Ещё
РПЦ настаивает на создании сериалов о многодетных
РПЦ настаивает на создании сериалов о многодетных
Сериалы
Когда выйдет продолжение «Гарри Поттера»
Когда выйдет продолжение «Гарри Поттера»
Фильмы
Украинские актрисы, вернувшиеся в российское кино
Украинские актрисы, вернувшиеся в российское кино
Актеры
Сиквел культового фильма лидирует в русском прокате
Сиквел культового фильма лидирует в русском прокате
Фильмы

Зачем Сталин переписал Пушкина 

Зачем Сталин переписал Пушкина
Фото: ТАСС
Официальной датой рождения русского кино считается 15 октября 1908 года. Если же вести отсчёт по кино-пушкиниане, то оно старше на целых полтора года. В начале 1907-го Александр Дранков в летнем театре «Эдем» Санкт-Петербурга перенёс на плёнку фрагмент трагедии «Борис Годунов» в исполнении артистов одного из столичных театров. Фильм не удалось снять до конца. Исполнитель роли Бориса разругался с режиссёром и бросил дело на полдороге. Однако в августе того же года ленту под названием «Сцены из боярской жизни» всё же демонстрировали в Петербурге. Это было первое появление пушкинских персонажей перед кинозрителями. Великий и немойЗа десять последующих лет отечественное кино обращалось к текстам Пушкина 52 раза. Живой классик , проживший полтора десятилетия при синематографе, не мог похвастаться таким вниманием к своим произведениям. Конечно, не всё в кинопушкиниане было ровно и равновелико. В неюбилейном 1911 году к текстам поэта обратились тринадцать раз. В 1916-м создали лишь одну экранизацию. Зато какую! «Пиковая дама» с  в роли Германна считается одним из шедевров мирового немого кино. Начиналось так. Бывшие офицеры, купцы, фотографы и просто люди с день-гами бросились не в искусство — в новое коммерческое предприятие. Их первые рекламные слоганы гласили: «Выделка лент для кинематографа по умеренным ценам». Словно речь шла о скорняжной мастерской. Неофиты быстро сообразили: для хороших продаж и продвижения на экранах нужно имя, известное во всей Российской империи. Не сговариваясь, остановились на А. С. Пушкине. В раннем немом кино экранизировано несколько стихотворений поэта, видеть которые в XXI веке кажется немыслимой архаикой. «Воевода» (1911), «Жених» (1912), «Под вечер осени ненастной…» (1916), «Чёрная шаль» (1917) стали событием своего времени по прецеденту работы кино с малыми формами поэзии. Первой же «чистой» экранизацией была лента «Бахчисарайский фонтан» (1909) по сценарию Якова Протазанова. Правда, её не выпустили на экран по причине технического брака. Вскоре на экранах России появились и сказки Пушкина. Примечательно, что «Сказку о рыбаке и рыбке» (1911) первыми экранизировали братья Патэ. А  монопольно снял для России «Сказку о спящей царевне и семи богатырях» (1914). Ярким примером парадоксальной конкуренции в немом кино служит четырёхкратное обращение к поэме Пушкина «Братья-разбойники». Первая экранизация с Иваном Мозжухиным в роли одного из братьев поставлена ещё в 1911 году. И даже не попала в прокат. Быть может, по этой причине и сохранилась до наших дней. Версия Владимира Кривцова вышла 18 сентября 1912 года и быстро канула в Лету. А вот фильмы «Руслан и Людмила» (1915) и «Симфония любви и смерти» (по «Моцарту и Сальери») (1914) оказались серьёзными попытками донести до российского кинозрителя слово поэта, переложенное на зарождающийся киноязык. Из фильмов, снятых по А. С. Пушкину до Октябрьского переворота, на сегодня сохранилось пятнадцать. От коротких и безвкусных лубков до полнометражной «Пиковой дамы». О которой, кстати, в одном из изданий 1916 года появилась и такая строка в рецензии: «Спасибо. Я узнал своего Германна… Всех узнал. А. С. Пушкин». Уцелела и лента, вызвавшая в 1910 году возмущение большей части просвещённой России. Речь идёт о фильме «Жизнь и смерть А. С. Пушкина», поставленном Василием Гончаровым. Он охватывал все вехи биографии поэта: от детских лет до смертного одра. Юного Сашу играл толстый актёр с приклеенным носом и бакенбардами «под Пушкина». Появляясь при дворе, поэт угодливо кланялся вельможам без разбора чинов и возраста. В гостях у Пушкина 1830 года можно видеть рядом с ним уже убитого и , с которым поэт ещё не был