Фронтовик и король эпизодов с трагичной судьбой. О жизни и творчестве Алексея Смирнова

Алексей Смирнов — Федя из "Операции "Ы" и других приключений Шурика", завхоз из "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" — был звездой эпизода. Чаще всего он играл беззаботных, веселых, неуклюжих простаков, при этом его коллеги и не подозревали, что перед ними герой, который прошел всю войну, получил несколько орденов и положил во имя Победы свое личное счастье. Рассказываем, какой была биография артиста. 

Ранние годы

Алексей Макарович Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов Ярославской губернии, но почти всю жизнь провел в Ленинграде. Туда он переехал еще в детстве вместе с родителями и младшим братом Аркадием. Смирновы жили скромно, в комнате коммунальной квартиры. Глава семьи, Макар Степанович Смирнов, рано ушел из жизни, поэтому матери Анне Ивановне пришлось в одиночку воспитывать двоих сыновей. 

Алексея с ранних лет тянуло к творчеству, и мама отдала его в драматический кружок. Он участвовал во всех школьных концертах и спектаклях, при этом педагоги отмечали его талант и доверяли ему крупные роли — например, он играл Фамусова в комедии "Горе от ума". Получив аттестат, Алексей Смирнов решил связать свою жизнь со сценой и поступил в актерскую студию при Ленинградском театре музыкальной комедии.

В 1940 году он окончил учебу и присоединился к труппе того же театра (ныне — Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии). Смирнов успел сыграть всего одну роль — Черного Орла в оперетте "Роз-Мари". Осенью 1940-го он был призван в армию и с началом Великой Отечественной войны ушел на фронт.

На полях Великой Отечественной войны

Вчерашний актер служил химинструктором, затем стал командиром огневого взвода артиллерийской батареи. Алексей Смирнов воевал на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Не только участвовал в боях, но и ходил в разведку в тыл врага: в один из таких походов он лично устранил автоматным огнем трех гитлеровцев, о чем сообщает наградной лист к медали "За отвагу" (1943). 

Также известно, что в 1944 году в районе украинской деревни Онацковцы со своим взводом Смирнов уничтожил минометную батарею, станковый пулемет и 30 солдат противника. А через несколько дней их взвод победил еще в одном бою и смог освободить от оккупации город Староконстантинов. За проявленное мужество Смирнов был представлен к ордену Отечественной войны I степени, но получил орден Красной Звезды. 

Неоднократно Алексей Смирнов попадал в засаду, был вынужден лично отбивать атаку врага, при этом в одном из боев лично взял в плен семь солдат противника, а в другом — еще двоих. За мужество он был удостоен ордена Славы III степени в 1944 году и ордена Славы II степени в 1945-м. На войне не забывал Смирнов и о своем актерском предназначении. Он организовал для сослуживцев десятки концертов. В 1943 и 1944 годах полк, в котором служил артист, занял первые места среди частей дивизии в смотрах красноармейской художественной самодеятельности.

В 1945 году Алексей Смирнов воевал на территории Европы и участвовал в боях при форсировании реки Одер, смог вплавь переправить миномет, что позволило Красной армии закрепиться на другом берегу, уничтожить две пулеметные точки и около 20 солдат противника. 

Дойти до Берлина Смирнову не удалось — во время сражений на Одере он был тяжело контужен. Его поместили на лечение в госпиталь, а затем комиссовали. В дальнейшем контузия серьезно омрачила жизнь актера — после нее он не мог иметь детей, что сильно повлияло на его мировосприятие и личную жизнь.

Театральная карьера

Вернувшись с фронта, Алексей Смирнов столкнулся с отсутствием работы. Спустя год ему удалось устроиться в родной Театр музыкальной комедии, но за годы войны там появились свои звезды, а Смирнову предлагали лишь второстепенные роли. Актер жил крайне бедно, к тому же ему приходилось ухаживать за больной матерью. У нее развилось психическое заболевание после того, как на фронте погиб ее младший сын Аркадий. 

Из-за нехватки денег и частых гастролей, которые не позволяли быть рядом с матерью, в 1952 году Алексей Смирнов покинул труппу театра и перешел в "Ленгосэстраду". Артист отличался крупной комплекцией — его рост составлял 186 см, при этом простые, грубоватые черты лица не давали постановщикам разглядеть в нем серьезного, драматического героя.

Со временем у Смирнова сложилось амплуа добродушного неуклюжего здоровяка. В этом образе он полюбился зрителям, хотя самому артисту хотелось проявиться не только в комических, но и в драматических ролях. Сыграть на сцене подобную роль ему удалось однажды — в образе царя Петра I он появлялся в спектакле "Табачный капитан" по пьесе Николая Адуева. 

О войне и своих подвигах Алексей Смирнов не любил рассказывать, а награды хранил в обычной коробке. О том, что он был фронтовиком и внес большой вклад в Победу, его коллеги узнавали случайно. Например, в 1955 году театральная труппа, в которой играл Смирнов, приехала на гастроли в город Капустин Яр Архангельской области. Там отдыхали военные, среди которых был и Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Лишь после того, как он лично поприветствовал Смирнова, пришел на его выступление в местный Дом культуры, а затем пригласил актера на банкет, артисты поняли, что работают вместе с героем.

Коллеги Смирнова высоко ценили его личные качества. По их воспоминаниям, он никогда не унывал, опекал молодежь, беспокоился о тех, кто его окружал. "Алексей был очень светлым и добрым человеком, никому не мог отказать в любой просьбе. Умел удивительно располагать к себе. А еще был трогательным и каким-то незащищенным. Да, он был одиноким, но на эту тему старался не распространяться", — говорила актриса Наталья Крачковская.

Путь в кино

Алексей Смирнов дебютировал на экране в конце 1950-х годов, когда ему было около 40 лет. В 1959-м режиссер Юрий Озеров доверил ему эпизодическую, единственную комедийную роль в исторической драме "Кочубей". После этого внимание на Смирнова обратили и другие кинематографисты. Ему стали активно предлагать роли — они были по-прежнему небольшими, но помогали подзаработать и оставаться на плаву в профессии. К тому же некоторые съемки позволяли актеру побывать в других городах. Например, в картине "Роман и Франческа" (1961) Смирнов решил сыграть потому, что хотел увидеть, как после войны отстроили Киев. 

Расцвет кинокарьеры бывшего фронтовика пришелся на 1960-е годы. В 1961-м Алексей Смирнов стал актером киностудии "Ленфильм" и в тот же год появился в двух громких фильмах, полюбившихся зрителям. В комедии Владимира Фетина "Полосатый рейс" (1961) он сыграл матроса Кныша, а в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" (1961) Александра Роу — атамана запорожских казаков, посла к Екатерине II.

Лучшие фильмы с участием Алексея Смирнова

Всесоюзную известность актеру принесли роли в комедиях Леонида Гайдая. Смирнов снялся в его картине "Деловые люди" (1963): в новелле "Вождь краснокожих" он сыграл одного из центральных персонажей — глуповатого мошенника Билла Дрисколла, который хотел разбогатеть на краже детей. Эта роль подразумевала различные трюки, которые актер выполнял самостоятельно. После нее о Смирнове заговорили как о талантливом, универсальном и внимательном актере, который понимает режиссерские задачи с полуслова.

Продолжилось сотрудничество Гайдая и Смирнова на съемках комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965). В одной из новелл артист сыграл тунеядца Федю — "великовозрастного хулигана". Яркий персонаж запомнился зрителям, а некоторые его реплики ушли в народ, например: "Кто не работает, тот ест. Учись, студент!" или "Влип, очкарик".

Алексея Смирнова можно увидеть в таких культовых фильмах, как "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964) Элема Климова, "Война и мир" (1965) Сергея Бондарчука, "Свадьба в Малиновке" (1967) Андрея Тутышкина. Часто актер снимался в сказках и фильмах для детей: он сыграл в картинах "Огонь, вода и… медные трубы" (1967), "Финист — Ясный сокол" (1975), "Три толстяка" (1966), "Золотые рога" (1972). Участвовал в картинах Ролана Быкова — "Айболит-66" (1966) и "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1974).

В 1964 году Алексей Смирнов сыграл небольшую роль в фильме "Зайчик" — режиссерском дебюте Леонида Быкова. После этого они стали хорошими друзьями. Их главная совместная работа — военная драма "В бой идут одни "старики" (1973). Быков выступил режиссером и сыграл в картине командира эскадрильи Титаренко, а Смирнов — его сослуживца, механика Макарыча. В этой роли он наконец-то смог раскрыться как драматический актер. Смирнову на тот момент было за 50, и в одном из интервью он сказал: "Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера".

Финальную сцену фильма, в которой фронтовики встречаются у могилы летчиц, можно назвать одной из самых пронзительных в советском кинематографе. Во время съемок Смирнов так глубоко вошел в образ, что у него случился сердечный приступ, и актера увезли на скорой. Переснимать эпизод не стали, а вернувшись, Алексей Макарович сказал: "Второй раз так не смогу, просто умру". Позже Леонид Быков предлагал Смирнову сыграть в картине "Аты-баты, шли солдаты…" (1976), но из-за проблем со здоровьем актер отказался.

Личная жизнь

Алексей Смирнов хотел жениться еще в юности — у него была возлюбленная Лидия Маслова, но начавшаяся война нарушила планы. Девушка дождалась возвращения Смирнова с фронта, но свадьбы так и не состоялось: контузия и переживания из-за того, что он не сможет иметь детей, вынудили Смирнова разорвать отношения. При этом истинную причину расставания Лидия узнала лишь спустя много лет. 

В документальном фильме Лилии Вьюгиной "Его знали только в лицо. Трагедия комика", участие в котором принимали коллеги и друзья Смирнова, говорится, что в 1950-х годах актер хотел усыновить ребенка, но осуществить это не удалось. Артист часто посещал интернат для детей-инвалидов, приносил игрушки из дерева, сделанные своими руками.

Наиболее близким человеком для артиста всю жизнь была его мать, которую, по словам коллег, Смирнов боготворил. До последних дней он жил вместе с ней в коммунальной квартире (отдельную квартиру, несмотря на известность и боевые награды, Алексею Смирнову не дали). В старости из-за прогрессирующей болезни мать перестала узнавать Смирнова, из-за чего он сильно переживал.

В последние годы жизни ухудшилось здоровье и самого актера. Напоминали о себе боевые раны, сказывался и плотный рабочий график. В 20-х числах апреля 1979 года Алексей Смирнов узнал о том, что его друг Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Для актера это стало тяжелым ударом — по данным некоторых источников, артист ушел в запой, а после попал в больницу. Врачи диагностировали у Смирнова проблемы с сердцем, кровообращением и ряд других нарушений в организме. 7 мая 1979 года Алексей Макарович Смирнов скончался в больнице в возрасте 59 лет. Мать пережила его на два года. 

Дарья Шаталова