Ещё

Продюсер из Кургана против голливудских однодневок 

Продюсер из Кургана против голливудских однодневок
Фото: АиФ
Он оставил всё нажитое, перечеркнул радужный карьерный горизонт в Кургане и уехал в Москву — в никуда, за мечтой. Пяти лет хватило, чтобы стать заметной фигурой в отечественном кинобизнесе.
Пяти лет — и всего ста тысяч долларов. За такие мизерные деньги продюсер Кукушкин сумел снять фильм «Неадекватные люди», ставший заметным событием в мире кино. Это самый прибыльный российский фильм 2011 года (занял второе место — после мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица»). Фильм взял гран-при на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, заработал на прокате в шесть раз больше, чем на него затрачено, и был показан на Первом канале в передаче А. Гордона «Закрытый показ».
На это ставил Миша Кукушкин, покидая в 2005 году место генерального директора крупнейшего в Зауралье рекламного холдинга «Курьер». Реклама в Кургане без Кукушкина не закончилась, а вот российское кино приросло.
— Миша, вообще от добра добра не ищут, но, видимо, это не твой случай?
— Курган всегда был и остаётся для меня самым родным и добрым. Действительно, всё складывалось там неплохо, но я слишком чётко понимал, что моё в этой жизни — кино и надо им заниматься. Это ощущение с детства нарастало. Меня на лето увозили в Челябинскую область к дяде Гене, а он руководил клубом кинолюбителей. В армии прочитал рассказ Володи Борового «Прекращаем выживать», подумал: надо бы снять. Сняли через несколько лет, уже была за плечами студия «Мост», я тогда работал директором «Курьера». Посмотрел фильм — понял, что в Кургане серьёзно заниматься кино не получится. Так и уехал, хотя не имел специального намерения покорять столицу.
— Сам же рассказывал, что люди снимают хорошее кино и в Перми, и в Екатеринбурге…
— Сейчас — да. Техника сделала рывок, и фильмы можно снимать на бытовой камере. Сегодня и в провинции можно делать качественное кино, главное — идея. Сериал «Реальные пацаны» снимают в Перми, режиссёр (снял один из моих любимых фильмов — «Упражнения в прекрасном»), а в Екатеринбурге ребята сделали фильм «Семья алкоголика». Так что клич «В Москву!» сегодня не совсем актуален, даже для творческих людей. Есть замысел — делай, а дальше есть Интернет, Скайп, прочее.
Я-то сюда приехал на пустое место. Начал работать на сериалах, хлопал хлопушкой, попал на фильм «Путевой обходчик», который стал, можно сказать, трамплином. Поначалу фильм планировался как «эконом», а потом пришёл представитель «Коламбия Пикчерс» — американцы решили вложить в это кино деньги. И фильм вместо 15 тыс. стал стоить 2 млн долларов. А я стал вторым режиссёром. Но это по-русски так звучит художественно, а по-английски это — ассистент первого режиссёра, который всех гоняет. Опыт получил колоссальный. А вместе с ним — непреодолимое желание сделать что-нибудь своё.
Поскольку увлекался ужастиками, то и решил попробовать снять что-то в этом жанре. Снова написал сценарий, поднял на уши курганскую диаспору, помогали все, от журналистов до помощника сенатора Лисовского (за что премного им всем благодарен), а друг и бизнесмен Саша Бабочкин дал денег, целых 60 тыс. долларов, на которые мы и сняли эпизод фильма «Молодое зло». Проба вызвала благосклонные отзывы, Свердловская киностудия почти предложила контракт, и тут грянул 2008-й кризисный.
Мой фильм лёг на полку, а я остался без работы. Тогда даже дешёвые фильмы перестали снимать. Спасало меня тогда то, что в Москве я жил практически бесплатно, снимал квартиру за 3 тыс. рублей (опять же у курганцев). Кризис пересидел на канале  — делал трейлеры к фильмам, зато овладел всеми тонкостями монтажа.