знаком. Посещение Пушкиным, с портфелем под мышкой, государя Николая I заканчивалось поцелуями рук монарха. Убогость технических средств, декларативное невежество, историческая ложь — всё это создало фильму самую дурную репутацию на десятки лет. «На редкость пошлое и лживое действо, марающее грязью нашего великого соотечественника». Так писали об этой ленте и до, и после 1917 года. В отрыве от марксизма Начавшаяся в России Гражданская война быстро свела на нет огромную кинемато-графическую деятельность частных предприятий. То, что три кинофирмы в 1918 году обратились к «Повестям Белкина», характеризует Пушкина как некую личность, остававшуюся эталоном нравственности, культуры, чести и художественного уровня в абсолютно разрушенной стране. Фильмы «Выстрел», «Метель» и «Станционный смотритель» — яркое тому подтверждение. Все три ленты, по странному совпадению, начинались одним режиссёром, а заканчивались другим. Все стремились к максимальному сохранению пушкинского слова. Более других, пожалуй, удалась «Метель», где выдающаяся русская актриса выступила в роли соавтора сценария и исполнительницы роли Маши. Она же довела режиссуру брошенной постановки до конца, по-женски тонко и точно уловив лирическое звучание повести. Двадцатые годы. Разруха. Беспризорность. Тиф. НЭП. Новой стране было не до Пушкина в кино. До поры до времени. Двадцать второго сентября 1925 года на суд советских зрителей представлен фильм «Коллежский регистратор» по повести «Станционный смотритель». Постановщики и  постарались учесть все творческие просчёты и ошибки предшественников. Быть может, поэтому фильм, считавшийся эталоном пушкинских экранизаций немого кино советского периода, заслужил право к 25-летию быть полностью восстановленным и озвученным. В этой картине была впервые произведена «модернизация Пушкина». Но такая скромная, что о ней более и говорить не стоит. Между тем близился первый советский пушкинский юбилей — 90-летие со дня смерти. Молодое советское кино избрало для выполнения ответственной миссии. Почти десять месяцев режиссёр трудился над фильмом «Поэт и царь» (1927) о последнем периоде жизни Пушкина. Гардин обстоятельно изучил архивы Пушкинского Дома ИРЛИ АН СССР. Посетил исторические места, связанные с последними днями поэта. Провёл колоссальную работу по актёрским пробам. Даже для массовки отбирал одного статиста из ста. Ему помогали четыре энергичных ассистента. Почему же итог его усилий расценили как «костюмно-исторический фильм»? Почему Владимир Маяковский счёл его «потрафлением самому пошлому представлению о поэте»? Ведь по всей стране на первую советскую кинокартину о Пушкине выстраивались огромные очереди. Изначально режиссёр свёл экспликацию фильма к краткой фразе: «Величие героя, истинного носителя передовых идей времени, и казарменная ограниченность фельдфебеля на троне». Об этом он и снимал кино. Которое смотрел народ, сопереживавший прежде всего Пушкину-человеку. У которого, в сущности, произошла такая же глубоко личная драма, какая может случиться с любым семейным человеком. Где и когда угодно. А вот власть уже хотела видеть на экране «русского национального гения и творца, уничтоженного царём-тираном». Авторов фильма упрекали в том, что они чрезмерно увлеклись личными мотивами жизни поэта. Тем не менее «Поэт и царь» навсегда останется в истории отечественного кино единственным автор-ским фильмом о Пушкине, куда власть не успела сунуть свой нос. Кинофильм «Капитанская дочка» появился на экранах СССР в конце сентября 1928 года. Сценарист на тот момент был увлечён идеей «исправления исторических ошибок» писателей прошлого. И от пушкин-ского текста он отошёл. превратился в любовника Екатерины II. Его слуга Савельич стал адьютантом Пугачёва. А Швабрин — продолжателем дела Александра Радищева. Но виноват не только сам сценарист. Он просто был одним из представителей модного в 20-е годы прошлого века модернистского течения. Ведь и  тех же лет, загонявшая пинками кирзовых сапог Вронского под несущийся паровоз, приговаривала: «Ты мне всю жизнь сломал, сука белогвадейская!». Кстати, за «Капитанскую дочку» Виктора Борисовича Шкловского обвинили в «отрыве от марксизма». И это во времена, когда в стране идёт «шахтинское дело». Пришедший в кино звук внёс изрядное разнообразие в экранизации литературной классики. Заговорили пушкинские герои. Заговорил и сам Пушкин. Но уже под личным контролем вождя. Вопросы киноискусства товарищ Сталин решал в одном ряду с делами государственной важности. 