Режиссер Тимур Кулов: Даже самому железному человеку нужна любовь
На Малой сцене Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева режиссер Тимур Кулов выпустил премьеру - "На рассвете. Тайна сестер Хадсон". Он же автор сценической версии - спектакль вдохновлен, как читаем в программке, фильмом Роберта Олдрича "Что случилось с Бэби Джейн?".
Материал очень интересный. Главная тема: личность в искусстве, скоротечность любого успеха. Две пожилые киноактрисы, родные сестры. Потерявшие славу и доживающие свой век в безвестности и пустоте. Когда-то они снимались в кино, одна стала известной, популярной кинозвездой, другая не достигла высот, озлоблена и спивается. Люто ненавидит сестру, завидует ей и устраивает всякие пакости… Драма, даже триллер (будет там и убийство).
В главных ролях - народная артистка России Антонина Введенская (Бэби Джейн) и заслуженная артистка России Татьяна Ткач (Бланш). Актрисы Корогодского!

Два молодых артиста ТЮЗа Анастасия Малахова и Глеб Борисов играют здесь - и хорошо играют! - по несколько ролей.
История начинается в заброшенном кинотеатре, по которому бегают крысы. Бэби Джейн, подававшая в детстве большие надежды, имевшая феноменальный успех у публики (по ее подобию даже выпускали кукол), вспоминает прошлое…
Что рассказали "РГ" режиссер и художник?
"Они не жили сегодня, здесь, сейчас…"
Где вы раскопали для постановки эту старую-старую американскую историю, 60-летней давности? 37-летний театральный режиссер - неожиданно!
Тимур Кулов: Я люблю смотреть кино. И люблю копать истории. Мне нравятся фильмы Хичкока. Вдохновляюсь кинематографом 1940-х годов. Вообще люблю "золотой век" Голливуда.
Увидел фильм Роберта Олдрича "Что случилось с Бэби Джейн?". Суперпопулярный на Западе, культовый. Мне показалось, что та история может быть интересно рассказана в театре.
Я сделал инсценизацию. За основу взят фильм. Изменен монтаж сцен. Для динамики, для ритмов, для того, что это все-таки театр, а не кино. Есть разные вкрапления и придумки. Суть осталась та же: конфликтная среда, две сестры. На репетициях мы какие-то образы дорабатывали, дожимали, допридумывали. Мы - это не только я, но и художник Николь Кламперт, и, безусловно, актеры: Антонина Юрьевна Введенская и Татьяна Петровна Ткач, а также молодые артисты - Глеб Борисов и Анастасия Малахова. Мне было очень важно соединить молодых актеров, недавно поступивших в труппу, и актрис старшего поколения, чтобы они вместе поработали. Мне кажется, что даже ради такого взаимообмена стоило затевать эту историю.
Какое точное распределение: какую сестру (Бланш) играет Ткач и какую (Бэби Джейн) - другая, Введенская!
Тимур Кулов: Да, это актерский спектакль. Не было бы этих актрис - не было бы спектакля.
Вы впервые работали с этими замечательными актрисами?
Тимур Кулов: Впервые. Я сейчас работаю в штате театра, знакомлюсь с труппой, со спектаклями. Одну роль увидел, другую… У меня уже был этот материал, года три лежал в моем "багажнике". Не знал, какие актрисы это могут исполнить, кто еще согласится на эту авантюру? И вот нашлись Антонина Юрьевна, Татьяна Петровна, которые дали добро, сказали: давайте рискнем, будем делать спектакль.

И каков ваш главный посыл?
Тимур Кулов: Последняя фраза спектакля: "У нас все еще впереди".
Ничего себе - впереди… У таких пожилых людей.
Тимур Кулов: Вот именно. Это утопия. Ведь мы понимаем, что одна сестра погибает, а у другой уже нет времени просто в силу возраста. Жизнь уже заканчивается. Они потратили ее на нелюбовь, на какие-то амбиции, зависть, бесконечное соперничество в профессии, на сиюминутный успех. Они не жили сегодня, здесь, сейчас, а жили вчерашними фильмами.
Я надеюсь, что у зрителей еще есть время прожить жизнь как-то иначе. Жить сейчас, сегодня, в моменте любви. С кем-то, возможно, помириться. Зачем тянуть годами шлейф затаенных обид, недосказанностей? Ведь даже самому железному человеку нужна любовь!
Образ сгоревшего прошлого
Николь Кламперт, художник: Наше пространство - это вселенная сгоревшего и заброшенного кинотеатра Majestiс. Места, куда в детстве Джейн и Бланш ходили с папой, где младшая - Джейн - выступала со своим номером. Это пространство как образ сгоревшего прошлого - того, что вернуть уже невозможно. Потому и кресла сгоревшие, и все в пространстве дает понять, что место заброшенное и пригодно только к бытию крыс. Крысы как прообраз отношений Джейн и Бланш между собой. И песок играет двойственную роль: как средство, которым пожарники тушили пожар, и как воспоминания детства, когда с папой ели земляничное мороженое у киоска на пляже.
В кинотеатре царят тишина, одиночество и шлейф забытого времени, которые подчеркиваются предметами, закопанными в песок: поднос, букет цветов и попкорн - все из песка и киноленты.
Хотелось добиться также синтеза абсурда и некоторых элементов театра ужасов.
Красивые, изящные платья абсурдно сочетаются в разрушенной среде - усиливают контраст, где героини хотели бы быть и где они на самом деле.
У нас 12 кукол - по количеству персонажей, включая Джейн и Бланш. Куклы одеты в такие же авторские костюмы, как Джейн и Бланш, и подчеркивают мир - каким его стала видеть Джейн - искаженный, полный насилия и страха.
Мне почему-то вспомнился "Ричард Третий" с Райкиным. Взрослые, которые так и не смогли вырасти...Не научились оберегать, радовать и любить.
Факты
"Что случилось с Бэби Джейн?" (англ. What Ever Happened to Baby Jane?, 1962) - психологический триллер с элементами гиньоля, снятый режиссером Робертом Олдричем по одноименной новелле Генри Фаррелла, с участием "оскароносных" легенд классического Голливуда - Бетт Дейвис и Джоан Кроуфорд.
Фильм получил пять номинаций на премию "Оскар", две - на "Золотой глобус", претендовал на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля.
В 2003 году Бэби Джейн Хадсон заняла 44-е место среди 50 лучших злодеев американского кино в списке Американского института киноискусства. Стивен Кинг включил фильм в свой список 100 наиболее значительных картин жанра ужасов с 1950 по 1980 год. В 2021 году картина была признана национальным достоянием США, попав в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса.