Ещё
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Ядовитая роза
Детектив, Триллер
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет

10 главных фильмов Алексея Баталова 

Родители Алексея Баталова — МХАТовские актеры Владимир Баталов и Нина Ольшевская, но с детства он воспитывался в семье писателя Виктора Ардова, второго мужа его матери. Артист лично встречался с Ахматовой и Булгаковым, а диплом ему подписывала сама Ольга Книппер-Чехова. В таких обстоятельствах его жизнь не могла сложиться «обычно». Баталов — человек-легенда. Актер, о котором говорят и будут говорить, только добавляя эпитет «великий». Он одинаково правдоподобен в ролях «простых советских парней», как Саша Румянцев или Гоша (он же Гога), интеллигентов, как чеховский Гуров и булгаковский Голубков, и персон «голубых кровей», вроде князя Трубецкого.
Всесоюзную популярность молодому актеру Алексею Баталову принесла роль рабочего Алексея Журбина в фильме классика советского кино Иосифа Хейфица «Большая семья». Картина о семье потомственных рабочих-судостроителей снята по роману Всеволода Кочетова «Журбины». Баталов признавался, что роман показался ему скучным и осилить его актер не смог. Но навыки рабочего-клепальщика Баталов осилил, чтоб не было претензий от профессионалов. Несмотря на производственную тему сценария, Хейфицу удалось снять не социалистическую «агитку», а живую картину, которая вошла в золотой фонд отечественного кино. Для Баталова эта роль открыла двери в большое кино, он писал в своей книге «Судьба и ремесло»:
Я приехал в послевоенный Ленинград работать по приглашению знаменитого режиссера Иосифа Хейфица. Первая настоящая роль в художественном фильме, первая встреча с корифеями советского кино, первые дни самостоятельной актерской жизни — все было ново и захватывающе увлекательно. Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходи эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее.
В 1955 году фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актерский ансамбль». Вместе с Алексеем Баталовым членов большой семьи Журбиных сыграли Сергей Лукьянов, Борис Андреев, Вера Кузнецова, Клара Лучко, Сергей Курилов. В интервью Алексей Баталов неоднократно признавался, что Хейфиц «сделал его, как папа Карло Буратино: взял одно полено из груды и вырезал из него актера Баталова».
Сразу после «Большой семьи» Баталов снова снялся у Иосифа Хейфица в картине «Дело Румянцева», на сей раз в роли водителя грузовика Александра Румянцева, который становится жертвой преступных махинаций начальника автобазы.
Профессиональные права на вождение «МАЗа» Баталов получил еще в армии, так что ничему специально учиться не пришлось. Актер всегда любил возиться с машинами. Баталов признавался, что не стань он актером, наверное, был бы профессиональным водителем.
Оба персонажа фильмов Хейфица — и Журбин, и Румянцев — в чем-то похожи друг на друга и на самого актера. Баталов писал о них: «Алексей Журбин и Саша Румянцев — это, конечно, мое поколение, и нас всех одинаково пропустила через свое горнило война».
Роль в военной драме Михаила Калатозова «Летят журавли» по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые» стала для Баталова поистине эпохальной. В 1958 году картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. История любви Бориса (Алексей Баталов) и Вероники (Татьяна Самойлова), разлученных Великой Отечественной войной, покорила весь мир. По прошествии 65 лет «Летят журавли» по-прежнему один из самых пронзительных фильмов о войне и любви.
Съемки фильма проходили сложно, часто прерывались для поиска нужного режиссерского или операторского решения. Баталов восхищался работой оператора Сергея Урусевского в этом фильме, о чем вспоминал в своей книге «Судьба и ремесло»:
"Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно радостный голос Урусевского: «Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…». С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой".
Съемки, кстати, едва не стоили Баталову жизни: актер сорвался с отвесного берега и сильно ударился лицом о разлом подпиленного дерева. Все разрешилось благополучно, актера доставили в больницу города Дмитрова, где его блестяще прооперировали.
Сценарий фильма Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек», где Алексею Баталову предстояло сыграть врача, актер получил, будучи еще в больнице. Оперировавший его хирург Иван Просенков взял на себя роль не только лечащего врача, но и консультанта — научил Баталова обращаться с медицинскими инструментами, помог вжиться в образ.
Герой ленты — врач Владимир Устименко — влюблен в свою профессию и без ума от девушки Вари (Инна Макарова). И опять в судьбы героев вмешивается война. Свою любимую после долгой разлуки Устименко находит в военном госпитале. Ему предстоит ее прооперировать.
В 1958 году «Дорогой мой человек» стал лучшим фильмом года, согласно опросу журнала «Советский экран». Характер героя Баталова — честный, бескорыстный, самоотверженный, готовый всем пожертвовать ради других — стал идеалом для многих поколений.
Главный герой чеховского рассказа «Дама с собачкой» Дмитрий Дмитриевич Гуров, которого Алексей Баталов сыграл в одноименной экранизации Хейфица — фигура не такая однозначно положительная, как и все чеховские герои. Гуров женат, но не прочь развлечься на стороне. Женщин он, по большому счету, презирает. На отдыхе в Ялте Гуров заводит интрижку с замужней Анной Сергеевной (Ия Саввина). Курортный роман продолжается и в столице, куда Анна Сергеевна раз в пару месяцев приезжает из Саратова тайком от мужа ради свиданий с Гуровым.
Изначально в роли Гурова Хейфиц видел только Баталова, но у членов худсовета на этот счет было другое мнение. Свой парень, работяга из «Большой семьи» не сможет сыграть русского интеллигента, да и не к чему это — менять амплуа. Баталов писал в своих воспоминаниях:
"Когда Иосиф Ефимович Хейфиц дерзнул попробовать меня на роль Гурова для чеховской «Дамы с собачкой», в кулуарах студии тотчас взметнулся ураган недоумений, несогласий и разочарований".
Под давлением авторитета Хейфица актера все-таки утвердили на роль, но съемки пришлось остановить на два года из-за болезни Баталова. Хейфиц терпеливо ждал. И снова режиссерское чутье не подвело его. Фильм получил специальный приз в Каннах и Почетный диплом МКФ в Лондоне.
В картине Михаила Ромма Алексей Баталов сыграл советского интеллигента, молодого физика-ядерщика Гусева, получившего смертельную дозу радиации во время одного из своих экспериментов, но продолжающего свои научные изыскания вместе с напарником (Иннокентий Смоктуновский).
Ромм не хотел брать Баталова в этот фильм. «Мне нужен другой актер, — говорил режиссер, — более эмоциональный, экспрессивный, а Баталов — он какой-то замороженный внешне». Актер буквально примчался на «Мосфильм» для встречи с Роммом и сказал ему лишь, что очень хочет сниматься в этой картине. Но сказано это было таким тоном, что отказать Ромм не смог.
"Я с огромным интересом работал над образом Дмитрия Гусева. Жизнь этого ученого-атомщика заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом. Роль Гусева особенно привлекает меня тем, что он человек сегодняшнего дня, глубоко интеллигентный, можно сказать, человек новой советской формации", — рассказывал о своем герое Баталов.
По словам актера, труднее всего ему было «сыпать малопонятными научными терминами». Но на страже достоверности стоял лауреат Нобелевский премии по физике (1958) Игорь Тамм — научный консультант картины. Фильм «Девять дней одного года» стал лучшим в 1962 году по опросу журнала «Советский экран». Алексея Баталова зрители признали лучшим актером года. И Баталов, и Ромм были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
В 1965 году Алексей Баталов сам занял режиссерское кресло. Над сценарием по мотивам сказки Юрия Олеши «Три толстяка» актер работал вместе с братом Михаилом Ольшевским, ныне протоиереем Михаилом Ардовым, а также сыграл одну из главных ролей — канатоходца Тибула.
Ради того, чтобы сыграть небольшой эпизод без дублера (тот, где его герой, скрываясь от стражников, идет по канату над площадью), актер тренировался целый год. Те же трюки на канате проделывали и профессиональные циркачи, но съемки дублеров в картину не вошли. По словам Баталова, это был просто позор.
"К монтажу подготовили кадры с нами, это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. А ведь это центральная сцена, весь сюжет на ней завязан. Я был очень молод и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя", — рассказывал он позже.
Сказка не имела такого успеха на фестивалях или у критиков, но многие поколения российских детей посмотрели ее не единожды.
В 1970 году Алексей Баталов снялся в экранизации романа Михаила Булгакова «Бег» у режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова. И снова у Баталова роль «чеховского» русского интеллигента — эдакого Гурова, попавшего в жернова революции. У тихого приват-доцента Санкт-Петербургского университета Сергея Павловича Голубкова нет такой мощной харизмы, как у генералов Хлудова (Владислав Дворжецкий) и Чарноты (Михаил Ульянов), но в результате только он решается вернуться в Россию вместе с любимой женщиной Серафимой (Людмила Савельева). И будь что будет. Глядя, как в последнем кадре весело скачут по заснеженному полю навстречу с новой Россией герои Баталова и Савельевой, хочется верить, что все будет хорошо, но, к сожалению, мы знаем, чем все закончилось для не убежавших и вернувшихся.
"Бег" был любимой книгой самого Булгакова, а образ Голубкова воплотил в себе черты реального прототипа — философа и писателя Владимира Николаевича Ильина, бежавшего после революции в Турцию и читавшего там лекции, а после перебравшегося в Европу. Судьба актера странным образом переплелась с этой книгой. Баталов сам был знаком с писателем еще ребенком. В детстве он часто играл с приятелем — «пасынком какого-то приходившего к нам в гости дяди», как рассказывал Баталов в интервью. «Дядей» был писатель Михаил Булгаков.
Фильм Владимира Мотыля разбил сердца всем советским женщинам без исключения. Декабристов сыграли лучше актеры того времени — Игорь Костолевский (Иван Анненков), Александр Пороховщиков (Павел Пестель), Олег Янковский (Кондратий Рылеев), Олег Стриженов (Сергей Волконский). Алексей Баталов играл небольшую роль — князя Сергея Трубецкого.
Роль эта неоднозначная. Как известно — Трубецкой — несостоявшийся «диктатор» декабристов, в день восстания не явившийся на Сенатскую площадь. Роль княгини досталась Ирине Купченко. Супружескую любовь и преданность Баталов и Купченко передают тонко, без надрыва и лишней суеты. С достоинством, присущим русскому дворянству.
Главной ролью Баталова в глазах и сердцах зрителей навсегда останется Гоша из фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», что бы ни думал об этом сам артист.
Сыгранный им рабочий-интеллигент, тем не менее, никуда не делся и вернулся к нам через 25 лет после «Большой семьи». Сниматься в этой роли актер, по его признанию, категорически не хотел. Погрузившись в преподавательскую работу во ВГИКе, Баталов подумывал о завершении кинокарьеры, но Владимир Меньшов его уговорил и попросил, в свою очередь, уговорить родителей юной Натальи Вавиловой (Александра, дочь героини Веры Алентовой). Увидев на пороге своей квартиры любимого артиста, мама Натальи растаяла и отпустила дочь на съемки. По словам Баталова, такого успеха фильма никто не ожидал, и «никто во время съемок не кричал: „гениально“.
»Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется. «Одинокие советские женщины» не рассмотрели моего героя как следует", — считает Баталов.
Возможно, он и прав — не рассмотрели, как не рассмотрели в Жене Лукашине пьяницу и наглеца. Зато американские киноакадемики рассмотрели все, что нужно. Фильм «Москва слезам не верит» удостоился «Оскара».
Подготовили Анна Горбашова, Наталья Попова
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео