Александр Клюквин: В театре молодой актер заново начинает учиться
Более 100 работ в кино, больше 200 на сцене и трудно поддающееся подсчету количество озвученных им персонажей фильмов и книг — вот послужной список актера Александра Клюквина.
«Вечерняя Москва» побеседовала с народным артистом России Александром Клюквиным накануне важной для него даты — 69-летия.
— Александр, так что из того, чем вы занимаетесь, для вас главное?
— Выделить что-то одно сложно. Но, пожалуй, все подстроено под театр. Малому я служу уже 48-й сезон. И здесь ко всей моей прочей работе относятся с пониманием.
Я же, когда бываю на спектаклях в других театрах, обычно думаю: «Господи, какое счастье, что я работаю в Малом театре!» Я человек советский, и мне не нравится, например, когда на сцене демонстрируют что-то голое и есть масса недосказанностей. Мол, додумайте сами, что я имел в виду. А я не хочу, господин режиссер! Вы пьесу поставьте так, чтобы я хотя бы понимал, о чем идет речь. Театр — это исследование человеческих взаимоотношений. Если же я вижу на сцене лишь режиссерскую задумку, не более, ухожу. Неинтересно категорически.
— А если говорить о кино?
— Наш кинематограф постепенно выздоравливает. Появляются очень хорошие фильмы, но только если они не скопированы с американских, как, допустим, некоторые сказки, которые мы с вами видели в последнее время, — с большим количеством эффектов и где актеры говорят «через губу». Но когда из советского кинематографа, лучшего в мире, и из американского, который когда-то тоже был лучшим, берется самое хорошее, творчески это переосмысливается, тогда получается кино. Школа у нас и у американцев ведь одна. Европа к ней не относится.
— Скажите, а насколько важен голос в актерской профессии?
— Очень важен. После таланта он на втором месте, потом идут удача и работоспособность. Кстати, в училище занятия по сценической речи я считал чем-то лишним. Был молодой, мало что понимал. Думал, что самое главное — актерское мастерство. Но когда пришел в театр и отработал там года три, на связках образовались узлы. Врач сказал, что их придется резать и говорить я буду мало и тихо, почти шепотом. Заявил, что надо попрощаться с профессией. Но именно в театре меня спасли. Уверили, что не надо делать операцию, вылечат и без нее. Наша заслуженная актриса Ольга Чуваева рассказала о необходимых упражнениях. Я был освобожден от спектаклей на пару месяцев, делал ингаляции. Подключилась медчасть. В итоге проблему решили, голос поставили. Теперь есть возможность им работать так, как и сколько хочу.
А вообще, в театре человек начинает учиться всему заново. Училище дает только азы, азбуку. В целом надо не стесняться разговаривать и произносить все буквы в словах и не только на сцене, но и в жизни тоже. Не «тока», «стока», «скока» и «кода», а «только», «столько», «сколько» и «когда»! Но есть в нашей профессии и секреты, в которые вдаваться следует только человеку, понимающему это. Там очень много подводных камней.
— Мне кажется, что таким количеством книг, озвученных вами, мало кто может похвастаться...
— В целом я записал их уже более 600, на очереди еще пять. Ко всему прочему озвучиваю документальные фильмы и анонсы на телеканале «Россия». В общем, тружусь с утра до ночи. Времени на то, чтобы все совмещать, конечно, не хватает. Отрываю его от семьи, от здоровья, но работать ведь надо. Хорошо, что записывающая студия теперь находится у меня дома. Благодарен жене: она ее создала. И я стал успевать делать гораздо больше. Часто после спектакля приезжаю домой и начинаю озвучивать...
— Количество работ по озвучиванию Александра Клюквина на сегодняшний день сосчитать невозможно...
— Лет 15 назад я попробовал это сделать, грубо прикинул: записей получилось около пяти тысяч. Думаю, что сейчас перевалило уже тысяч за двадцать.
— Как вам удается голосом настолько точно передавать характеры своих героев?
— Я не обыгрываю их голосом, а превращаюсь в них. Допустим, в одном из озвученных мной произведений больше 80 персонажей: дети, женщины, великаны, чудовища… А читаю-то я один. Голос, конечно, несколько меняется, но прежде всего я работаю с характерами. Превращаюсь в того человека, который говорит, причем умею это делать быстро. И, допустим, если вся книга в чистом варианте идет 15–20 часов, я с ней справляюсь максимум за сутки — с правками и ошибками, которые потом вычищаю.
Каждая книга читается поновому, потому что она написана другим автором, про других людей, находящихся в иных обстоятельствах. А для этого надо понимать, что ты делаешь, владеть профессией. Многие, кого я пытаюсь слушать, от нее, к сожалению, далеки.
— Когда беретесь за тот или иной проект, на что обращаете внимание в первую очередь?
— Пытаюсь понять, не графоманство ли это. Неинтересно, когда идет бессмысленный поток сознания с плохо подобранными словами. Видно, что человек не имеет к литературе никакого отношения. Но ему кажется, что он писатель и пишет здорово, а на самом деле отвратительно, скучно. За такие книги не берусь.
Я не люблю читать со сцены, тем более наизусть. Сразу об этом предупреждаю. Нравится, когда передо мной текст. Тогда я свободен и не думаю о том, а вдруг что-то забуду. И опять же, каждый раз буду читать по-новому, не заучивая. В этом я вижу основной талант чтеца.
Вам же все равно, есть у меня в руках книга или нет. Основное — слушать и понимать. Как в том анекдоте: вам шашечки или ехать? Вспомнил дорожную ситуацию, когда остановивший меня гаишник узнал, что именно я озвучивал Альфа, и отпустил.
Кстати, комедийный телесериал об инопланетянине Альфе, живущем в американской семье, я считаю одним из лучших. Там нет героев-подонков, нет ложной беременности и прочей ерунды, нет бесконечного «нам надо поговорить»… Альф, мой самый обожаемый герой, — юморной хулиган, но крайне доброе и любящее создание.
А вообще, больше всего мне нравится озвучивать хорошие документальные фильмы и книги. Я очень люблю русскую классику.
— Бывает ли, что критикуете свою работу, когда слушаете себя в записи?
— Просто отмечаю, где все сделал правильно, а где нет. Такое тоже бывает. Я ведь не бог. Но, как ни странно, пусть в меня начнут сейчас кидать тапки и шлепанцы, я собой доволен, лучше Александра Клюквина в озвучивании нет никого. Это жена настояла, чтобы я так сказал (смеется).
— Голос — ваш инструмент. Существуют различные способы ухода за ним. А как оберегаете его вы?
— Хоть я довольно быстро простываю, но никакие растворы и сырые яйца для смягчения и сочности голоса не употребляю. Это все вранье и ерунда. Но очень хороший способ — полоскать горло одним спиртным благородным напитком. Только он должен быть чистым, ничем не разбавленным. Можно со льдом. Более того, я пью слишком горячий чай, ем соленые огурцы и квашеную капусту, которую делают жена и теща. Для голоса вредно, но мне пока не мешает.
— А о чем думаете накануне дня рождения?
— Этот праздник я бы назвал «черт возьми, как давно я живу!». Я не грущу и ничего не анализирую. Жизнью пока доволен. Счастлив в семье, да и на работе все хорошо.
САМЫЕ ЯРКИЕ КИНОРОЛИ
Каменская-3 (2003): Евгений Якимов;Институт благородных девиц (2010–2011): Шестаков;Адмиралъ (2008): Виктор Николаевич Пепеляев;Петр Лещенко. Все, что было (2013): Федор Иванович Шаляпин;Десантура (2009): Подполковник;Оффлайн (2022): Кротов