"Главная роль" по пьесе Николая Коляды "Всеобъемлюще". Театр Вахтангова. Сцена "Студия". Режиссер Эльдар Трамов.
Идея спектакля исходит от Мельниковой и родилась четыре года назад. Постановка могла бы вообще никогда не случиться, если бы Елену Викторовну постоянно не подталкивала её коллега Елена Ивочкина. В итоге количество "подталкиваний" перешло в качество, был найден молодой режиссёр Эльдар Трамов, и постановка увидела свет, хоть и ставилась в авральном режиме. После пресс-показа я предупредил пресс-секретаря, что рецензия будет жесткой. Но вовсе не потому, что спектакль плохой. Совсем нет. Спектакль ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ. А жесткая рецензия – потому, что спектакль имел все шансы стать ВЕЛИКИМ, и потенциал у него действительно был, но его, к сожалению, не реализовали. И это меня расстраивает больше всего. Перед нами прекрасная душевная история двух пожилых актрис. Одна из них в силу возраста уже давно переведена в суфлеры, другая еще держится в театре, но объективно никому не нужна. Эти две женщины не разговаривали 40 с лишним лет, но вот Вера Ивановна (Елена Мельникова) решает претендовать на главную роль в новой пьесе, и просит свою бывшую конкурентку порепетировать с ней. Репетиция превращается в разборки между двумя женщинами. Елена Мельникова Великолепная почва для сильнейшего спектакля! Самое интересное, что в оригинале Коляды эта пьеса – комедия, однако Эльдар Трамов существенно переработал её, сократил, в итоге получилась настоящая драма! Драма последнего шанса! Интересно? Конечно! Это последний шанс у героинь! Это большой шанс для актрис. При всем уважении к таланту обеих – все-таки давайте будем честными – ни Елена Мельникова, ни Елена Ивочкина не входят в число главных звезд московской сцены. Жаль? Да, жаль. Но факт! И для них обеих это прекрасная возможность выдать что-то действительно мощное, выплеснув на сцену всю свою театральную жизнь, все передряги, все проблемы, накопленные за долгие годы, своего рода исповедь на двоих, обе находятся в том положении, когда можно спокойно рубить правду-матку. И я ждал именно этого. От кого я узнаю правду о театре, как не от двух легендарных актрис, которые отдали ему всю свою жизнь? Возникал у меня только один вопрос: почему взяли молодого режиссёра, у которого всё впереди? По мне, так логично было брать, наоборот, режиссёра возрастного, у которого последний шанс. Либо сейчас режиссёр заявляет мощно о себе, либо уже никогда. Как выяснилось, мои опасения оказались напрасными, молодой режиссёр Эльдар Трамов переживает последние шансы регулярно, и за свою жизнь пережил их уже не меньше 15 (по его собственным словам). Ну, слава Богу, значит, спектакль будет реально навзрыд, пан или пропал. С учётом того, что режиссёр явно считает себя звездой, последователем Римаса Туминаса и (возможно) и главным спасителем русского театра. Увы! Спасти русский театр в этой постановке у него не получилось. Что такое попытка реализовать последний шанс? Это, в первую очередь – смелость. Над человеком уже ничего не довлеет, ему абсолютно все равно, что про него скажут, это идеальный шанс уйти за грань. И именно в такие моменты и рождается что-то великое (пусть и далеко не всегда). Ведь любой шедевр всегда находится за гранью привычного. Если четко следовать правилам и не выходить за их рамки – может получиться отличный спектакль, но точно не шедевр. Где же этот последний шанс режиссера? Можно было бы пойти в спорном направлении и превратить спектакль о двух пожилых актрисах в чисто молодежную постановку, чтобы в зале были первокурсницы театральных вузов, чтобы "зумеры" ходили смотреть на этих двух женщин! Это было бы действительно интересно, поучительно. Но нет. Спектакль поставлен по вполне себе классическому канону. Вот прямо как учат в вузах, так и его и поставили. Хорошо это? В любом другом случае я бы сказал, что да. А здесь – нет. Смелость была у актрис. Они обе сыграли, действительно, как в последний раз, как будто им поставили ультиматум, если сейчас не выложатся по полной – выгонят навсегда из профессии. Поэтому они отработали настолько мощно и самоотверженно, что хоть обеих завтра на "Золотую маску" номинируй. Действительно, достойны. А в режиссуре не было даже намеков на эту смелость. Есть очень неплохие мизансцены, есть интересные режиссёрские повороты. Но все это абсолютно стандартно. Никакой новой режиссуры я не увидел. Будь это дипломный спектакль, я без разговоров поставил бы режиссеру хорошую оценку (Минус балл за затянутое начало – действие начинается на восьмой минуте, а для часового спектакля это фатально – шедевр должен цеплять с первой секунды и уже не отпускать). В чем же тогда мои претензии? Ведь очень хороший спектакль – это уже много? Согласен! Претензии в нереализованности потенциала. Из материала можно было выжать гораздо больше. А не выжали. (Долин в "Ионыче" выжал максимум из текста и даже больше, создав несколько совершенно гениальных сцен с молодыми актерами. Здесь нет). Так получилось, что зал начал плакать только в самом конце, хотя можно было сделать так, чтобы рыдать начали с самого начала. Был потенциал, как драматургический, так и актерский и актрисы его практически реализовали. Но в современном театре только на таланте актера выплыть очень сложно. Нужна режиссура. Смелая, новаторская. Перед спектаклем режиссер цитировал Римаса Туминаса, говорил о красоте. Была ли в спектакле красота? Да! Конечно. Но и этого недостаточно для взрыва сознания. Плюс, пьеса серьезно перерабатывалась как раз под актрис. Спектакль посвящен 45-летию работы Елены Мельниковой в театре. Ну, может, был смысл добавить истории самой Елены Викторовны? Явно же ей есть о чем рассказать. Она великолепный рассказчик. Могла бы получиться прекрасная история о бескорыстном служении Мельпомене на фоне проблем, дрязг, возраста, неразделенной любви и так далее. Ведь именно на таких людях, как Елена Мельникова и Елена Ивочкина, держится театр. (Убежден, автор пьесы Николай Коляда не обиделся бы, если б его текст разбавили реальной историей. Даже наоборот). Выплесните эту живую историю в зал, покажите, что это так. Тем более что в театре Вахтангова давно уже существует традиция творческих вечером актеров! И это прекрасно. Сделайте, чтобы пришедшая на просмотр начинающая актриса или школьница, мечтающая о главных ролях, поняла, что прожить творческую жизнь, как Елена Викторовна – это настоящее счастье, несмотря на все проблемы! И это действительно так. Обе актрисы буквально светились после спектакля! Да если бы обеих актрис ввести в прекраснейшего "Ионыча", они бы по энергетике и по драйву были бы на равных с молодым поколением! Вот она, настоящая Вахтанговская школа! Преклоняюсь перед актрисами, но не перед спектаклем. Не сделали, не дожали, не заставили нас рыдать с самого начала. Я ничуть не сомневаюсь в пережитых режиссёром 15 последних шансах, но все-таки, наверное, это были другие последние шансы, нежели у пожилых героинь пьесы Коляды. Их сочетание не вызвало эмоционального взрыва. Режиссура и актерская игра не создали единого целого. Самые мощные сцены – именно актерские. А режиссерские замыслы никак не усилили актерскую игру и добавили совсем немногое в человеческую трагедию. И это очень грустно. Я только что видел очень хороший, но упущенный шедевр. Тем не менее, на него надо идти. Ради того, чтобы увидеть двух прекрасных актрис, ради очень неплохого и душевного финала. Ради Мельпомены, наконец! И еще раз Елену Викторовну с юбилеем!