дуля была очень работящая, играли на всех инструментах и очень хорошо пели..." Мамина девичья фамилия - Дуля... В ту самую минуту я все поняла про свой голос.

Правду для голоса я беру из своей души. Голос - это то, что чувствует человек, что у него внутри - то и в голосе.

Хотя, честно говоря, я могу по телефону разыграть. Могу говорить высоким, девчачьим голосом, люди меня не узнают. Потом раскалываюсь, начинают хохотать.

Фаина Георгиевна Раневская была женщина резковатая, не сказать что резкая. Как-то она меня спросила: "Деточка моя, откуда вы такая взмыленная прибегаете на репетицию?" Я говорю: "Со съемок, Фаина Георгиевна…"

"Как вы можете репетировать такую роль и сниматься в кино?" А я репетировала главную роль в спектакле "Последняя жертва". Я подумала, хорошо, что тебе не нужны деньги, а мне нужны. Подумала, но ничего не сказала.

"У вас, кстати, не получается первый выход на сцену, - продолжает Раневская. - Откуда ваша героиня?"

"Из храма...", - отвечаю я. "Так сходите в этот храм и вынесите эту атмосферу храма!". Я пошла в церковь, долго туда ходила и вынесла…

Код успеха "Иронии"? Не скажу, хотя догадываюсь…

Феномен Эльдара Александровича Рязанова?.. Ну, во-первых, с ним был драматург Эмиль Брагинский, очень деликатный, очень нежный, умный человек. Картину "Карнавальная ночь" он делал с женой Зоей, и был успех. Все остальные свои потрясающие фильмы он делал с Ниной Скуйбиной. Когда рядом с ним стала третья жена, то шедевров уже не было. Так сложилась его жизнь. По картине "Старые клячи" видно, что Нины уже рядом не было…

Только благодаря ассистенту режиссера Лене Судаковой и Нине Скуйбиной я озвучила главную героиню в фильме "Ирония судьбы". Они говорили: "Элик, пробуй Валю, Элик, пробуй Валю…"

"Что она сама с собой будет в кадре разговаривать?" - возмущался Рязанов.

Восемнадцать артисток пробовались на озвучивание этой польки, и все мимо сада городского. Рязанов был злой, в конце концов говорит: "Ну хорошо, пусть Талызина попробует…".

Он мне говорит: "Я не против, чтобы ты озвучила". Я встала к микрофону и все пошло…

Душа этой картины не та актриса, которая пела, не та актриса, которая озвучила, и не та, которая играла. Душа картины - Нина Скуйбина. А недавно меня пронзило, да это она и есть прототип Нади Шевелевой, главной героини фильма. Вообще у меня в кино больше 130 ролей сыграно, а самые дорогие - это Алевтина в "Зигзаге удачи", Еленка в "Ивановом катере" и Женя из картины "Непрофессионалы" режиссера Сергея Бодрова.

Про Родину и возраст

Родина - это Россия, это ее поля, степи, леса, храмы, люди. Это духовность, литература, у нас потрясающе талантливые люди. Знаешь, сейчас, к старости лет, я так счастлива, что живу в России. Тихо и скромно живу.

Уехать из России? Боже упаси! Никогда таких мыслей в голове не было. Мне однажды один человек, с которым у меня не было никаких отношений, но мы симпатизировали друг другу, мне сказал: "Я уезжаю за границу и приглашаю вас с собой жить". "Зачем я вам там нужна?" - спросила я.

"Хочу увезти кусок России...", - ответил он. "Леня, я куском России не поеду…", - вырвалось у меня.

Потом мне в Париже один наш эмигрант говорил: "Валя, надо оттуда уезжать…" Оттуда - это он имел в виду Россию.

"Что я буду здесь делать?" - спрашиваю я. "Ну, сначала мыть полы…", - говорит он мне.

Нет, мой дорогой, французы не дождутся, чтобы я им мыла полы. Лучше я здесь буду артисткой.

Мне в январе будет 90 лет, я никогда не ощущала что мне столько. И болезни есть, я с ними борюсь.

Годы дают мудрость, спокойствие и проницательный взгляд. Мама у меня, будучи в возрасте, сразу понимала, кто пришел к нам в дом. И никогда не ошибалась. Сегодня я стала походить на маму.

Три простых вопроса

Ваша первая тройка великих актеров?

- Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Вера Марецкая.

Вы счастливая?

- Во всяком случае себя несчастливой назвать не могу.

Чего вам хочется от жизни?

- Хочу дожить до правнука.

Справка "РГ"

Валентина Илларионовна Талызина, родилась 22 января 1935 года в Омской области. Великую Отечественную войну встретила в Белоруссии. В кино дебютировала в 1963 году, снялась в 132 фильмах. Среди которых "Женитьба", "Афоня", "Ирония судьбы, или С легким паром", "После дождичка в четверг". Ее голосом говорит мама дяди Федора в мультфильме "Каникулы в Простоквашино" и лиса в "Коте Котофеевиче". С 1958 года актриса театра Моссовета, где сыграла больше ста ролей. Сегодня играет главные роли в спектаклях "Волки и овцы" и "Пиковая дама". Народная артистка России. Лауреат национальной премии "Золотой орел". Ее дочь Ксения и внучка Анастасия - профессиональные актрисы.