Ещё
Работа над сериалом про Оби-Вана Кеноби приостановлена
Работа над сериалом про Оби-Вана Кеноби приостановлена
Сериалы
«Двое: я и моя тень» спустя 25 лет
«Двое: я и моя тень» спустя 25 лет
Актеры
Открытый гей Залуцкий стал лицом нового проекта ТНТ
Открытый гей Залуцкий стал лицом нового проекта ТНТ
ТВ
Кинокритики выбрали лучший фильм 2019 года
Кинокритики выбрали лучший фильм 2019 года
Фильмы

Шерлок Петренко и доктор Панин 

Шерлок Петренко и доктор Панин
Фото: Московский Комсомолец
С  («Кандагар», «Детям до 16…», «Охота на пиранью») мы встретились в Выборге, на кинофестивале «Окно в Европу», где он работал членом жюри. В перерыве между конкурсными фильмами мы разговаривали у окна с видом на старинную Рыночную площадь. Здесь Андрей снимал часть эпизодов своего нового фильма о Шерлоке Холмсе, которого на этот раз сыграл . На Бейкер-стрит сам режиссер не бывал. А вместо привычной фамилии Ватсон Андрей все время произносит «Уотсон». Так же будут называть в сериале героя .
— Моя мама рассказывала, что, когда она меня рожала, рядом стояла группа из 25 студентов и конспектировала процесс, — рассказывает Андрей Кавун. — Как ей потом сказали, у нее были классические роды. Вот и у меня все произошло абсолютно по классической схеме. Мой дипломный фильм «Сколько стоит эта рыбка…» получил главный приз на фестивале студенческих фильмов «Святая Анна», а на вечеринке после вручения награды ко мне подошли редакторы и сказали, что хотели бы со мной поработать. Я перекочевал к ним на студию, снял первый фильм, потом второй, третий и так далее. У меня серьезных проблем после окончания института не возникало. Во ВГИКе мы перебивались с хлеба на воду. Почти все студенты через это прошли. Про это еще Достоевский написал. Среди моих сокурсников немало тех, кто работает по профессии: , , , . Нам повезло: мы стали первой мастерской . На нас он отрабатывал свой метод обучения, который теперь выкристаллизовался. Он разработал потрясающую методику, и будет жаль, если он не напишет книжку, как Станиславский, о своей системе. Его этюдная система делает из непрофессионала человека, который по крайней мере может профессионально снимать кино. Дальше уже встает вопрос о таланте — есть он или нет. Но Хотиненко дает ремесло в руки. Ты выходишь с багажом хороших знаний и не пропадешь в профессии.
— Вам часто поступают предложения поработать именно в телевизионном кино?
— Для себя я большой разницы не делаю, считаю, что и то и другое — кинематограф. Мне неинтересно делать галимую телепродукцию.
— То есть вы работаете на сериалах с той же отдачей, что в кино?
— Абсолютно! Есть своя специфика на телевидении, потому что объемы больше и так сильно выкладываться не получается. Другой метраж, выработка другая. Если в кино делаешь 2—3 минуты экранного времени в день, то на телевидении я снимал и по 15 минут за день. А некоторые и по 30 умудряются.
— В «Шерлоке Холмсе» вы были свободны в выборе исполнителей, художественных поисках?
— В продюсерском кино не бывает полной свободы. А дальше все зависит от степени компромисса.
— Игорь Петренко — очень непосредственный и искренний человек. Кажется, немного задиристый. Вам нужен был такой актер на роль ?
— Игорь Петренко был первым, кто пришел в голову, когда мне предложили этот проект, от которого я поначалу отказался. Пока не придумал своего Холмса и своего Уотсона, не давал согласия. Как только подумал о Петренко, все стало вырисовываться.
— Вам не сказали: «С ума сошел?»
— Сто раз. И до сих пор говорят. Те, кто не видел отснятый материал, как раз и считают меня сумасшедшим. В этом и задумка, чтобы Холмс был абсолютно не таким, каким его ожидают увидеть. Ведь как только ожидания зрителя оправдываются, он тут же выключает телевизор.
— То есть первоначально возник Игорь Петренко, а потом уже вы ему пару нашли?
— Нет, вначале возник Уотсон — Андрей Панин. А потом пришло понимание того, каким должен быть находящийся рядом Шерлок Холмс в той истории, которую я хочу получить. Главный герой моего фильма — Уотсон.
— И он тоже будет не таким, каким мы привыкли его воспринимать?
— Ничего привычного не будет. Восприниматься все будет по-другому. Есть притча про европейца, который приехал в Японию, увидел японскую живопись и спросил: «Почему вы рисуете так непохоже?» Ему ответили: «Зачем рисовать похоже, раз это уже есть?» Я придумал свою историю, своего доктора Уотсона, который является стержнем этой истории, ее рассказчиком.
— А снимали в исторических интерьерах, никакого осовременивания?
— Это XIX век. Лично для меня Шерлок Холмс — абсолютный продукт эпохи, он неотделим от нее. Он плоть и кровь конца XIX века викторианской Англии.
— Вы родились в старинном городе Львове, значит, по-особому воспринимаете фактуру окружающей среды. Наверняка это помогает в работе.
— Я родился во Львове, какое-то время жил в Рязани, Тюмени, опять во Львове, потом три года во Владивостоке. Я — актерский ребенок. Мотался по гастролям, переезжал из города в город. Маму с папой переводили, и я с ними болтался. Когда родители развелись, мама вернулась из Рязани во Львов. У меня нет ощущения, что вот, в этом доме я родился, вырос и умру. Хотя, конечно, со Львовом связаны моя юность, первая любовь, все это мне чрезвычайно дорого. А то, о чем вы спросили, я не анализировал. Воссоздание духа, конечно, важно. Бизнес-сити — это одна Москва, Хамовники — другая, а старые замоскворецкие улочки — третья. Три разные Москвы. Также и Лондон: есть дорогие кварталы, а есть трущобы Диккенса. Мы придумывали свой Лондон.
— Но в Лондоне не снимали?
— Гай Ричи тоже не снимал «Шерлока Холмса» в Лондоне. В реальном Лондоне снимать невозможно. Мы строили декорацию, искали натуру, потом что-то в ней фактурили.
— И где вы нашли свою Англию?
— Обошлись Санкт-Петербургом и его окрестностями. Художник Владимир Светозаров, делавший величайшие фильмы («Чужие письма», «Собачье сердце», «Хрусталев, машину!». — С. Х.), прекрасно знает город, как его можно преподнести, чтобы он сошел за Лондон. К тому же Питер строился западными архитекторами и в чем-то похож на Лондон.
— И Бейкер-стрит тоже нашли в Петербурге?
— Нет, Бейкер-стрит мы снимали в Выборге. Отсюда три минуты пешочком. В старом городе нашли кусок улицы, по которой у нас ходили англичане и англичанки.
— Выборг обладает необыкновенной киногенией. Не зря здесь снимали столько хороших фильмов: от «Земли Санникова» до «Возвращения» Звягинцева.
— Очень киногеничный город. Во-первых, здесь брусчатка, мощеные улицы, которые мало где сохранилась. Помню, прибежал ко мне счастливый Володя Светозаров, где-то раздобывший информацию, что в Лондоне асфальт стали стелить в 1853 году. То есть мы могли работать с асфальтом.
— Как вы вышли из ситуации после гибели Андрея Панина?
— Слава богу, мне не пришлось из нее выходить. Съемки закончились за год до смерти Андрея. Весь материал был отснят и практически весь озвучен. Над тем, что не было записано вчистовую, работают специалисты. У меня технологических проблем не возникло из-за ухода Андрея. А вот то, что его уже нет, — это великая потеря. Андрей Панин был одним из величайших актеров, его можно поставить в один ряд с Евстигнеевым, Леоновым, Пляттом. Другое дело, как его использовали в кино. Мы в какое-то время пришли к кинематографу штампов. Если человек сыграл однажды какого-то яркого персонажа, то этот образ прилипает к нему так, что оторваться от него очень тяжело. Хотя Андрей играл разноплановые роли даже в кино. Достаточно сравнить его работы в «Свадьбе» Лунгина и «Всаднике по имени Смерть» . Это два разных человека.
— А вы дружите с артистами?
— С большинством да. Я отношусь к тем режиссерам, у которых есть своя группа актеров, с которыми приятно работать на любых проектах. Есть люди, с которыми мы понимаем друг друга без слов, а кому-то надо долго все объяснять. Причем с другим режиссером этот артист может легко найти общий язык. У меня с , к сожалению, не все сложилось. Не нашли мы с ним контакта. Хотя роль получилась, но она стоила много крови и мне, и ему.
— Вы заканчиваете работу. Наверное, думаете о том, что будет дальше? Возьмете паузу, чтобы передохнуть?
— Отдохнуть вряд ли получится, потому что я затоптался на этом проекте четыре года и весь гонорар практически проел. Но, пока не закончу фильм, ничего брать не буду. Надо после «Холмса» сделать что-нибудь полегче, либо что-то очень большое, требующее серьезной подготовки, чтобы было время прийти в себя. У нас, к сожалению, тебе звонят, говорят, что уже через полтора месяца съемки. После минимальной подготовки тут же выпихивают на съемки, а потом все хватаются за голову от того, какой материал получился. На «Холмсе» у меня был первый опыт длительной работы над проектом. Скрупулезно писался сценарий, долго делался предпродакшн, искались натура и художественные концепции. Была возможность продумать каждую минуту.
— Уверенно чувствуете себя в кино, знаете все его тонкости?
— Невозможно все знать до конца. Всегда есть земли, которые ты можешь открыть. Мне интересно было бы поработать с музыкой, если бы нашелся хороший проект. Как-то возникла идея сделать ремейк фильма «Берегись автомобиля» . Но как сегодня рассказывать историю человека, угоняющего машины у корумпированных людей, чтобы сидел священник и считал денежки? А я бы сделал историю еще жестче, чтобы Деточкина еще напоследок убили. Те люди, которые учат меня жить, украли всю страну. Поэтому и фильм Эльдара Рязанова давно не показывают. Потому что он про нас. То, что там творилось, — цветочки по сравнению с тем, что происходит сейчас.
Видео дня. Какую шутку Раневская не простила Рине Зеленой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео