Чудный мир по ту сторону камеры

Об этом заявил продюсер и директор Института кино НИУ ВШЭ Александр Акопов на I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные медиа: смысловые стратегии и подготовка кадров», передает информагентство ТАСС. Акопов подчеркнул, что говорит об этой проблеме не впервые. Кстати, также заявляли об этом и Федор Бондарчук несколькими годами ранее, и многие другие кинематографисты. Общую статистику нелегко найти. Но, согласно подсчетам СПбГИКиТ и МПК под руководством Ксении Леонтьевой, в 2019 году в России в киноотрасли работали 144 тысячи человек. В то же время есть любопытное исследование «Кинопоиска» и Московской школы кино, посвященное зарплатам в киносреде. Из него можно узнать много любопытных фактов. Например, что «в России избыток профессиональных актеров и актрис: вузы ежегодно выпускают около 1300 человек» и что «актеры, операторы и сценаристы — самые высокооплачиваемые профессии в кино».

Чудный мир по ту сторону камеры
© Вечерняя Москва

Так в чем же дело? Почему выпускников много, а кадров нет? Потому что речь идет об ответственной, но творческой проектной работе, требующей больших финансовых вложений. Да, кино — это искусство, но еще и бизнес. Конечно, в связи с последними событиями востребованность отечественного контента на территории страны возросла. И кино кто-то должен снимать. Но каждый хоть раз да слышал фразу «по объявлению наберут»... Ведь как доверять тому, кого не знаешь? Вот производственные компании и не хотят вкладываться в новичков без опыта работы. Как стать своим? Обрасти связями за время обучения, проявить талант, найти нужные выходы и подходы. Но тут тоже есть нюанс — обучение в популярных киношколах и вузах дорогое, не каждый готов в него вложиться. А знаний на краткосрочных курсах зачастую маловато для того, чтобы работать в профессии. Хотя, конечно, любой киноман слышал советы от мэтров кино о том, чтобы взять камеру и пойти снимать свой фильм. Но это скорее исключение. Вот и получается, что получить кинообразование не означает войти в профессию. А даже если и оказался в ней, не факт, что твой неограненный талант заметят. Вообще кажется, что киноиндустрия — сфера нестабильная: сегодня работа есть, а завтра что-то пойдет не так и нового проекта не найдешь. Вот и живешь лишь настоящим. Такое не каждому по силам и по нраву. А в звездный эшелон пробиться и вовсе непросто: нужны талант, труд, умение оказаться в правильное время в правильном месте и улыбка фортуны. Поэтому, да, желающих работать в кино много, верящих в свои силы и проходящих обучение чуть меньше, а тех, кто сумеет выдержать эмоциональное и физическое напряжение съемочного и производственного периода, едва ли не единицы. Но мечтателям дорога открыта.