29 января 1936 года, после насыщенного трудового дня в Кремле, он посмотрел два новых фильма подряд: «Семеро смелых» и «Дубровского» Александра Ивановского. По первому фильму замечаний не было. А вот пушкинский финал благородного разбойника Иосифа Виссарионовича разочаровал. Поэтому он предложил финал ленты переснять, введя «мотив возмездия». И объяснил, как и что надо сделать, чтобы «фильм зазвучал ещё лучше». Организовали на экране небольшое крестьянское восстание. Троекурова Сталин предлагал «потрепать». Не мелочась, пристрелили. Ну а Дубровский умер сам от ран, чуть-чуть не дожив до светлой минуты народного торжества. Ровно через десять дней Сталину представили новый финал фильма. А уже через неделю выпустили во всесоюзный прокат. Обретение голосаК столетней годовщине гибели Пушкина вышло сразу два биографических фильма о поэте: «Юность поэта» и «Путешествие в Арзрум». Государственная начинка этих культпросвет-пирожков сочилась по всем краям. Лицеист Пушкин затевает драку с однокашником в церкви во время молебна. Уже за одно это фильм можно отнести и к антиклерикальным, и к просоветским. А ему дали золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже. «Путешествие в Арзрум» замахнулось на большее. Пушкин читает вольнолюбивые стихи в походной палатке во время военных действий. Его слушают разжалованные и сосланные на Кавказ декабристы. При штурме крепости турками они гибнут на глазах у потрясённого поэта. Подобных эпизодов-фантазий было несколько. Но поражало другое. Александра Сергеевича играл  — прекрасный, на ту пору лучший в СССР чтец-исполнитель пушкинских произведений. Но даже в гриме он был похож на поэта, как, скажем, товарищ Молотов на балерину Лепешинскую. Весной 1939-го «Мосфильм» выпустил ленту «Руслан и Людмила». Интересно подбирался типаж главных героев. Руслана играл  — белокурый статный красавец, легко сменивший френч человека сталинской эпохи на кольчугу романтичного витязя. А вот с Людмилой вышло посложнее. На эту роль в итоге утвердили актрису из отнюдь не первых красавиц экрана. Ленинградку Людмилу Глазову — артистку яркого комедийного амплуа. Экранная тёзка в пушкинской экранизации у неё получилась отменная. На просмотре фильма нового наркомвнудела Берию спросили о впечатлении в целом. Лаврентий Палыч начал с частностей: «Да за такой бабой на коне в Антарктиду поедешь, а не то что там в какое-то Лукоморье!» Тоже — большой знаток. И Пушкина, и географии. На некоторые проекты кино в предвоенные годы было наложено жёсткое вето. Например, не дали снять «Пиковую даму», хотя известны как минимум три попытки экранизации повести в конце 1930-х. Люди сведущие говорят, что Сталин втайне ценил немую картину 1916 года и не желал перемены своих впечатлений. Вполне возможно. Лишь в послевоенном 1947-м в фильме Лео Арнштама «Глинка» на советских экранах вновь появился Пушкин. В исполнении . С этой ролью народного актёра связана одна из наиболее странных сплетен советского кино. Алейникова в роли Пушкина-де освистали, ошикали и высмеяли. Я лично опросил более тридцати ныне здравствующих зрителей 1940-х годов: было ли такое на самом деле? Старики единодушно утверждают — нет. Более того, Пётр Мартынович играл поэта на редком уровне лёгкости, создав воздушный, но не эфемерный образ гения. Вероятно, именно это и не понравилось кому-то наверху. Пушкин неожиданно появился таким, каким его уже давно не писали художники и литераторы советской школы. На экране мелькнула нотка подлинности «той самой эпохи». На том же «Мосфильме», пятью годами спустя, снят фильм под названием «Композитор Глинка» (1952). Ремейк в эпоху малокартинья сталинского финала — уникальное явление в тоталитарном кинематографе. Особенно если постановка доверена комедиографу Григорию Александрову. На роль поэта он выбрал актёра . Вот такой Пушкин — обезличенный — устроил всех: и массового советского зрителя, и многотысячную армию пушкинистов, и лично товарища Сталина. Ещё при жизни вождя на киноплёнку перенесли оперу «Алеко» по пушкинским «Цыганам». А вскоре после его смерти запечатлели «» в исполнении тогдашних звёзд ГАБТа. Четыре последующие классические кинооперы — «» (1959), «Пиковая дама» (1960), «Моцарт и Сальери» (1962), «Каменный гость» (1967) — разрабатывали необычную тему. Соединение лучших драматических актёров того времени с лучшими оперными голосами давало поразительный эффект синтетического воздействия на зрителя. Например, трудно себе представить иную , нежели её воплощение на экране , которую наделили голосом Галины Вишневской. Хрущёвская оттепель отметилась в кинопушкиниане единственной художественной лентой — фильмом «Капитанская дочка» (1959). Получившим на XII МКФ в Локарно «Золотой парус» с формулировкой: «Наиболее сенсационному произведению». Кратко описать судьбу кинопушкинианы после 1964 года — задача немыслимая. Но некоторые вехи за полстолетия нуждаются в особой отметке. К сожалению, образ поэта так и не нашёл достойного воплощения на экранах СССР и России. Собственно говоря, и попыток таких не делалось. Личность Пушкина на киноплёнке постепенно сошла до уровня комедийных скетчей и вставных номеров в полнометражные ленты, не имеющие прямого отношения к поэту. Киноверсии повестей «Метель» (1965) и «Выстрел» (1967) дали старт новому витку «осовременивания» Пушкина. Из жанра эти переделки прозы поэта не выбивались, но смотрелись местами дико. Хотя опять же впечатляюще. Модернизму тоже надо предаваться умеючи. Да ещё и с чувством меры. Не говоря уже о вкусе. К 175-летию со дня рождения А. С. Пушкина в огромной стране с десятками киностудий вышел всего один фильм: «Если это не любовь, то что же?» Всё по той же «Метели». Молодого красавца-гусара и нравственного страдальца Бурмина играл 48-летний комик . Моей знакомой девушке-аспирантке недавно удалось посмотреть это эпохальное кино. «Прикольно, — сказала она. — Только малёк педофилией отдаёт». Режиссёры в роли жонглёровМеня же лично, к примеру, всегда очень впечатлял фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Режиссёр завершил незаконченную прозу поэта, домысленную сценаристами и . При этом не побоялся смешения жанров, стилей и исторических мотивов. И получилось очень неплохо. А вот исполнитель роли Абрама Ганнибала Владимир Высоцкий клял свою работу — лучшую и единственную главную роль на экране — до последних дней жизни. Иногда происходили вещи странные. , постановщик «Маленьких трагедий» (1979), жонглировал пушкинскими текстами, как фокусник из ярмарочного балагана. Кое-что дописал и от себя. Видимо, полагая, что зрители не заметят этого странного и неуместного соавторства — Пушкин и Швейцер. Сергей Фёдорович Бондарчук, поставивший фильм «Борис Годунов» (1986), допустил в работе два ложных хода. Заснял в фильме свою большую и дружную семью. И вернул в трагедию Пушкина сцену, изъятую самим автором. За что и был проклят коллегами по цеху…В начале XX века в одном из театров работал актёр, игравший Пушкина. Сходство было изрядное. Его прочили на эту роль в синематографе. Одна беда. Гениальный исполнитель неизменно выходил на сцену с синяком под глазом. Ему сказали, что дальше играть русского гения в таком виде нельзя. На очередном спектакле он вышел к зрителям в крылатке и цилиндре, с тростью и при бакенбардах. И с чёрной повязкой на одном глазу. То ли Пушкин, то ли пират. «Смесь Кутузова и Багратиона, но и пушкинское что-то проглядывается», — написали в местной газете. С таким вот символически «перевязанным» А. С. Пушкиным мы и прожили все 106 его экранных лет. Так и не увидев на плёнке ни знакомого по прижизненным портретам образа, ни тронувших за сердце его героев, ни бередивших разум строк. Ибо простое, а временами и пустое перенесение текстов на экран — ещё не есть прикосновение к гению Поэта и Гражданина, творения которого содержат столько глубоких посылов и умных мыслей, сколько звёзд на небе в ясную морозную русскую ночь.
Видео дня. Как сказочный Иванушка оказался за решеткой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров