«Барбара Брыльска — актриса неблагодарная». Валентина Талызина — об «Иронии судьбы», Эльдаре Рязанове и Москве
Фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» как оливье, — традиционный атрибут новогодних праздников. В этом году картина вышла в эфир после полной цифровой реставрации. Валентина Талызина сыграла в «Иронии» роль Вали, подруги главной героини. Но Надя, возлюбленная Жени Лукашина, говорит именно ее голосом. Валентина Илларионовна в беседе с «Мослентой» рассказала, кто уговорил Рязанова доверить озвучку именно ей, какие отношения были у нее с режиссером и у него — с ее подругой, почему некоторые его фильмы проваливались в прокате и о многом другом. Ниже — ее монолог.
Про голос Нади из «Иронии судьбы»
До «Иронии судьбы» я никогда не занималась озвучанием. Дружила с ассистентом Эльдара Александровича Леной Судаковой и редактором Ниной Скуйбиной. Лена и Нина уговорили Рязанова, чтобы моим голосом говорила Надя. Не сразу — с третьей попытки.
Он даже и близко не допускал, что я могу озвучить Надю. Эльдар Александрович говорил Нине и Лене: «Отстаньте от меня с этой Валей. Она что сама с собой будет разговаривать?» Рязанов пробовал 18 актрис на озвучание. Я была 19-й.
Я тоже поддалась на уговоры Нины и Лены, чтобы помочь им. Я не хотела озвучивать. Так и говорила: «Зачем мне это делать? Я — актриса, мне надо играть, а не озвучивать других».
Но Лена сказала мне: «Валя, роль Нади — твоя по сути, но так сложилась судьба, что ее сыграет Барбара Брыльска». Лена, моя подруга, тонко чувствовала актеров и людей.
Про мосфильмовских фей
Лена Судакова и Нина Скуйбина были преданы «Мосфильму». Этакие мосфильмовские феи. Они беззаветно служили советскому кинематографу и, в частности Эльдару Рязанову.
Нина была для него близким человеком. Он был женат, и встречался с Ниной. И на «Иронии судьбы» Нина заявила Эльдару Александровичу, что «в состоянии любовницы больше жить не будет». Тогда Рязанов оставил свою жену и женился на Нине.
Про Барбару Брыльску
Я не принимаю Барбару в роли Нади. Она не дотягивала до ленинградской учительницы русского языка. Не было в ней ничего, кроме красоты, чтобы сыграть эту женщину.
Я своим голосом вытягивала роль. Вложила всю душу и сердце. Озвучивать Надю было трудно. Причем раньше мы говорили точно — губы в губы. Потом мне неоднократно предлагали озвучивать Барбару, но я отказывалась.
Барбара возвела на меня поклеп: якобы я не могла простить ей, что «она получила Государственную премию за роль, а я не получила». Чушь. Я — не сумасшедшая. В советское время никогда не поощряли актеров озвучания. Их даже не знали.
У Барбары — грубый голос, почти бас. Однажды я была свидетелем сцены, как канал НТВ попросил ее озвучить первую сцену фильма, и это ей не понравилось. Барбара не понимала, что за нее говорили, за нее пели (Алла Пугачева), она думала, что так все и нужно. Неблагодарная она.
Про «тумбочку» и режиссерскую удачу
Эльдар Рязанов без особого желания утвердил меня на роль Алевтины в фильме «Зигзаг удачи». Он называл меня почему-то «тумбочкой». Рязанов любил давать свои характеристики актерам.
Алиса Фрейндлих по какой-то причине отказалась от роли, и Эльдар Александрович выбрал меня, нескладную. Зато после этого приглашал меня в каждый свой новый фильм. В результате я снялась у Рязанова в шести лучших картинах.
Считаю, что приносила удачу режиссеру. Ведь без меня его фильмы проваливались. Как это случилось с картиной «Небеса обетованные».
Меня на главную роль Рязанов не взял из-за моих добрых глаз. Так и сказал: «У Талызиной слишком добрые глаза».
Про Фаину Раневскую
У всех талантливых людей сложный характер. Талант — это талант. И про Терехову говорили, что у нее сложный характер. И про Марецкую — тоже сложный характер. И про Раневскую.
Я играла с Раневской в двух спектаклях. Она была очень требовательна к себе и партнерам. Между прочим, бархатно говорить научила меня Фаина Георгиевна Раневская в театре Моссовета. Мы играли вместе в одном спектакле, и я тогда произносила фразы с одной интонацией, грубовато, и Фаина Георгиевна помогала моему голосу обрести краски и полутона.
Про театр
В театре Моссовета я работаю 66 лет. Пришла в 23 года. Звали в другие театры, но я не пошла. Очень рада, что попала именно сюда.
Храню все традиции нашего старого театра — театра Юрия Завадского. Сейчас я играю главную роль в спектакле «Волки и овцы».
А вообще играю не часто — раз или два в месяц. Аншлаг — на каждом спектакле.
Про Москву и Петербург
Я живу рядом с храмом Вознесения и часто там гуляю. Очень люблю Москву, люблю Арбат, Поварскую улицу, Хлебный переулок.
В Москве я неоднократно снималась в том же месте, где Рязанов снимал «Иронию судьбы».
Это на проспекте Вернадского. Была и табличка на доме «Здесь жила Надя Шевелева». Правда, дощечку все время воровали.
Петербург я тоже люблю! Кто же не любит! Как же это замечательно, что у нас есть два таких красивейших города — Москва и Петербург!