Ещё
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Ядовитая роза
Детектив, Триллер
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет

Как русский гусляр до Америки добрался ("Челнинская неделя", Набережные Челны) 

Союз двух лауреатов
«Подвиг разведчика», «Секретная миссия»… Какие фильмы! И за оба автор сценария — Константин Исаев — был удостоен Сталинской премии. А это в 40-50-е годы вам не хухры-мухры! Возможно, именно поэтому Константину Федоровичу и доверили написать сценарий к сказке «Садко». Каковую задумал снять режиссер Александр Птушко, «заслуженный сказочник Страны Советов» и тоже, кстати, лауреат Сталинской премии.
Фильм снимали по мотивам русского онежского фольклора о новгородском торговом человеке Садко. Был он красив на лицо, душой и телом мужественен и голосом певуч, завораживал слушателей игрой на гуслях. На пиру средь купцов Господина Великого Новгорода посетовал гусляр, будь де у него злато да прочее богатство, то накупил бы товара красного, снарядил бы корабли и поехал бы искать путей к синему морю и далее… По далеким морям, по раздолью земли пронес бы он славу Новгорода!
В своем новом фильме, как и во многих предыдущих, Птушко смело использовал принципы наложения кадров, комбинированную съемку и прочие кинотрюки. Сейчас, в эпоху всеобщей компьютеризации, эти эффекты кажутся наивными и даже смешными, но тогда, в середине прошлого века, они были по сути смелыми и передовыми.
Но о трюках и процессе съемок — чуть позже. А пока расскажем об актерах, которым довелось сыграть заглавные роли.
Идейный красавец и красавица
Как вы понимаете, в ту пору это должны были быть весьма серьезные актеры. Поэтому выбор Александра Птушко пал на отлично себя зарекомендовавшего Сергея Столярова, этакого русского богатыря.
В 1935 году Сергей Столяров сыграл свою первую заметную роль в кино — летчика Владимира в фильме Александра Довженко «Аэроград». Увидев его в этой роли, режиссер Григорий Александров пригласил Столярова на роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк». После выхода картины актер с мужественной внешностью стал не просто знаменитым, а идеалом молодого советского человека. Больше того, образ Сергея Столярова был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
Фильм Александра Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции, где ему присвоили приз «Серебряный лев».
Партнершей по фильму Сергею Столярову подобрали подающую надежды актрису Аллу Ларионову. Еще во время учебы в школе она начала сниматься в кино в массовых сценах. После окончания школы поступила в ГИТИС, затем — в 1948 году — во ВГИК, где познакомилась со своим будущим супругом Николаем Рыбниковым («Девчата», «Высота»).
Когда на экраны вышел фильм-сказка «Садко», где роль Любавы доверили сыграть 22-летней Алле Ларионовой, на молодую актрису посыпались предложения от иностранных режиссеров, в том числе и от Чарли Чаплина. Но, как вы понимаете, в ту пору сниматься у западных режиссеров советским артистам, мягко говоря, не рекомендовалось.
Как Вертинскую забыли…
Еще один заметный персонаж в фильме — волшебная Птица-Феникс, которую талантливо сыграла художница (в ту пору) Лидия Вертинская (урожденная Циргвава), вторая жена великого Александра Вертинского, мать не менее известных актрис Марианны и Анастасии. Вот как она вспоминает съемки:
— Все актеры и актрисы на главные роли были подобраны. Искали исполнительницу на роль чудо-птицы Феникс. Режиссер фильма Александр Птушко придумал покрыть женское лицо птицы золотой краской. Вся съемочная группа искала актрису с оригинальной внешностью.
Кто-то рассказал Птушко, что у артиста Вертинского молодая красивая жена с нестандартной, оригинальной красотой, но она не актриса. Позвонили мне со студии и пригласили приехать на «Мосфильм», встретиться с режиссером. Я приехала, познакомилась с Александром Лукичом и его ассистентами. Мне предложили сделать цветную фотопробу, но покрыть лицо золотой краской я отказалась, зная, что это опасно. Мне сделали грим индийской красавицы, подчеркнули глаза, приклеили красный рубин на лоб, надели ожерелье и нарядную восточную корону с подвесками. Сняли лицо крупным планом.
Через два дня позвонили со студии и предложили приехать и заключить договор. Дальше возникли сложности. Для этого образа не нужны были ноги и мое «туловище». Птушко придумал положить меня животом на длинную доску, приподнять голову, снизу приделать туловище птицы, а мои руки вдеть в крылья и снимать только фронтально! Я опешила, быстро сообразила, что долго я эту съемку не выдержу. И, подумав, предложила ему свой вариант. В те годы я была очень тоненькая и худенькая, я села на стул, подобрала ноги, согнулась в коленках и стала совсем небольшой. Всем мое предложение понравилось. Мне сшили в мастерской Большого театра корсет из крепкой ткани, со шнуровкой, и меня затягивали в этот корсет, одновременно с металлическим помостом, на котором я сидела.
Затем поверх корсета надевали на меня бирюзовые оперенья. Для их изготовления использовали перья двух павлинов, купленных в зоопарке. В общем, я помногу часов была на маленьком железном сиденье на верху высокой искусственной ветки, крепко стянутая в три погибели жестким корсетом. Мои коленки были как бы грудью птицы, ноги — лапами, а руки вдеты в крылья. Движения очень ограниченные — только повороты головы, руками я поднимала крылья. А как ослепляли осветительные приборы… Однажды после удачной и долгой съемки выключили свет, вся съемочная группа зашагала к выходу из павильона, забыв обо мне. И я жалобно крикнула: «А я, меня же забыли!» Лишь тогда они оглянулись и всплеснули от удивления руками.
Конечно, мне было нелегко часами сидеть стянутой в таком трудном положении, но раз мои пробные съемки получились удачными, я решила терпеть. Потом была экспедиция в Ялту, где шли съемки в павильоне. На Одесской киностудии снимали натурные сцены, когда уже похищенную Птицу-Феникс выносят из дворца на площадь и заставляют ее усыпить воинов и слонов своим загадочным и низким голосом. А голос был не мой, меня озвучивала профессиональная актриса…
На продажу в Штаты
Когда фильм «Садко» вышел на экраны кинотеатров, рецензии были самые превосходные. А по столице развесили огромные плакаты с изображением Птицы-Феникс. Директор Художественного института им. Сурикова некто Модоров вызвал Лидию Вертинскую в свой кабинет и стал стучать кулаком по столу. Он орал, что либо она учится в институте и становится грамотным художником, либо уходит вон и снимается в кино. Вертинская очень испугалась. Но со временем сыграла-таки несколько заметных ролей в фильмах «Дон Кихот», «Новые похождения Кота в сапогах», «Королевство кривых зеркал»…
Учитывая, что в начале 50-х годов в СССР снималось не более двух-трех десятков картин, фильм получил оглушительную известность и с точки зрения политических дивидендов, и как художественное достижение советского кинематографа.
В 1963 году «Садко» был куплен режиссером и продюсером Роджером Корманом для показа в США, перемонтирован и переозвучен по новой версии. Сценарий для английской версии написал 23-летний Фрэнсис Форд Коппола. При этом фильм стал называться «Волшебное путешествие Синдбада». Так русская былина превратилась в американский экшн-фэнтези.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео