"Старший сын" по одноименной пьесе А. Вампилова. Театр Гоголя. Режиссер Кирилл Пирогов.

Перед нами самый что ни на есть классический вариант постановки. Вот прямо как Александр Валентинович написал, так и сделали. Что не плохо. Откровенно не та пьеса, чтобы экспериментировать с режиссурой. Кстати, двумя месяцами раньше в МХТ также состоялась премьера "Старшего сына", так что волей-неволей будем сравнивать. Можно придраться к тому, что Вампилов все таки очень камерный автор, и лучше ставить его в малом зале. (В МХТ, например, за счет небольшого пространства создавалось полное ощущение того, что зритель реально присутствует в квартире). Здесь такого эффекта создать не удалось, но не суть. Тут другая проблема. Для того, чтобы такая концепция психологического театра сработала (а драматургия Вампилова – в первую очередь психология) – нужна идеально выверенная актерская игра. А с ней как раз проблемы. Фактически же играл на сцене только один актер: Александр Самойленко. Я действительно увидел полностью органичный, проработанный образ немного наивного, немного смешного Сарафанова. Что особенно приятно, в нем не было ничего ни от Евгения Леонова, ни от доктора Антонова. Это действительно интересный и оригинальный Сарафанов. Если сравнивать его образ с тем, что создал Семчев в МХТ, то Самойленко выглядит интересней. В том числе за счет своей внешности. Если Семчев уже на уровне визуала идеальный Сарафанов, немолодой, сгорбленный, уставший от жизни человек, то Самойленко, напротив, мачо. И когда именно такой красавец-балагур превращается в трогательного, душевного, одинокого человека – это как раз и вызывает интерес. Контраст полностью уместен. Самойленко – приятно удивил. Но за пределами образа Сарафанова актерская игра, к сожалению, отсутствовала. Если женские роли еще как-то чему-то соответствовали, то трио Бусыгин – Сильва – Васенька – вообще ни о чем. А на фоне Александра Самойленко все это смотрелось совсем уныло. Можно начинать со спорности образа Бусыгина. Во-первых, одет в свитер а-ля Курт Кобейн, в кепочке а-ля сериал "Ликвидация", при этом с идеально сделанной стрижкой. Как реклама соседнего барбер-шопа – очень даже ничего, но как образ студента 60-х годов… Ну не знаю. (А ведь действие происходит в 60-е годы, это неоднократно подчеркивается). В таком прикиде по Новомыльниково походишь разве что до первого хулигана. (Тогда б уже лучше ирокез ему сделать и надпись на майке "Punks Not Dead”.) Но это полбеды. (Во МХТовском "Сыне" образ Бусыгина тоже спорный: в идеально черном костюме – как будто не студент, а человек из спецслужб). Еще одна проблема – актер был крайне необаятельным. Опять же, для сериала "Слово Пацана" очень даже ничего, но не для Бусыгина. Почему его в самом начале девка отшила – понятно, почему в него в самом конце Нина влюбилась – нет. И в-третьих – актер, судя по всему, был не в курсе, что роль – это не просто произнесение текста. Это игра, это понимание своего персонажа. Куда там! Вот сцена, где Сильва врет Васеньке, что Бусыгин сын Сарафанова. По сюжету пьесы все это рождается на месте, импровизационно, то есть это неожиданность и для Бусыгина тоже. Ну как-то, наверное, герой должен был на это отреагировать, как-то по быстрому скрыть эмоции. Да что вы… Какая реакция. Сплошной покер-фейс. Актер же знает, что произойдет дальше, и реагирует соответствующим образом. И такой покер-фейс сохраняется и дальше. Иногда, голосом есть попытка сыграть какие-то эмоции, но не более того. Вот Сарафанов просит Бусыгина поговорить с Васенькой – тот идет и просто тарабанит текст. Ни йоты эмоций, полное равнодушие, человеку совершенно наплевать на то, что он говорит, и на то, как поступит Васенька, глубоко плевать. У него нет эмоций к Васеньке, и у меня нет эмоций к Бусыгину. Вообще актеров в этом трио можно было без проблем поменять между собой – с сохранением образов – ничего бы не изменилось. Хотя по тексту – это три разных героя с разными характерами. Сразу вспоминается постановка в МХТ. Вот там Васенька – Илья Козырев – это действительно герой Вампилова. Тут, же прямо по Жванецкому: "Пока артист просто стоит, так еще ничего, а как рот отроет, так пока не идет". Внешность у актера, кстати, вполне "Васенькина", но голос… Звучный яркий баритон. Таким голосом надо кричать: "Я вас научу улицу любить", но точно не признаваться в любви к женщине. Не верю я, что передо мной влюбленный школьник романтик. Вообще. Про Сильву и говорить нечего. Актерская игра отсутствует напрочь. Хотя вроде как за плечами актера "Щука". Его там чему учили? И на фоне действительно интересной и глубокой игры Александра Самойленко – это проваливалось совсем. Вот перед нами интересный эмоциональный образ Сарафанова, который живет на сцене, но образ упирается в непробиваемые покер-фейсы. Зачем? Почему? В театре Гоголя много талантливых молодых актеров. Почему не взяли их? И это при том, что режиссером спектакля является Кирилл Пирогов. В моем личном хит-параде он вообще лучший актер Москвы. Уж он-то лучше других умеет и создавать образы, и перевоплощаться в кого угодно. Он актер мастерской Фоменко, где идеально выверенный актерский состав с точки зрения мастерства. Где звезда и новичок играют на высшем уровне, приближенном к совершенству (как раз накануне смотрел там безупречную "Аркадию"). К тому же он не только актер, он еще и педагог! Единственное, на что могу списать – может, не тот состав играл? Может, другой состав играет лучше? Может. Не знаю, не видел. Собственно говоря – это и есть основная претензия. Все остальное – хорошо. Спектакль – хороший, если бы только часть актеров на сцене играли, а не просто произносили текст. Конечно, может, это была концепция – живого Сарафанова засунуть в среду каменных истуканов? Ну не знаю. Не прочиталось. На мой взгляд, спектакль нуждается в доработке. Троица – Бусыгин – Сильва – Васенька – не справились с ролями. Их надо поменять. А пока их не поменяли, идите лучше на "Старшего сына" в МХТ – вот там актерская игра присутствует. Там все образы проработаны, здесь, кроме Александра Самойленко – нет. Жаль. Потенциал у спектакля есть. Надо провести работу над ошибками.

"Старший сын" по одноименной пьесе А. Вампилова. Театр Гоголя. Режиссер Кирилл Пирогов.
© Ревизор.ru