Ещё
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра Ганнибала
Игра Ганнибала
Боевик, Триллер
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Эбигейл
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Жара
Жара
Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Царство
Царство
Боевик, Исторический, Военный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет

«Русский от литовца ничем особенным не отличается» 

Знаменитый литовский актер снялся в главной роли в белорусском фильме «Белые росы-2» — продолжении популярного советского фильма «Белые росы». Корреспондент «Известий» встретилась с артистом в Минске на XX международном кинофестивале «Лiстапад», где он был членом жюри основного конкурса игрового кино.
— Президент Белоруссии вручил вам специальный приз — «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве».
— Мы, актеры, легендами не становимся, нас кто-нибудь делает ими. Мне трудно представить себе, что я «легенда» и вообще трудно говорить об этом. Я работал с душой, отдавая себя, не думая о политике, и, наверное, находились зрители, которым нравилось то, что я делал, изображал, так или иначе дурачился. Видимо, что-то совпадало на наших полях, если меня еще помнят. Но помнит мое поколение. Молодежь уже не знает, кто этот дедушка.
Тем более что сейчас в кино не завоюешь внимания духовностью образа. Нужен экшен, надо драться, стрелять, воевать. Хотя молодежь разная, и есть, слава богу, умные, хорошие молодые люди. Но подростки любят пошевелить мышцами, и у них совсем другие герои. Я на них не претендую и уже не могу претендовать, это ясно.
— Но молодые режиссеры приглашают вас в свои фильмы. Одна из них — , режиссер фильма «Белые росы-2».
— Она женщина молодая, но с жестким характером, и казалась мне нашим настоящим командиром. Для режиссуры жесткость нужна. Разговоры, которые Александра вела со мной, были теплыми, чистыми. А идея этого фильма — взаимоотношения между людьми.
— Расскажите о своей роли.
— Мой герой — Андрей Ходас (в первом фильме эту роль сыграл белорусский актер . — «Известия».), хуторянин, переехал из города, у него хозяйство. Жена предала его, уехала в Германию с богатым человеком. Он остался один в городе и решил удалиться на хутор.
— Фильм «Белые росы» режиссера вышел на экраны 30 лет назад. Вы его помните?
— Я не видел этого фильма тогда и не стал смотреть сейчас, чтобы избежать влияния. Я люблю работать интуитивно, на грани бессознательного. То, что снято сейчас, — это мое. Сценарист  — драматург очень тонкий, интеллектуальный. Я играл в его пьесе «Рядовые» в Каунасском драмтеатре.
— Вы ведь снимались раньше не только в СССР?
— Да, и в Германии, Болгарии, Чехословакии. Были работы с Италией, Японией, Швейцарией, Югославией. Но больше всего снимался на «Мосфильме».
— Удивительно, как один актер мог сыграть французского короля и коммерсанта, венгерского барона, немецкого майора, американского посла и конгрессмена, советского разведчика и даже русского крестьянина.
— Нам, прибалтийцам, русских играть не доверяли — из-за акцента. Но  настоял на том, чтобы я играл хуторянина Федора Базырина в его фильме «С тобой и без тебя». Руководитель Третьего творческого объединения «Мосфильма» был против, говорил, что это «шведский вариант». А Нахапетов снял и сам озвучил меня.
После Федора пошли другие русские. Но скажите, пожалуйста, чем особенным отличается русский от литовца? Или белорус от латыша? Когда играешь темнокожего, тогда задача невыполнимая. А все остальные типы — французы, немцы — одинаковы по структуре лица. Вопрос стоял только об акценте.
— Вас озвучивали наши замечательные актеры: , , , Родион Нахапетов, , , , .
— Смоктуновский — дважды. Мы снимались с ним в нескольких фильмах. Режиссер рассказывал мне, что Смоктуновский хотел сыграть у него в «Опасном возрасте». Но он сказал ему: «Кеша, извини, твой возраст уже не подходит, я должен взять другого актера». И тогда он меня озвучил. Немножко состарил, правда, кряхтел, пыхтел, говорил, как старикашка. Наверное, мстил мне (улыбается). Я даже попросил Прошкина проследить, чтобы он меня совсем дряхлым не сделал.
Еще Смоктуновский озвучивал меня в фильме «Под небом голубым…». Лучше всего, кажется, подходил мне голос . Он абсолютно точно попадал не только в тембр, но и в то, что я хотел выразить. Недавно режиссер снял сериал «Дело чести», это рабочее название. У меня не было времени на озвучивание, и я предложил пригласить Филозова. По-моему, он согласился.
— Если бы не актерство, вы могли бы стать фотографом. У вас прекрасная выставка «Мое кино. 1970–1990-е годы».
— Я хотел быть хирургом. Но получил юридическое образование. И стал артистом.
— Юристом не работали?
— Немного. С некоторыми преступниками общался. Криминалистикой занимался. Фотография всё активнее входит в мою биографию. Видимо, это зависит от более оседлого образа жизни, который сейчас веду, уже не мотаюсь по миру. Раньше бегал, дергался и даже не видел, как выросли мои дети. Эта усидчивость как будто компенсирует потерянное время. И потом — получаешь удовольствие от зафиксированного мгновения. Это как медитирование.
— Смотрю, вы не расстаетесь с фотоаппаратом. Снимаете достопримечательности города? Своих коллег?
— Единой тематики нет. Хотя я очень люблю портреты. Если попадается фотогеничный человек, я его со всех сторон обегаю. Снимаю, если вижу какие-нибудь интересные композиционные моменты, улавливаю атмосферу. Иногда балуюсь с пленочными фотиками. У меня есть Hasselblad с широкой пленкой и более новая пленочная «Лейка».
Бывает, выезжаю в темноте за город, ставлю штатив и наблюдаю за пробуждающейся или замирающей, угасающей природой. Мне нравится, как из ничего появляется нечто, я могу фиксировать самые дорогие для меня моменты рождения явлений природы. Иногда начинаю обрабатывать снимок фотошопом и добиваюсь из никчемной фотографии чего-то стоящего — на мой вкус.
— Как родилась выставка портретов выдающихся актеров?
— Для меня все эти люди дороги, увековечены — не побоюсь такого высокопарного слова. Они в негативах. Они оставили глубокий след в моей душе. Я не подходил к человеку, который «не мой», а подходил к тому, с кем дружил, общался, кто был мне душевно близок.
В свободное время, в перекуры, говорил, скажем, Янковскому: «Олег, улыбнись и посмотри в объектив». Помню, как просил Смоктуновского: «Кеша, посмотри в объектив!» — «Хорошо, посмотрю, — соглашался он. — Долго? Сколько тебе надо смотреть?» — «Я скажу, когда хватит».
Мы были молоды и радовались жизни. Многих уже нет на земле. Когда открывалась моя выставка в Москве, меня поразило, как некоторые зрительницы со слезами на глазах гладили портреты Леонова, Янковского. Я был взволнован. Эти люди не только для меня, а для многих зрителей Советского Союза столько значат! Я фотографировал не для выставки, а для себя. Герои моих снимков со мной. Теперь хочу делиться этими фотографиями с людьми.
Советские звезды, сломанные жизнью