«Проснуться знаменитым»: в этом сезоне пять начинающих артистов заставили о себе говорить

Есть такое выражение: «Проснулся знаменитым». А что для этого надо? Всего ничего — получить роль, желательно главную. А если и второго, третьего плана роль достанется, то сыграть ее все равно как главную. И тогда молодого артиста/артистку заметят, о нем/ней заговорят и, может быть, позовут в сериал, а если повезет — то и в большой метр. Но главное, чтобы нашелся тот трамплин, с которого можно стартануть и взлететь. В этом сезоне как минимум пять артистов взлетели и заставили о себе говорить. Обозреватель «МК» представляет эту великолепную пятерку. Рассказываем о них по хронологии выхода премьерных спектаклей, задав им одни и те же вопросы.

«Проснуться знаменитым»: в этом сезоне пять начинающих артистов заставили о себе говорить
© Московский Комсомолец

● ● ●

Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».

Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость обманчива: ее героиня как кремень, идет до конца, чтобы спасти любимого человека. Вот Саша и сыграла этот самый «кремень», стержень, на котором держатся любовь и жизнь. Она стоит на авансцене и читает письмо к Петру Андреевичу Гриневу:

— Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю Бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло! ...Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто бы я ее племянница. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович…

Давно не помню такой искренности на сцене — все больше обученность встречается, которая тебе напоминает: «вы в театре». А здесь случился тот самый волшебный миг: улетела из зала, остро переживая знакомую со школы историю капитанской дочки Маши Мироновой.

Саше 20 лет, она родом из Самары. Видимо, волжские просторы дали ей крылья и силу, а она сумела их взять и примерить, а это не каждому дано. Сейчас она учится во ВГИКе, в мастерской своего худрука Сергея Безрукова. Уже снялась в сериале «Плевако» (реж. Анна Матисон): ей досталась эпизодическая роль Кати. Зато в чужой дипломной короткометражке «Сестра» (реж. Василиса Мрочко), появившейся годом раньше, у нее главная роль.

— Что ты думаешь о своей героине и смогла бы, как Маша Миронова, ради любимого человека пойти до конца?

Маша Миронова в нашем спектакле — маленькая, хрупкая девочка, но у нее есть вера, есть стержень внутри, это придает ей силы идти до конца ради любимого. Думаю, мы с ней в этом похожи. Я бы пошла до конца ради любви.

— Кто твой актерский идеал, кумир?

— Из актрис старшего поколения мне очень нравится Татьяна Доронина. В ней есть сила и сумасшедшая женская энергия, притягательность, манкость. Из западных актрис всегда восхищалась работами Мерил Стрип и Энн Хэтуэй, из современных — Флоренс Пью, Зендея.

— Что бы мечтала сыграть?

— При своей хрупкой фактуре готова попробовать самых разных героинь, вплоть до Маргариты из романа Булгакова, как бы самонадеянно это ни звучало.

— Чем кроме актерской профессии интересуешься?

— Пишу по холсту маслом.

● ● ●

Никита Языков. Театр им. Владимира Маяковского. Владимир Ленский в спектакле «Евгений Онегин».

Даже если бы Никита не так ярко сыграл роль поэта Владимира Ленского, павшего от руки приятеля-циника, его все равно не забудешь: он самый высокий на сцене, его рост 203 см. И поначалу это удивляет: ничего себе невольник чести! Но не проходит и нескольких минут, как этот дылда берет зал в плен. Чем же? Обаянием, природу которого объяснить сложно — у каждого оно разного свойства, но у Ленского, то есть Языкова, это открытость ребенка, чистая наивность, которую грех обидеть. А Онегин, друг, такое выкинул скуки ради на именинах Ольги — за что поэту такое? И боль оскорбленного поэта ребяческая. Это, пожалуй, самая яркая работа в этом весьма спорном спектакле.

Никита — из подмосковного Щелкова. В 2023-м окончил Школу-студию МХАТ (мастерская М.С.Брусникиной) и в том же году вошел в труппу Театра им. Вл.Маяковского. Сразу стал получать роли: он Генрих в «Другой сказке», в «Мера за меру» у него две роли (Пенистый и Палач), и снова две (Великий Властелин и Страж) в музыкальном спектакле «Багдадский вор и черная магия».

— Какие у тебя отношения со своим героем: чем нравится и наоборот?

— Я имею очень много общего со своим героем. Мне нравится его бесконечный поиск. Хочет он сделать что-то, что не исчезнет и останется с нами. «Оставить след» — это очень греет душу.

— Кто твой актерский кумир?

— У меня нет актера-кумира, но сейчас очень нравится Энтони Стар. Еще вдохновляет певец Честер Беннингтон. Для меня актерская профессия подобна спорту, поэтому у меня много кумиров-спортсменов, которые вдохновляют. Я очень люблю футбол, занимался им 9 лет и в детстве вдохновлялся Романом Павлюченко (часто пересматриваю матч Россия—Нидерланды на Евро-2008). Также очень люблю Криштиану Роналду — мне кажется, что он делает в рамках футбола и за рамками очень многое.

— Что мечтаешь сыграть?

— Хотелось бы сыграть роли, где нужны такие, как я. У меня рост 203 см, и я всегда радуюсь, если роли нужна такая фактура, как моя. Интересно играть все: как эксперименты, где непонятно что прочитать, чтобы стать персонажем, так и классику, где очень много информации о персонажах, и это все очень интересно изучать.

— По жизни чем интересуешься? Хобби/увлечения?

— Кроме футбола вдохновляюсь песнями группы «Аффинаж», это очень крутая группа. Также в сердце — Linkin Park. Раньше еще делал свои TikTok и YouTube, делал свое шоу во время обучения в Школе-студии МХАТ, но со временем прошла влюбленность в социальные сети.

● ● ●

Александр Денисов. Театр им. Гоголя. Васенька в спектакле «Старший сын».

Васенька-старшеклассник, заканчивая школу, влюбился в женщину старше себя. Не в учительницу, а в соседку Макарскую. По-взрослому влюбился, а реакции и поступки еще детские: опыта нет ни в жизни, ни в любви. И это все есть в игре Денисова — электрический разряд, неловкость, отчаяние, радость и желание ее заслужить.

Саша москвич, отец его — известный актер Николай Денисов. В прошлом году окончил Театральный институт им. Бориса Щукина (мастерская Кирилла Пирогова) и тогда же был принят в Театр имени Н.В.Гоголя. До «Старшего сына» сыграл в спектаклях «Призраки Марса» и «Сон в летнюю ночь». По характеру — общительный, сомневающийся, эмоциональный.

— Какие у тебя отношения со своим героем: чем нравится и наоборот?

— Мне очень нравится мой герой, все его поступки и проявления. Не вижу ничего интересного в том, чтобы осуждать внутри себя литературного персонажа, быть недовольным им или предвзято-уничижительно подходить к какой-либо роли. Тогда для меня пропадает весь интерес в пробах воплощения персонажа на сцене.

Васенька — совершенно замечательный герой, подход к которому тоже может быть разным: от более детского — к более взрослому, от более зажатого и замкнутого — к более раскрепощенному и взрывному. Тяжело искать в себе те чувства, которые он испытывает, потому как они неподдельные, чистые, оголенные. Он из раза в раз пытается прятать их за маской отчужденности и зрелости, но у него ничего не выходит. Еще в институте я начал пробовать играть Васеньку, пробы в разные годы были очень разными, и мне интересно то направление, в котором я пробую воплощать его сейчас.

— Кто из актеров прошлого и современности для тебя идеал, кумир?

— У меня нет кумира или идеала как такового. Могу сказать, что меня восхищают актерские работы Анатолия Солоницына, Олега Басилашвили, Евгения Леонова и многих других…

— Что бы ты мечтал сыграть?

— Мне кажется, что в данном случае важен материал, ведь в хорошей драматургии почти все роли кажутся интересными. Но, по-моему, помимо этого большую роль играет воплощение материала режиссером, чтобы было интересно быть с ним в сотворчестве.

— По жизни чем интересуешься?

— Очень люблю музыку, слушаю ее почти постоянно. Увлекаюсь кино, чтением хорошей литературы. Нравится гулять пешком по городу, путешествовать, если есть такая возможность.

● ● ●

Александр Фокин. Центр драматургии и режиссуры (ЦДР). Иван в спектакле «Курьер».

В «Курьере» у него роль марафонца. В том смысле, что три часа он не уходит со сцены. Его герой — Иван — един в двух лицах: рассказчик, живописующий себя и свои приключения в далеких 80-х, который в мгновение становится их участником. Без паузы ныряет из монолога в диалог или массовую музыкальную сцену. Он ерник и фантазер, который за маской шута скрывает боль. Иногда умело, а иногда так неловко, что боль не скрыть. К тому же он прекрасно поет и двигается. Пластические способности артиста оценили еще за полгода до выхода «Курьера» на фестивале современного танца OPEN LOOK, где его курс представлял дипломный пластический спектакль «Голубка» (режиссер-хореограф Екатерина Кислова). Александр в нем исполняет главную роль — Джонатана Ноэля.

Родился Александр Фокин в Екатеринбурге. В 2020 году поступил в ГИТИС, на курс Валерия Гаркалина. Мастер умер, и курс его принял и выпускал Владимир Панков. Он-то и заприметил талантливого парня и занял в своих спектаклях: «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», «Скоморох Памфалон», а также «Театр» в «Современнике» и «Мандат» — в «Et Cetera».

— Какие у вас отношения со своим героем: чем нравится и наоборот?

— У нас с Иваном дружеские отношения, и в жизни, я думаю, мы могли бы быть, как говорится, не разлей вода. Меня безумно привлекают его легкость, его непринужденность и в хорошем смысле хулиганство, озорство. Не поступил в институт — хорошо, пойду загорать на пляже; все друзья разъехались — ничего, есть Базин, он в целом нормальный парень; мама устроила курьером — ого, курьер в Большом театре или даже в Кремле! Тоже нет — ну и ладно, придумаю что-нибудь еще! Вот такое «лицо не ответственное, скорее безответственное», и, конечно, ирония — в первую очередь к себе, которой мне как Саше Фокину в жизни часто не хватает. И я с удовольствием учусь, прививаю себе это качество, этот «взгляд с прищуром», как нам в институте все время говорил Владимир Николаевич.

А что не нравится? Юношеский максимализм, наверное, хотя у меня, я думаю, он тоже еще не прошел. Нетерпимость, критика и даже иногда высмеивание поведения и образа мыслей, которые отличаются от собственных представлений, — это его слабое место.

— Кто из актеров прошлого и современности для тебя идеал, кумир?

— Довольно много, но, наверное, наиболее значимый для меня — мой первый Мастер, человек, который, можно сказать, взял меня за руку и привел к пониманию того, что такое Театр, что такое актерское мастерство, — Валерий Борисович Гаркалин. Идеал, у которого я продолжаю учиться: каждый раз, пересматривая фильмы с его участием, спектакли, оставшиеся в записи, интервью, — первые секунды, и я не могу сдержать улыбки, будь то гомерически смешной характерный образ или глубокая драматическая роль. Его глаза и улыбка своим светом, как тонкой иглой, проникают куда-то внутрь, я не знаю куда, и наполняют тебя жизнью, любовью. Я часто вспоминаю строчки из стихотворения Беллы Ахмадулиной, одной из любимых поэтесс Валерия Борисовича, и соотношу с ними себя:

«Вид музыки так прост: он схож с его улыбкой.

Еще там были: шум, бокалы, торжество,

тот ученик его прельстительно великий,

и я — какой ни есть, но ученик его».

— Что мечтаешь сыграть?

— Никогда не мечтал сыграть какую-либо определенную роль и не думал о пьесе или материале. Еще лет пять-шесть назад даже не думал о том, чтобы заниматься актерской профессией. Но жизнь — штука довольно непредсказуемая! И проекты, роли — такой же непредсказуемый материал: то, что мне хочется изучать, находить и открывать новое в себе и, конечно, в команде, с которой работаю. Это огромное удовольствие, когда ты дышишь со своими партнерами и командой одним воздухом.

— По жизни чем интересуетесь?

— Интересуюсь всем понемногу. Как говорил Сократ, «я знаю только то, что ничего не знаю», поэтому область незнания и есть мой интерес: от кротовых нор и темной материи в космосе до Марианской впадины, история кинематографа, горные лыжи, бадминтон, шахматы, футбол… Да, давненько я не гонял мяч!

● ● ●

Екатерина Новокрещенова. Мастерская Петра Фоменко. Томасина Каверли в спектакле «Аркадия».

С первой же сцены ее Томасина-вундеркинд похожа на сорванца: ломкий голос с задиристыми нотками, ей лишь бы спорить, и чуть что — прыгает в окно. Но она по амплуа не просто травести, которая обречена на роли мальчиков в детских спектаклях. В финале это трепетная юная особа, которая хоть и открыла, сама того не зная, второй закон термодинамики, но ее в данный момент больше волнует первый вальс с Септимусом Ходжем, для которого она уже не ученица. И пубертатный возраст героини, и ее юношеская влюбленность щедро наделены обаянием Екатерины Новокрещеновой.

Екатерина родилась в Челябинске. В 2023 году окончила ГИТИС (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова). Активно снимается в различных проектах: «Конец света», «Первокурсницы», «Подростки в космосе», «Непослушники», «Страсти по Матвею», «Бременские музыканты» и других. Во время репетиций спектакля «Совершенно Невероятное Событие (Женитьба в 2 действиях)» Евгений Каменькович позвал Екатерину в работу на роль горничной Дуняши в «Вишневом саде». После этой работы Екатерина была принята в труппу «Мастерской Петра Фоменко». Роль Томасины Каверли — ее первая большая роль. По характеру она человек-контраст. И хлебом не корми — дай не согласиться и поспорить.

— Какие у тебя отношения со своей героиней: чем нравится и наоборот?

— Отношения у нас с Томасиной теплые. Принимаю ее всецело. Все ее проявления и качества. Горжусь и восхищаюсь этой девочкой. Томасина — выражение моего внутреннего ребенка. Только смелая и с врожденной гениальностью. Кстати, она мне даже снится. Как и сам спектакль. Когда у нас был выпуск, наша «Аркадия» снилась мне каждую ночь. Перестала только после премьерных спектаклей.

— Кто из актеров прошлого и современности для тебя идеал, кумир?

— У меня нет кумиров и нет идеалов. Стараюсь ориентироваться в профессии, взаимодействуя с коллегами.

— Что мечтала бы сыграть?

— Если мы говорим про сцену, то у меня нет ролей мечты. Мне кажется, в любом персонаже я смогу найти возбудитель. Мне нравится почти любое соприкосновение со сценой. А в кино я неизменно хочу сыграть Лилю Брик, набоковскую Лолиту и Масяню.

— Чем по жизни интересуешься?

— Получаю истинное наслаждение, когда изучаю мир поэзии, читаю про жизни поэтов, смотрю лекции или слушаю тематические подкасты. Обожаю гулять по просторам Ютуба. Нравится исследовать внешний мир и процессы, происходящие в нем. Работать с информацией по интересующим меня темам, собирать факты, знакомиться со статистикой, формулировать собственное мнение по этим вопросам, подкрепляя его полученными знаниями. У меня есть маленький блог, порой напоминающий дискуссионный клуб, а в другое время — детский садик, например. Бывают там и челябинские настроения. Тепло люблю этот блог…