— Так ли уж нужно знать монтаж продюсеру? И вообще, где начинается история успеха (а то какие-то сплошные тернии, а не звёзды)?
— В идеале продюсер должен понимать вообще всё. И быть режиссёром, кстати. В проект «Неадекватные люди» меня привела школа драмы (это моё единственное киношное образование). Учился там, познакомился с Тёмой Душкиным, а через него вышел на Рому Каримова — режиссёра из Уфы, делающего гениальные короткометражки. Почитал его сценарии, понял: это круто (был опыт, когда я читал в месяц по 200 сценариев, и стоящих было не более десяти, поэтому я понимал, что такое хороший сценарий). Время было посткризисное — всё дешево, и я просил на кино всего 100 тыс. долларов. Нашлись бизнесмены из Иркутска, которым проект стал интересен. На тот момент в «Неадекватных…» очень хотели сниматься и . Я козырнул «звёздами», и деньги дали.
— В итоге ни Верника, ни Водонаевой нет, а фильм всё равно удался.
— Пришлось расстаться с ними. Перед съёмками начались проблемы. Игорю хотелось всё перекроить под себя, график, людей, говорил: у меня есть основная работа, а ваше кино — это я так, одолжение делаю. Я понял, что мы все будем повязаны и зависнем, и отказался от их участия. То же самое произошло с Водонаевой, потом с дочерью Машкова Машей. Верник, конечно, негодовал, а меня занимал вопрос, где взять звезду за неделю до начала съёмок.
Помогла курганская журналистка Настя Селиверстова (может, кто-то помнит по «Региону-45»), она работает в московском издании и располагает телефонами звёзд. Вот она дала нам список номеров, и мы вышли на актёра . И тот, как говорится, не обломался, хотя сроки были жёсткие. Он привёл Юлю Такшину. Роль начальницы не совсем её амплуа, но она отыграла на «отлично». Фильм мы сняли быстро — за 25 съёмочных дней, потом с черновым монтажом искали либо покупателя, либо дистрибьютора.
Отказались все, кроме компании «Парадиз» и Геворга Нерсисяна. Спасибо ему: поверил и представил «Неадекватных…» на фестиваль «Окно в Европу» в Выборге. Оказалось, поверил не зря. Фильм получили пять призов и стал феноменом. Хотя за этот год, безусловно, я пережил всю гамму эмоций — от глубокого разочарования в фильме и в себе до полного катарсиса.
— Миша, почему и зачем на всех экранах Кургана всегда идут одни и те же фильмы, при этом десять голливудских на один наш?
— Потому что кинотеатры зарабатывают не столько на фильмах, сколько на попкорне и кока-коле. Им нужны фильмы, на которых люди хорошо едят кукурузу, а это фильмы из Америки. К тому же в Кургане лишь один многозальник, да и тот не позволяет себе шаг в сторону от ширпотреба. Кроме того, есть такое мнение, будто в кино ходят люди до тридцати, которым не нужны умные, нестандартные фильмы.
А с другой стороны, есть кинотеатр «Победа» в Новосибирске, который лидирует в России по сборам, и там совершенно иной репертуар: хорошие российские фильмы. Новосибирцы просто умеют работать со зрителем. Они говорят: мы создаём аудиторию. Приглашают режиссёров, организуют акции типа ночи киномана — в общем, пропагандируют киноискусство. «Победа» на одной только копии наших «Шапито-шоу» и «Неадекватных людей» заработала 700 тыс. рублей!
Конечно, проще гонять раскрученные хиты-однодневки, чем работать на перспективу, создавая аудиторию, делая её умнее и помогая отечественному кинематографу.
Будем надеяться, Курган до этого дорастёт, потому что публика зрелая — есть. Я проверял. И «Неадекватные…» собрали 150 тысяч в «России». Это хороший результат.
Видео дня. Что стало с первыми звездами «Дома-2»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео