Войти в почту

Леонид Гайдай: драма за кадром комедии

30 января исполняется 100 лет со дня рождения советского кинорежиссера Леонида Гайдая. Студент Шурик и студентка-комсомолка-красавица Варлей, троица из Труса, Балбеса и Бывалого, грозный и смешной Иван Васильевич, острый на язык товарищ Бендер, Семен Семенович Горбунков с загипсованной рукой — все эти легко узнаваемые образы пришли к нам с фильмами Гайдая.

Леонид Гайдай: драма за кадром комедии
© ИТАР-ТАСС/Архив

Но знаете ли вы, что Гайдай не интересовался комедией и тяготел к драме? О малоизвестных фактах самого известного советского режиссеры рассказывает Рамблер.

Сегодня — школа, завтра — война

Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии. Из Свободного его семья перебралась в Читу, затем в Иркутск, где Леонид пошел в Иркутскую железнодорожную школу. Будущий режиссер выпустился из школы 21 июня 1941 года. Вместе со школой закончилось детство — через несколько часов после выпускного началась Великая Отечественная война.

На волне юношеского беспечного задора Леонид отправился в военкомат уже 23 июня, но там вчерашнему школьнику отказали — не великой пользы был доброволец в первый месяц войны. И тогда Гайдай устроился рабочим в Иркутский драматический театр, куда вскоре была эвакуирована труппа Московского театра сатиры. На их спектаклях Гайдай и воспитал свой вкус в комедии, обучился приемам и немного познакомился с режиссерским делом.

В феврале 1942 года приходит очередь идти на фронт и юному Гайдаю. Поначалу на безопасном направлении — в Монголии Леонид объезжал лошадей, и лишь по окончании полкового училища попал в разведку, при отборе наврав, что знает немецкий язык.

Небольшая ложь не помешала Гайдаю самоотверженно выполнять свой долг: Леонид ходил в атаку на вражеские позиции, за что получил медаль «За боевые заслуги», на разведывательных вылазках брал «языков».

В марте 1943 года после успешного пленения немца уже на обратном пути Гайдай от усталости не успел среагировать на замеченную им растяжку — сработавшая противопехотная мина сильно повредила ногу бойца, оставив внутри множество осколков. После множества операций ногу Гайдаю спасли, но признали инвалидом и в январе 1944 года комиссовали. Боли от незаживающей раны преследовали режиссера до конца жизни. Мало кто знает, но Гайдай ходил с тростью.

Комедия как выход

Леонид Гайдай вошел в историю страны как автор самых известных советских комедий. Трудно поверить, но сам Гайдай в комедии и даже в кинорежиссуре себя не видел. Закончив после войны театральную студию при Иркутском областном драматическом театре и сыграв несколько ролей в местных постановках, Леонид Иович отправился в Москву поступать в театральный ГИТИС. На актерский его не взяли, не взяли и на театральную режиссуру, а вот в «киношном» ВГИКе Гайдаю нашлось место на режиссерском факультете.

Закончив институт и устроившись на «Мосфильм», Гайдай снял свою первую картину — драму «Долгий путь» о жизни ссыльных в Сибири. Известный и опытный кинорежиссер Михаил Ромм после просмотра «Долгого пути» ошарашил Гайдая, посоветовав тому снимать комедии. Угрюмый, молчаливый, почти не смеявшийся Леонид Иович обреченно подчинился.

Съемки фильма «Жених с того света» раскрыли прежде незнакомый самому Гайдаю талант постановки комедий. Съемки шли легко и успешно, сам режиссер с удовольствием работал на площадке, явно радуясь тому, как идет работа. Гайдай надеялся, что после удачного на его взгляд «Жениха с того света» ему доверят съемки более серьезных и масштабных картин.

Но вместо успеха фильм ждал провал — худсовет «Мосфильма» подверг картину о советской бюрократии жесточайшей цензуре, обрезав полнометражный фильм до короткометражки. Цензоры вполне могли закрыть перед режиссером дверь в профессию, но Гайдаю удачно подвернулся идеологически правильный сценарий «Трижды воскресший». Фильм про пионеров, комсомольцев, партработников и музей Октябрьской революции был совершенно безопасен для худсовета, но и зрители обошли картину вниманием.

После очередной творческой неудачи Гайдай чуть было не бросил режиссерское дело — комедии не пускает цензура, а серьезное кино не интересует людей. Во время отпуска Леонид Иович решил не брать готовые сценарии на «Мосфильме», а придумать кино самому. Так появился короткометражный фильм «Пёс Барбос и необычный кросс», открывший Гайдаю путь на большой экран. В этой картине появилась знаменитая троица Вицин, Никулин, Моргунов, и в ней же видны характерные для будущих гайдаевских фильмов динамичные погони под веселую музыку и абсурдные ситуации, в которые попадают герои.

Заложник жанра

«Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и «12 стульев» сделали Леонида Гайдая живой легендой советского кино. Его фильмы шли в широчайшем прокате, в том числе за рубежом, кассовые сборы были феноменальными, а худсовет порой уступал мнению более влиятельных лиц — так «Кавказская пленница» попала на экран только по требованию Леонида Брежнева, хотя комитет по кинематографии категорически запретил показывать фильм за аморальность и очернение образа партноменклатуры.

Несмотря на оглушительный успех в комедийном жанре, Леонид Гайдай продолжал мечтать о постановке серьезных, драматических и глубоких фильмов. Но едва заговаривая о съемках по Достоевскому или Зощенко, режиссер неизменно получал на «Мосфильме» отказ. Компромиссным вариантом стал сценарий «Инкогнито из Петербурга» по гоголевскому «Ревизору» — комедийный фильм, высмеивающий проблему чиновничьего взяточничества и лизоблюдства.

Картина получилась настолько дерзкой, что худсовет пришел в ярость, заставив что-то переснять, а что-то решительно вырезать. Продукт цензуры не устроил никого: Гайдай считал фильм худшим в своей карьере, а чиновники присвоили картине унизительную четвертую категорию с показом чуть ли не по сельским кинотеатрам.

От этого удара Леонид Иович так и не оправился. Последующие «За спичками», «Спортлото-82» и «Опасно для жизни» были лишь тенью его знаменитых фильмов 1960-х. Перестроечная "Операция ”Кооперация" и вовсе подверглись критике.

В 1991 году на съемках своего последнего фильма «На Дерибасовской хорошая погода…» Леонид Гайдай был особенно мрачен. Съемки будто бы не клеились, дубль следовал за дублем. В какой-то момент режиссер молча покинул площадку. К нему подошел исполнитель главной роли Дмитрий Харатьян, чтобы разобраться в причинах грусти режиссера. И Гайдай ответил со всей откровенностью, что устал снимать комедии и хочет взяться за что-то серьезное, например, «Идиота» Достоевского и «Бег» Булгакова. Харатьян, считавший Гайдая гением комедии, не мог поверить услышанному.

Свою мечту Гайдай так и не осуществил, скончавшись 19 ноября 1993 года. Но, пожертвовав ею, Леонид Иович оставил в истории советского кино ярчайший след — его комедии сформировали наш культурный код, разлетелись на цитаты и стали предметом подражания современных режиссеров. К уровню Гайдая с разным успехом пытались приблизиться многие советские режиссеры. Но превзойти его не смог никто.

Рамблер: главные новости