Детство и юность Михаила Боярского Михаил Боярский родился 26 декабря 1949 года в Ленинграде в творческой семье. Его отец — Сергей Александрович Боярский — служил в Ленинградском драматическом театре имени Комиссаржевской, мать — Екатерина Михайловна Мелентьева — была актрисой театра комедии имени Акимова, но после рождения сына оставила сцену и устроилась режиссером на телевидение. Родители мечтали, чтобы сын связал свою жизнь с музыкой, поэтому вместо общеобразовательной школы отдали его в школу при консерватории. По словам Боярского, учиться музыке ему не нравилось, но родители настояли — хотели, чтобы он стал пианистом. "Я проклинал этот ящик под названием фортепиано и лет в 15 сказал, что не хочу больше учиться. "Нет, Миша, надо закончить, мы угробили столько сил, здоровья, денег, в конце концов". Доучился до 11-го класса, что, собственно, помогло в моей актерской жизни", — рассказывал он в интервью. Надежды родителей не оправдались: после окончания школы Боярский отказался от продолжения учебы в консерватории и поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс народного артиста РСФСР Леонида Макарьева. В 1972 году он окончил ВУЗ и присоединился к труппе Театра имени Ленсовета, в котором прослужил почти 15 лет. Театральная карьера Михаила Боярского Первой театральной работой Боярского стала небольшая роль в спектакле "Преступление и наказание". Но вскоре молодому актеру стали доверять главные роли: он сыграл философа Луиса в постановке "Дульсинея Тобосская", певца в "Людях и страстях" и Педро в спектакле по пьесе Генриха Боровика "Интервью в Буэнос-Айресе". Судьбоносной для артиста стала роль Трубадура в мюзикле "Трубадур и его друзья": принцессу в театральных "Бременских музыкантах" сыграла актриса Лариса Луппиан, которая вскоре стала женой Боярского. В середине 1980-х Театр имени Ленсовета покинули многие ведущие артисты, в том числе и Михаил Боярский. После этого он около двух лет служил в Театре имени Ленинского комсомола, а затем организовал собственный театр "Бенефис", на сцене которого было поставлено пять спектаклей. Одним из самых ярких стал спектакль по пьесе Ноэля Коуарда "Интимная жизнь", получивший в 1997 году награду международного театрального фестиваля во французском Авиньоне. В 2007 году здание театра было признано аварийным, и "Бенефис" прекратил свое существование. Спустя два года Михаил Боярский вернулся в Театр имени Ленсовета, в котором продолжает работать по сей день. Михаил Боярский в кино Михаил Боярский дебютировал в кино еще будучи школьником: в 1959 году он сыграл эпизодическую роль в фильме "Спички детям не игрушка". В следующий раз он появился на съемочной площадке уже после окончания института: снялся в эпизодах в картине "Держись за облака" (1971), а затем получил одну из главных ролей в военной драме "Мосты" (1973). Известность начинающему киноактеру принесли картины "Соломенная шляпка" (1974), "Старший сын" (1975) и "Собака на сене" (1977), но действительно поворотной для артиста стала роль Д'Артаньяна в "Трех мушкетерах" (1979). Изначально режиссер телефильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич предложил Боярскому сыграть графа Рошфора, а Д'Артаньяна выбирал между Владимиром Высоцким и Александром Абдуловым. Но первый не подошел по возрасту, а второй не справился с музыкальной составляющей роли, и тогда Юнгвальд-Хилькевич доверил Д'Артаньяна харизматичному Боярскому. Фильм о приключениях мушкетеров сделал Боярского суперзвездой советского кино, а исполненные им композиции "Песня мушкетеров", "Пуркуа па" и "Баллада о дружбе" положили начало его музыкальной карьере. Впоследствии актер еще трижды возвращался к роли отважного гасконца в продолжениях саги — "Мушкетеры: 20 лет спустя" (1992), "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя" (1993) и "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини" (2012), — однако ни одной из этих картин не удалось повторить успех первого фильма. Следующей после первых "Мушкетеров" яркой киноработой Боярского стала роль дипломата шевалье Де Брильи в саге Светланы Дружининой "Гардемарины вперед!" (1987). В том же году он сыграл еще одного злодея — коварного Черного Джека в комедии-вестерне Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов". В 1988-м Боярский перевоплотился в хитроумного Фернана де Монсера в приключенческой драме "Узник замка Иф", а спустя год сыграл еще две знаковые роли — в картинах "Дон Сезар де Базан" и "Искусство жить в Одессе". В начале 1990-х он вернулся к герою Де Брильи в "Виват, гардемарины!", а вот от съемки в третьей части отказался, попросив Дружинину "покончить" с его персонажем. "Гардемарины 3" (1992) вернулись на экраны без Боярского, но в 2020 году "чудом выживший" Де Брильи в исполнении актера вновь появился в кадре в картине "Гардемарины 4". Всего в фильмографии Михаила Боярского более 100 киноработ, последними из которых стали роли в сериалах "Черная кошка" (2016) и "Нежность" (2020). Помимо работы в кадре, актер занимается озвучкой: голосом Боярского говорят персонажи мультфильмов "Сезон охоты", "Как приручить дракона", "Иван Царевич и серый волк" и других. Музыкальная карьера Михаила Боярского Учеба в школе при консерватории, которой Боярский так противился в детстве, прошла не зря: в студенческие годы артист был участником группы "Кочевники", а во время службы в армии играл на барабанах в музыкальном взводе 14-го отдельного пулеметно-артиллерийского полка (в военном билете артиста в строке "специальность" так и записано — "Большой барабан"). "Режиссер Игорь Владимиров пытался уберечь меня от армии, но ему это не удалось. К счастью, родители в свое время отдали меня в правильную школу, и это очень облегчило мою армейскую жизнь, потому что я сразу попал в оркестр", — делился артист с журналистами "КП". С больших экранов Боярский впервые запел в 1975 году — как кот Матвей в картине "Новогодние приключения Маши и Вити". А взлет его музыкальной карьеры случился после выхода на экраны "Трех мушкетеров". В начале 1980-х пластинки Боярского стали издаваться фирмой звукозаписи "Мелодия", а в 1986-м артист представил сборник "Дискоклуб-16", песни для которого были написаны композиторами Вячеславом Добрыниным и Леонидом Дербеневым. В конце 1980-х дискография Боярского пополнилась еще двумя хитами — "Ланфрен-ланфра" (из кинофильма "Гардемарины, вперед!") и "Зеленоглазое такси". На сегодняшний день в репертуаре артиста более 600 песен и 17 сольных альбомов. Почему Михаил Боярский всегда носит шляпу Роль Д'Артаньяна стала не просто знаковой в карьере Боярского, но и во многом определила его сценический образ — после выхода картины визитной карточкой артиста стала черная широкополая шляпа. В сети часто шутят, что с помощью аксессуара Боярский скрывает лысину, но по признанию самого актера, привычка носить шляпу связана исключительно с культовой ролью: "Я очень часто появлялся в картинах во всевозможных шляпах — треуголках, с перьями, без перьев... И когда во время концерта я пытался спеть романтические песни из этих фильмов, то какая-то атрибутика, киношная деталь, всегда была мне нужна. Со шпагой неудобно гитару держать, в перчатках неудобно на ней играть, плащ тоже не всегда к месту, а вот шляпа оказалась самой уместной". Жена и дети Михаила Боярского В 1977 году Михаил Боярский женился на актрисе Театра Ленсовета Ларисе Луппиан. Спустя три года у пары родился сын Сергей, после чего они некоторое время жили отдельно друг от друга. "Я с Сережей — у мамы в ее коммуналке, Миша — у себя дома. Бегали друг к другу на свидания, встречались в своей комнатке. Только когда Сереже исполнился год, получили отдельную квартиру. Кстати, наш брак, думаю, сохранили частые разлуки", — делилась Луппиан с журналистами "СтарХита". В 1985 году у супругов родилась дочь Елизавета, вскоре после чего Боярский и Луппиан развелись. Ходили слухи, что виновником разрыва стал актер, который практически не бывал дома, много пил и заводил романы на стороне, однако вскоре выяснилось, что супруги расторгли брак ради улучшения жилищных условий. Актеры снова расписались лишь в 2009 году, и по словам Боярского, пошли на этот шаг исключительно из "юридической необходимости": "Отношения не теряются, теряются штампы и паспорта. Мы с Ларой все эти годы были мужем и женой. Мы уже давно срослись и стали сиамскими близнецами. У нас на двоих одна душа и прекрасные дети". Сын супругов Сергей окончил музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории, сыграл несколько ролей в кино, в том числе в картине "Мушкетеры: двадцать лет спустя", после чего оставил творчество и ушел в политику — с 2016 года он является депутатом Госдумы от партии "Единая Россия". Дочь Боярского и Луппиан пошла по стопам родителей: окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства и стала актрисой. В фильмографии Елизаветы Боярской более 80 ролей в фильмах и сериалах, а в 2018 году она получила звание заслуженной артистки Российской Федерации. Состояние здоровья Михаила Боярского Летом 2021 года Михаил Боярский попал в больницу с коронавирусом. Артист перенес болезнь в легкой форме, однако спустя полтора года после выздоровления заявил журналистам, что до сих пор ощущает последствия инфекции: "Эта зараза все-таки надолго. После ковида я глупей стал намного, не такой подвижный, как ранее. Эта болезнь свои следы оставляет. Постковидный синдром — это чудовищное состояние, очень неприятное". В конце ноября 2023 года Михаил Боярский перенес инфаркт: народный артист сутки провел в реанимации, затем несколько дней пролежал в кардиологическом отделении Мариинской больницы, а уже в конце декабря вернулся к работе в театре Ленсовета. Летом 2024 года актер поговорил о своем здоровье с журналистами "КП": "Чего нет, того не потеряешь. Я имею в виду здоровье, естественно. А это нормально. И я чувствую себя в соответствии своему возрасту". Чем сейчас занимается Михаил Боярский В последние годы Михаил Боярский практически не снимается в кино. По словам артиста, "предложения есть, но ему они неинтересны". Тем не менее актер продолжает служить в Театре имени Ленсовета, где играет в трех спектаклях: "Смешанные чувства", "Ромео и Джульетта" и "В этом милом старом доме". Увидеть Боярского можно не только на сцене, но и в неформальной обстановке: один из самых преданных фанатов петербургского футбольного клуба "Зенит" — частый гость на стадионе. Свободное время народный артист предпочитает проводить с внуками, которых у него четверо: "Они непосредственные и очаровательные. Смотреть на них одно удовольствие".