В советские годы Михаил Боярский был незаменим в ролях красавцев и ловеласов, при этом зачастую его герои были еще и иностранцами — благодаря фактурной внешности и харизме актер органично смотрелся в таких образах. Кроме того, в интервью Боярский признавался, что он не любит играть положительных персонажей, и сыгранных им злодеев сложно пересчитать. В целом в фильмографии артиста более 100 ролей, рассказываем о самых знаковых из них.
"Новогодние приключения Маши и Вити" (1975)
В мюзикле по мотивам русских народных сказок Михаил Боярский сыграл одну из своих первых крупных ролей в кино: на момент выхода картины ему было 26. Он появился в образе поющего кота Матвея. По сюжету его герой вместе с Бабой-Ягой и Лешим помогает главному злодею — Кощею, а еще играет гаражный рок и поет в вокально-инструментальном трио "Дикие гитары".
Изначально роль Матвея предназначалась для другого актера, но тот отказался, и тогда Георгий Штиль (Леший) предложил режиссеру Игорю Усову позвать Боярского, заметив, что "он и музыкант, и у него усы". Кроме того, роль Кощея в фильме исполняет Николай Боярский, которому Михаил приходится племянником. В одной из сцен молодой артист ошибся и назвал Кощея дядей, но режиссеру эта оговорка понравилась, и ее оставили в фильме. Музыку для картины написал Геннадий Гладков: позже они неоднократно сотрудничали с Боярским, и Михаил отмечал, что как исполнителя песен его "слепил и сделал" этот композитор.
"Старший сын" (1975)
Трогательная, лиричная драма по мотивам одноименной пьесы Александра Вампилова сделала Михаила Боярского узнаваемым: он сыграл в ней одного из центральных персонажей — Семена Севостьянова по прозвищу Сильва. По сюжету он и его приятель Владимир Бусыгин (Николай Караченцов) по стечению обстоятельств попадают в дом к незнакомым людям. Чтобы остаться на ночлег, Бусыгин выдает себя за внебрачного сына хозяина дома (Евгений Леонов). Сильва подыгрывает ему, но после становится зачинщиком конфликта. В этом фильме Боярский снова поет и играет на гитаре, причем песни для своего героя он отбирал сам — среди них популярный в те годы шлягер из картины "Генералы песчаных карьеров".
"Мама" (1976)
В советско-румынском мюзикле по мотивам сказки "Волк и семеро козлят" Михаил Боярский сыграл главного злодея. При этом благодаря харизме, обаянию и музыкальному таланту его Волк получился не таким уж отталкивающим: он довольно вежлив, умен и даже галантен, и за тем, как отрицательный герой притворяется хорошим, интересно наблюдать.
Фильм существует в трех версиях — на русском, румынском и английском языках. Каждую из них снимали отдельно, поэтому Михаилу Боярскому и Людмиле Гурченко, которая сыграла маму-козу, пришлось учить огромное количество текстов. "Это была адская работа. Мы по ночам сидели с Люсей Гурченко и учили какую-то абракадабру, ничего не понимая. Нас потом переозвучивали иностранные актеры, но артикуляцию надо было точно соблюдать", — вспоминал актер.
"Собака на сене" (1977)
На главную мужскую роль в музыкальной комедии по мотивам одноименной пьесы Лопе де Веги пробовались Олег Янковский и Олег Даль, но досталась она Михаилу Боярскому. Его герой Теодоро — секретарь богатой и знатной графини Дианы (Маргарита Терехова). Она влюблена в своего помощника, ревнует его к служанке, за которой тот ухаживает, при этом не может признаться в своих чувствах из-за разницы в социальном положении. Персонажу Боярского приходится проявлять терпение и смекалку, чтобы наладить отношения с графиней. Усложняет ситуацию то, что у Дианы есть женихи, которые хотят устранить Теодоро. Кстати, в сцене, где графиня бьет веером секретаря, у Боярского из носа идет настоящая кровь: Терехова слегка не рассчитала силу удара, когда актер попросил сыграть сцену понатуральнее.
"Д'Артаньян и три мушкетера" (1979)
Свою самую знаменитую роль — Д'Артаньяна — Боярский мог и не сыграть. Ему предлагали роль графа Рошфора, но артист от нее отказался — в его карьере и так было много отрицательных персонажей. На этом участие Боярского в картине про мушкетеров могло и закончиться: в роли легендарного гасконца режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич видел Владимира Высоцкого или Александра Абдулова, который уже начал репетировать текст. Но однажды он увидел Боярского в гриме и услышал, как тот поет "Пора-пора-порадуемся", и сомнения развеялись. "Если бы Миша Боярский не был бы так похож на д'Артаньяна, то эта роль осталась бы за Абдуловым", — говорил позже Юнгвальд-Хилькевич.
Бюджет картины был сильно ограничен, но участие Боярского оказалось создателям фильма на руку. Например, одесский Дворец моряков, в котором должны были снимать одну из сцен, поставил условие: киношников пустят только в том случае, если Михаил Боярский бесплатно выступит на местной сцене. Актеру пришлось согласиться и выступить, чтобы спасти кинопроцесс.
"Человек с бульвара Капуцинов" (1987)
Михаил Боярский и Николай Караченцов неоднократно снимались вместе в фильмах, становились партнерами на площадке, при этом за кадром все было не так гладко. Благодаря броской внешности и мощному темпераменту часто они претендовали на одни и те же роли. Так было и с "Собакой на сене", и с "Мамой", и с "Человеком с бульвара Капуцинов". Караченцов должен был играть в этом фильме главаря банды грабителей Черного Джека, но в итоге ему досталась роль ковбоя Билли, а преступника сыграл Михаил Боярский — вновь пополнив свою "копилку" злодеев. Впрочем, в финале этой необычной комедии о кинообразовании на Диком Западе его герой оказывается не таким уж потерянным человеком.
"Узник замка Иф" (1988)
Режиссером советско-французской экранизации романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо" выступил Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В соавторстве с Марком Захаровым он написал сценарий, в котором главная роль создавалась специально под Михаила Боярского. Однако актер неожиданно отказался играть Монте-Кристо — сценарий показался ему неинтересным. После переговоров постановщикам удалось уговорить Боярского сняться в картине в роли Фернана Мондего — графа, который серьезно подставил главного героя, так как был влюблен в ту же девушку и хотел устранить соперника.
Дарья Шаталова