Ещё
Российские актрисы, популярные за рубежом
Российские актрисы, популярные за рубежом
Актеры
Телешоу "Слабое звено" возвращается в эфир
Телешоу "Слабое звено" возвращается в эфир
ТВ
Лучшие фильмы, в которых снялся Дональд Трамп
Лучшие фильмы, в которых снялся Дональд Трамп
Фильмы
Том Круз поможет Меган Маркл вернуться в кино
Том Круз поможет Меган Маркл вернуться в кино
Актеры

Кино про взрослую любовь 

Кино про взрослую любовь
Фото: ТАСС
Римский кинофестиваль оставил смешанные чувства. В этом году в качестве его главы дебютировал известный кинокритик и киновед . До этого он семь лет был художественным руководителем Венецианской выставки кинематографического искусства. С его приходом римский смотр сразу сменил формат: у своих истоков шесть лет назад он замышлялся как народный «Праздник кино» — у первых двух фестивалей даже не было профессионального жюри, победителя выбирали зрители. Теперь это — пир интеллектуального авторского кино, более известного и понятного критикам и специалистам.
Автора, автора!
Следуя этой логике, как и положено, победил очень «авторский» фильм «Девушка из Марфы». Новую работу знаменитого нью-йоркского фотографа, а ныне постановщика, оценил его молодой коллега по цеху режиссёр независимого американского кино , возглавивший очень «авторское» жюри. В него входил и российский режиссёр , автор широко известного «Ночного дозора», больше, правда, сейчас работающий в Голливуде.
69-летний Кларк — один из самых известных современных разработчиков «подростковой темы». Начинал он с фотографий, которые за натуралистическую откровенность даже называли «детской порнографией». На самом деле он пытался запечатлеть момент взросления, рассказывая о том, что «делают все подростки, но тщательно скрывают от родителей». Он показывает просвещение, основанное на сексе, наркотиках, рок-н-ролле, и всё это создаёт атмосферу неформального искусства.
В 1990-х Кларк прогремел откровением о жизни молодёжи с Манхэттена в фильме «Детки». В «Девушке из Марфы» продолжается тема взросления и формирования личности в подростковом возрасте. «То, что происходит сейчас, формирует твои ощущения на всю оставшуюся жизнь», — говорит Кларк. Только место действия перемещается из Нью-Йорка в американскую глубинку — техасский городок Марфа на границе с Мексикой.
Режиссёр признался, что оказался там случайно и был поражён столкновением реальностей и культур в «этой дыре»: с одной стороны — полицейские из пограничного пункта, борющиеся с незаконными мексиканскими иммигрантами, с другой — коммуна хиппи. К тому же там сохраняется острый конфликт между живущими в Марфе белыми и афроамериканцами — то, что Америка, избравшая на второй срок чернокожего президента, упорно пытается представить изжитым фактом. В итоге в центре повествования — молодой человек Адам и девушка Мерседес в исполнении подобранных на месте претендентов. В фильме вообще почти нет профессиональных актёров. Съёмки начались без сценария, который писался и менялся в процессе, в зависимости от того, что узнавал режиссёр.
Кларк заявил, что думает уже о продолжении истории «Девушки из Марфы»: сейчас Адаму и его подружке по 16 лет, вторая серия — им по 17 и третья — 18, то есть совершеннолетие. Главное, найти финансирование до того, как «детки» подрастут. Это трудная проблема, объясняющая, почему от Кларка не было ничего слышно несколько лет. У него сорвалось несколько проектов: деньги кончались, а герои перерастали свой экранный возраст, а, по мнению режиссёра, лучшие фильмы о подростках — когда в них играют сами подростки.
Придерживаясь неформальной линии, Ларри Кларк отказался от широкого проката своей ленты, которую можно будет увидеть только на его собственном сайте в Интернете. Larryclark.com. он создал как альтернативу кинотеатрам и кинопрокату, «самой коррумпированной системе», по его словам. Картина будет выложена с субтитрами на разных языках, обещал режиссёр.
Киноцентр евразийского масштаба
Большой знаток фестивальной системы — помимо Венецианского в его активе фестивали в Локарно и Пезаро, которые он поднял из «пепла», — Мюллер решил сделать из Рима «недостающий Италии» центр аудиовизуального искусства, по собственным словам, «евразийского масштаба». Недаром одной из фестивальных площадок в этом году стал музей современного искусства MAXXI, построенный по проекту выдающегося архитектора Захи Хадид. А в беседе со мной за сутки до открытия смотра Мюллер ссылался на опыт Нью-Йоркского фестиваля, который родился в знаменитом музее «МоМА». Его «новая формула» для Рима заключается в сочетании «вечных ценностей кино с новыми экспериментами».
«Кино всегда было искусством синтетическим, которое охватывало все другие — музыку, живопись, литературу. Только таким образом кино может оставаться среди форм выражения искусств. Кино — превосходный вор. Потому что ворует у видеоарта, ворует у театра, использует музыку в новой форме, вслед за обновлением самой этой музыки», — считает Мюллер.
По сути, он перенёс в Рим «свою Венецию». Мюллер при крайне сжатых сроках подготовки вообще собрал в Риме многих своих давних друзей, которые были его частыми гостями в Венеции. И это тоже вызвало определённую полемику. Например, в отношении выбора в качестве фильма-открытия новой картины россиянина «В ожидании моря». Автор великолепного «Лунного папы» с Чулпан Хаматовой на этот раз сильно разочаровал публику и привёл в недоумение критику, не понявшую, что же он хотел сказать людям.
В полемику переросла и церемония награждения, когда на сцену за призом — барельефом императора Марка Аврелия вышла итальянская актриса за роль в картине соотечественника Паоло Франки «И это они называют летом». Лента была, к удивлению знатоков, удостоена премии за лучшую режиссуру, хотя в кулуарах её называли худшей из всех представленных работ.
Наконец, спорными оказались и итоги фестиваля в цифрах: доходы от продажи билетов на 15 процентов ниже, чем в прошлом году. Организаторы объясняют это следствием общего экономического кризиса, указывая на больший интерес к смотру со стороны журналистов — на 15 процентов больше аккредитаций. Критики же говорят о явном недостатке «звёзд» по сравнению с предыдущими смотрами. Программа была составлена сплошь и рядом из малоизвестных и, следовательно, малопривлекательных для широкой публике имён. Из международных знаменитостей фестиваль посетили лишь , представивший вне конкурса новый фильм со своим участием, и , сыгравший в китайской ленте Фэя Сяогана «Назад в 1942». Многие расценили, что скудость на громкие имена не отвечает высокому бюджету, который был выделен «под Мюллера».
Эрос правит балом
Несколько однообразной была и тематика фильмов. Более половины картин посвящены любви — теме, безусловно, вечной и неисчерпаемой, но представленной через какие-то экстремальные и натуралистически плотские формы. И фильм Кларка, как ни странно, оказался неожиданно «мягким» в этом отношении. Наиболее провокационным стал премированный «И это они называют летом». Даже председатель жюри Николс назвал его неоднозначным. «Этот фильм разозлил и нас, но он не оставляет равнодушным, о нём будут говорить, ненавидя или обожая», — сказал Джефф Николс. Более романтична история любви в ленте француженки «Рука об руку» — о неразрывной связи продавца зеркал с периферии и директрисы престижной балетной школы. Исполнитель главной роли в этой картине Жереми Элькайм был удостоен премии как лучший актёр. В фильме , сына легендарного и брата Софии, уже признанного режиссёра, «Умопомрачительные фантазии Чарли Свона III» экстравагантный персонаж в исполнении Чарли Шина пытается нетривиальным способом забыть бросившую его возлюбленную.
Но наиболее тонкий эротизм продемонстрировала российская картина конкурса — лента «Небесные жёны луговых мари». Это 23 коротких, некоторые по минуте, вполне благопристойных зарисовок о плотской сущности женщины, причём из Марий Эл, на марийском языке. Федорченко, признанный мастер псевдодокументалистики, назвал свой фильм «документальными сказками для взрослых» на фольклорном материале. Автором сценария выступил его давний соавтор , который придумал несуществующие ритуалы вымышленного народа меря в «Овсянках» — картина участвовала при Мюллере в Венецианском фестивале. Там всё выглядело настолько убедительно, что, помня о том фильме, теперь сложно догадаться, что в «Небесных жёнах» вымысел, включая язык, а что — действительно исчезающие традиции, изучением которых занимается Осокин.
Российский след
Российский кинематограф был широко представлен на этом фестивале — усилиями Фонда кино, заявлявшего российские картины, и бессменного ассистента Мюллера, консультанта по кино России и СНГ Алёны Шумаковой. И хотя наши фильмы не были удостоены официальных наград, можно говорить о настоящем успехе нашего кинематографа.
«Российское кино переживает активную фазу развития, оно идёт вперёд. Этим оно и привлекательно. И ещё один очень положительный аспект современного российского кино заключается в том, что оно продолжает искать пути, чтобы выстроить диалог с самыми разными зрителями, выйти за пределы территории России и бывшего Советского Союза. В этом и заключается его путь, и мы хотим быть свидетелями каждого этапа этого пути», — сказал мне в интервью Марко Мюллер.
Римский смотр ещё раз продемонстрировал, что российское кино заняло прочное место на ведущих европейских фестивальных площадках. Помимо «Небесных жён» Федорченко в основном конкурсе участвовала новая работа «Вечное возвращение. Кинопробы». Фильм официально представлял Украину. Но как не назвать заслужившую статус патриарха советского и постсоветского кино Муратову российским режиссёром, а её картину с , , и  российской?
С наибольшим энтузиазмом был принят фильм «Танец Дели», который участвовал как раз в секции «СинеMAXXI». Это целых семь фильмов, семь эпизодов с участием одних и тех же персонажей, которые рассуждают о смысле существования — любви, смерти, боли и искусстве. И всё — через описание волшебного, необычного танца, родившегося в воображении талантливой танцовщицы после соприкосновения с болью, страданиями, грязью и нищетой города в Индии. Собственно танец так и не показывается, потому что он — сама жизнь «под музыку биения сердца». Родилось это глубокое по смыслу произведение из одноимённой пьесы Вырыпаева-драматурга, по которой Вырыпаев — театральный режиссёр поставил спектакль в Польше. Оттуда родом исполнительница роли «танцовщицы» . В картине также заняты , , и .
Нашлось место русским даже в программе «Перспективы», посвящённой исключительно итальянскому кино. В неё попал фильм совместного российско-итальянского производства «Итальянские сюжеты», в котором сыграл одну из ведущих ролей известный российский актёр .
В ближайшее время таких совместных проектов станет больше. Способствовать копроизводству фильмов будет созданная на базе фестиваля Российско-итальянская киноакадемия. Инициатива реализована российским Фондом кино и при поддержке министерств культуры РФ и Италии.
В европейской кинопрактике давно не существует понятия «национального кино» с точки зрения финансированная и продюсирования. В создании фильмов участвуют несколько стран. Несмотря на традиционно тесные связи между Россией и Италией в разных областях, практика совместного кинопроизводства до сих пор была не слишком распространена.
Видео дня. Какую шутку Раневская не простила Рине Зеленой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео