Ещё

Самая новогодняя сказка ("Челнинская неделя", Набережные Челны) 

Самая новогодняя сказка ("Челнинская неделя", Набережные Челны)
Фото: Голос России
Традиция ставить эту киноленту в эфир есть не только в России. В Чехословакии и в Польше ее тоже показывают на каждый Новый год. Правда, называется она там режущим русское ухо словом «Мразек».
Америка. 34 года спустя…
«Какая-то фантазия про хвастливого, придурковатого парня, превратившегося в медведя, 11-летнюю аутистку, которую он хочет соблазнить, идиотский дом с ногами, неблагополучную семью уродливых русофилов, длиннобородого уродливого парня, который замораживает деревья и убивает птиц, санки похожие на свинью, гибонообразного гнома».
«Да, этот фильм кажется ужасным. Но в нем присутствует нездешний сюрреализм…». «Хуже всего, что этот фильм называют детским! Это ужасающая, шизофреническая, психопатная мешанина! Если бы я посмотрел этот фильм в детстве, я бы сошел с ума!»
Как вы думаете, о каком фильме эти нелестные отзывы? В это трудно поверить, но именно так американские кинозрители в конце 1990-х оценили великолепную сказку «Морозко», которая в их прокате шла под названием «Father Frost» («Отец Мороз»)!
«Морозко» вызвал бурю эмоций и вошел в список 100 худших фильмов всех времен. Американцы, в большинстве своем мало интересующиеся кинопродукцией других стран, узнали о русском фильме 34-летней давности случайно. Хотя в 1965 году «Морозко» завоевал на фестивале в Венеции главный приз — «Золотой лев» в разделе детских и юношеских фильмов. И в этом же году получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Но, как уже было сказано, на массовый американский экран попал лишь в конце 90-х. И извращенные коммерческим телевидением штатовцы его просто не поняли…
«Нехороший номер» на качество не повлиял!
Но хватит о грустном! Лучше давайте проникнем в заэкранье и узнаем о том, как создавалась эта замечательная картина. «Морозко» был 13-м по счету фильмом в багаже режиссера-сказочника Александра Роу. Его сюжет связан с фольклором, прежде всего, с мотивами многочисленных вариантов сказки «Морозко» и сказки «Об Иване с медвежьей головой». Авторы сценария и Михаил Вольпин — знатоки русского фольклора, талантливые, опытные сценаристы-комедиографы — создали великолепную литературную основу фильма. В нем много сказочных чудес, сделанных с большим мастерством. На глазах у зрителей появляется и исчезает старичок-Боровичок, деревья мгновенно покрываются инеем, дубинки, заброшенные героем много времени назад, падают на головы разбойников.
А чего стоят сани-самокаты! Этот трюк делался методом обратной съемки. Сани привязывали на длинном металлическом тросе к мощному грузовику. При этом пленка в кинокамере крутилась в обратном направлении. Впервые этот способ съемки Александр Роу применил еще в 1937 году в кинофильме «По щучьему велению».
Для Бабы-яги в заполярном лесу построили деревянную избушку, которая приводилась в движение с помощью специальных рычагов. Вторую — танцующую — сделали из поролона. Немало усилий прилагалось и режиссером, и актерами, чтобы фильм стал настоящей волшебной сказкой для детей.
Но мало кто знает, что на самом деле есть две отечественные версии этой русской сказки. Первого «Морозко» сняли еще в 1924 году. Это был первый советский фильм, который делали на только что полученной из-за границы новой аппаратуре. Даже кинопрожекторы тогда были в диковинку.
Сейчас это называется кастингом…
На роль Морозко был сразу определен , любимец режиссера. Сказочного Ивана доверили играть , а Настеньку — школьнице из Ленинграда Наташе Седых.
С четырех лет она занималась фигурным катанием. Когда Наташа поступила в балетную школу Большого театра, со спортом пришлось расстаться. Однако «коронный» номер Седых, потрясающе красивый «Умирающий лебедь», помнили долго. Однажды ее уговорили выступить с этим номером на большом новогоднем празднике. Танец 15-летней Наташи увидел по телевизору Александр Роу. И пригласил девушку на кинопробы.
— На моей кандидатуре настоял сам Роу, — вспоминала «Настенька», — хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да еще и пищит, как мышь (уж очень высокий у меня был голос). Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталия Седых! «Только сделайте с ней что-нибудь, — попросил он гримеров, — чтобы она выглядела хотя бы на 16 лет».
Перед фотопробами Наташа смотрела на фотографии своих потенциальных соперниц по «Морозко» и думала: «Какие же они все красивые, что мне тут делать?». В финале осталось две: Наташа и , которая к тому времени была уже известной актрисой. Наташа была уверена, что выберут именно Надежду, поэтому особенно не заморачивалась. Но через два месяца ей позвонили и сказали, что она может приступать к съемкам. А после выхода фильма на экраны, в Седых влюбилась половина мужского населения Страны Советов!
(Марфуша) в съемочную группу «Морозко» попала случайно. Инна Михайловна так вспоминала о том, почему именно ее, студентку театрального училища имени Щепкина, выбрали на роль Марфушеньки-душеньки:
— У нас была замечательная комедийная актриса , и Александр Артурович хотел снимать ее. Меня увидела в институте ассистентка и предложила режиссеру такую смешную девчонку. Мы пробовались вместе с Тамарой Носовой. Мне, конечно, очень хотелось сниматься, но про себя я думала, что выберут Носову. Однако выбрали меня. На пробах мы грызли орехи, я их очень хорошо грызла, не щадя зубов своих. Наверное, поэтому Александр Артурович меня взял… В «Морозко» я играла дурашливую девчонку. Когда позвали на озвучание и я увидела себя на экране… так расстроилась, даже плакала. Какая я страшная… Я ж не такая, говорила себе.
После этого Инна решила больше не сниматься в кино. Но — слава небесам! — свое решение со временем изменила. И теперь мы знаем ее как блистательную актрису театра и кино.
Героический поступок Милляра
Если «Морозко» — 13-й фильм Роу, то роль Бабы-яги — восьмая по счету у актера . Как и в других картинах, живет Баба-яга в избушке на курьих ножках, летает в ступе, положительного героя собирается в печке изжарить — вроде бы классическая, так сказать, ведьма, а в то же время и несколько иная: постарела, подряхлела, силы поубавились, радикулит старую замучил. Да и в своих колдовских волшебствах разуверилась.
Получая роль, Милляр в своем блокноте рисовал героя, не ожидая эскизов художника. Собственно, часто он становился изобретателем костюма и грима своих персонажей. В работе над ролью он шел от внешней характеристики: «Сначала я вижу фигуру, грим, костюм, походку, позже приходит речь. С текстом обращаюсь жестоко, фильтрую его, избавляясь от многословия».
Что интересно, именно Милляр… практически спас «Морозко». Было это так. Фильм снимали под Звенигородом, в деревне Гигирево, которую киношники в шутку называли ГигиРоу. Пленка с отснятым материалом хранилась в подвале двухэтажного кирпичного дома, где жила съемочная группа. Снимали всю зиму, пленки упаковывали в целлофановые пакеты и укладывали в коробки.
В конце февраля работа была почти закончена. Однажды съемочная группа уехала доснимать какие-то незначительные кадры. Вдруг видят, к ним бежит женщина из деревни, крича: «Ребята! Скорей! Там трубу прорвало! Подвал с вашими пленками затопило!». Киношники бросились к машине, безнадежно думая при этом: «Все! Конец фильму!». Но, подъехав к дому, увидели потрясающую картину: на снегу свалены коробки с пленками, а Милляр, мокрый, в семейных трусах, босиком по снегу выносит из подвала последнюю коробку. Когда трубу прорвало, его разбудила хозяйка, и он в чем был с постели побежал спасать пленки. Ключ от подвала найти не могли, но щупленький Милляр плечом (!) выбил дверь. Из дверного проема хлынула вода, а на улице 20 градусов мороза… Когда Милляр влез в подвал, вода доходила ему до пояса. Он жутко окоченел, но пленки спас.
Благодаря героическому поступку «Бабы-ёжки» мы с вами, наши дети (и внуки) и по сей день можем наслаждаться веселой и поучительной новогодней сказкой!
Видео дня. Что стало с первыми звездами «Дома-2»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео