Актриса Мария Клюквина: «Иркутск – город моей мамы, ее детства и юности»

Никакого праздника Мария, у «Патриота» стартует четвертый сезон, а это уже маленькая, но серьезная цифра. Отмечали четырехлетие проекта с коллегами по съемочной площадке? — Нет, не отмечали. Ну или меня там не было. (Смеется). Как-то все так быстро завертелось, все коллеги были в плотном рабочем режиме. На ваш взгляд, меняется ли ваша героиня Алфия от сезона к сезону, или она остается все такой же веселой «тетушкой-бабулькой», как вы сами раньше ее называли? — Мне кажется, Алфия особо не меняется, ее суть остается прежней: такая же бойкая и веселая. Знаете, как говорила моя мама: «Каким в колыбельку, таким и в могилку». Недавно узнала, что ваш муж – крестный актрисы Анастасии Талызиной, которая играет в «Патриоте» ту самую Ленку Сысарину. От этого сериал еще роднее, правда? — Безусловно. Настю я знаю, можно сказать, с момента ее появления в животе у ее мамы, моей подруги актрисы Ксении Хаировой. Кстати, Ксюша – крестная моего старшего сына. Мы давно с ней дружим, поэтому было очень приятно работать с ее дочкой. Когда мы первый раз оказались на съемочной площадке «Патриота» и увиделись, очень обрадовались. Мы понимали друг друга с полуслова, а это так ценно. Получается, что такая крепкая родственная связь перешла и на нашу работу, что бывает не очень часто. Жесткие тренировки Вы занимаетесь дублированием фильмов, озвучиванием. Этим направлением вы заинтересовались благодаря брату, актеру Александру Клюквину? — Нет. Просто и у моего брата, и у меня к этому делу талант. Я ведь совершенно случайно попала на озвучивание, в то время как он занимался этим уже несколько лет. Как-то я была у Ксении Хаировой в гостях, и вдруг зазвонил телефон. Ее маме – народной артистке Валентине Илларионовне Талызиной – предложили поработать на озвучивании. Но она была на гастролях, и Ксюша внезапно сказала: «У меня тут сидит потрясающая артистка с прекрасной дикцией Маша Клюквина. Думаю, она вам подойдет». Тогда я открыла для себя новую профессию, занимаюсь этим уже больше 25 лет. Сейчас я так же, как и мой брат записываю еще и аудиокниги. И это здорово, потому что они потрясающие, а я, возможно, их просто так в жизни и не прочитала бы. Хорошо поставленный голос – это все-таки талант или владению можно научить любого? — Нет, любого научить нельзя. Можно научить человека, у которого есть к этому способности и предрасположенность. Необходимо одновременно работать с несколькими объектами и уметь очень быстро переключаться. Перед тобой телевизор и текст, на который нужно смотреть, а еще при этом ориентироваться, каким номером голоса говорить. Когда ты озвучиваешь фильм, например, с партнером, и у него все мужские голоса, а у тебя все женские, включая подростков, тебе нужно успевать перескакивать с молодого голоса на старый, на голос подростка, на детский. Тут обычно на ходу быстро соображаешь, потому что никто не остановит процесс, чтобы порепетировать. Помимо этого нужно хорошо знать русский язык, уметь выговаривать все слова, не ошибаться в ударениях. Также важны дикция и хорошо поставленный голос, которым ты правильно владеешь. Меня, например, брат учил, как смотреть на экран, как не поднимать и не опускать голову на текст, работая только глазами. Он меня очень жестко тренировал, муштровал, можно сказать. Но и я понимала, что у меня неплохо получается. Важно взаимопонимание У вас есть табу на работу в фильмах о маньяках и живодерах. А какая роль вам была бы интересна? — Я люблю интересные роли, драматургически содержательные, с хорошим партнером и интересным сценарием. Мне нравятся военное кино и военная литература, поэтому с удовольствием сыграла бы в военной драме, поскольку мы с Сашей – дети полковника-танкиста. В моей практике ролей в таких фильмах не было, а хотелось бы. Есть мнение, что можно провалить любую роль только из-за отсутствия синергии между актером и режиссером. Вы согласны с этим? Или все-таки здесь решает что-то другое? — Это все индивидуально. Когда у режиссера с актером есть контакт – это замечательно. А когда его нет, можно работать над ролью методом от противного. Если материал интересный, это может подхлестнуть актера, чтобы доказать, несмотря на сопротивление с другой стороны, что он способен сделать мощно, сильно. Но есть люди, которые в случае отсутствия синергии с режиссером сильно зажимаются. Их надо гладить по голове, хвалить, и тогда у них вырастают крылья, тогда они способны делать то, что не сделали бы в другой ситуации. Но особенно сложно в том случае, если режиссер тебя не видел в этой роли, а ему тебя навязали, таких примеров в истории кино много. Правда, если ты хороший актер и есть достойный материал, то может случиться чудо. Например, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич не видел Ирочку Алферову в образе Констанции Бонасье, он планировал снять в этой роли актрису Евгению Симонову. Но так случилось, что именно Ира в итоге сыграла у него в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». И как она это сделала! Шикарно! «Не хочу играть неизлечимо больных» Считаю, что артисты – настоящие кладези традиций. У вас есть какие-то обязательные ритуалы? — Молитва перед какой-то большой работой, чтобы с Божьей помощью это пройти. Если роль резко отрицательная, например убийцы, я, как правило, иду в храм, чтобы получить благословение. У меня как-то была интересная беседа с батюшкой, который мне сказал: «Это твоя работа, и если ты найдешь в этом человеке следы падшего ангела, вытащишь какое-то его зерно, которое было в нем изначально, как в человеке, эта роль – не такой грех». В гроб я тоже не лягу никогда, да и человека с неизлечимой болезнью я, наверное, тоже играть не буду, если это не в рамках большой работы, как, например, у меня была в «Аромате шиповника». Там я прожила жизнь от 40-летней женщины до 70-летней, умерла в кадре. Не знаю, традиции это или суеверия, скорее наши актерские внутренние обереги. Мы работаем с человеческой душой, «надеваем» на себя историю персонажа. Чтобы потом эта проекция не перешла ошибочно на тебя, нужно быть осторожным. По вашему мнению, какая она, современная женщина в российском кино, которую нам показывают с экрана? — Энергичная, востребованная в профессиональном плане. Вот какой вы видите современную женщину на улице, на работе, такая, видимо, она и в кино. Потому что хочешь или нет, мы все равно из жизни переносим свои образы в фильмы. Конечно, сейчас женщины одеты по-другому, иначе ведут себя, у них другие приоритеты. И все веяния современности все равно отражены на экране. А вот талантливо это сделано или не очень – другой вопрос. Но при этом есть вещи, которые вечны: женщины – слабые, ищущие любви, жаждущие ее, даже когда говорят, что им это не нужно. В общем, современная женщина все та же женщина, что и раньше, в чем бы она ни была: в робе, космическом костюме, с лопатой в руке или в ультрамодном вечернем платье. Назовите три вещи, без которых вы себя не представляете. — Я плохо себя представляю без любви, без своей профессии и без приличного количества животных в доме. «Загадываю поездку на Байкал» Иркутск – город, который имеет к вам непосредственное отношение. Здесь родился ваш брат, актер Александр Клюквин, здесь живут ваши родственники по материнской линии. Но вы сама были здесь в раннем детстве. Два года назад вы говорили о том, что мечтаете вновь побывать в наших местах, увидеть Байкал. Удалось? — Это все еще моя мечта, которую я рано или поздно осуществлю. Меня возили на Байкал в годовалом возрасте, и конечно, воспоминаний не осталось. Зато Сирию, где служил мой отец с 1972 года, я очень хорошо помню, хотя мне тогда было три с половиной года. В силу разных обстоятельств сейчас прилететь в ваш город не очень просто: есть и работа, и семья, и животные. Тут на дачу-то иногда не выберешься из-за дел, не говоря уж о поездке в Сибирь! Но Иркутск – город моей мамы, ее детства и юности, место, где она познакомилась с папой. К сожалению, в прошлом году не стало моей тети, маминой младшей сестры, которая жила в вашем городе. Но там у меня остались двоюродная сестра, племянник с семьей. Так что я загадываю поездку на Байкал и прогулки по Иркутску! Фото предоставлено пресс-службой ТНТ

Актриса Мария Клюквина: «Иркутск – город моей мамы, ее детства и юности»
© РИА "ФедералПресс"