Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Комната желаний
Комната желаний
Детектив, Фантастика, Драма
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Yesterday
Yesterday
Фэнтези, Комедия, Музыкальный
Купить билет
Рэмбо: Последняя кровь
Рэмбо: Последняя кровь
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Между нами музыка
Между нами музыка
Мелодрама, Музыкальный
Купить билет
Зеровилль
Зеровилль
Трагикомедия
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет
Побег из джунглей
Побег из джунглей
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Промар
Промар
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет

В конкурсной программе «Дубль дв@» — фильм Андрея Прошкина «Игры мотыльков» 

Парень с Урала рвался в звезды русского рока, но вместо этого попал в тюрьму за то, что угнал машину и сбил человека. Это фабула молодежной драмы «Игры мотыльков», но не ее смысл.
Наши киноавторы разбежались по двум сторонам баррикад. Первые понимают кино как сферу обслуживания и делают фильмы, от которых должны балдеть подростки. Их кино надо смотреть, уйдя в отрыв. В хорошей компании, по телику или в новом кинотеатре с попкорном за щекой, время от времени выбегая за банкой пива — залить и отлить. Эти фильмы и делают с расчетом на попкорн, провисы в сюжете для пива и четко скалькулированный график аттракционов, чтоб пацан в зале не заскучал. Вторые берут на себя право и риск не суетиться под клиентом, а обращаться к нему на равных. Так, словно кино у нас не помесь бара с дискотекой, а по-прежнему искусство — способ осмыслить, найти опоры. Ясно, что они в вечном проигрыше. Потому что если есть выбор, то воспитанный сегодняшним кинообслуживанием зритель всегда предпочтет закуску к пиву интеллектуальным посланиям умников.
Фильм имеет, в сравнении с усредненным кинопотоком, три особенности. Первая: он снимался не в Москве и даже не в Питере, а в уральском городе Златоусте. Вторая: молодежная тусовка, молодежный жаргон, молодежные приколы существуют не в отдельном молодежном мире, отрубленном от традиций и опыта прошлого, а в контексте нормальных, от века, человеческих установлений, где зрителю ясно, что такое хорошо и что такое плохо. И третья: даже название в нем обнаруживает авторское отношение к показанному. Что в глазах иных зрителей, возможно, работает против картины: мораль, выраженная впрямую, у многих вызывает аллергию.
Первая особенность по-своему уникальна: в новорусском кино экспедиции отряжают разве что в Нью-Йорк, где «Америке кирдык!». А тут люди поехали в глушь, в глубинку, где сортиров нормальных еще не придумали. Но это и есть Россия. И она в фильме Прошкина появилась не как дань «тренду», а в качестве малоприятной реальности, которую надо знать.
Если сфера обслуживания понимает кино как специализированный клуб по интересам: это кино для молодых, это для артхауса, а это для фестивалей — то «Игры мотыльков» умудрились соединить точное знание балдежной тусовки с реализмом в показе современной жизни, зрелым анализом и определенностью нравственных выводов. Этот фильм имеет в виду думающего зрителя.
Сюжет выстроен из типичных для постсоветского времени иллюзий и разочарований. Новая цивилизация, которую уже два десятилетия размазывает по стране ТВ, представлена Дмитрием Дибровым и его конкурсом молодых талантов: нужно бить по гитарным струнам и рычать в микрофон бессвязные тексты. И тогда серая действительность сменится красивой жизнью. «Уезжай отсюда, тебе здесь нечего делать!» — напутствуют Костю близкие: звезда местной дискотеки, он должен стать мегазвездой в столице. Но телевидение, как всегда, поматросит и бросит, сломав мечту и жизнь (тут вспоминаются «мегазвезды» самых первых опусов новорусского коммерческого телевидения типа какого-нибудь «Застеколья» — как гремели, а ни имен, ни само это супер-шоу уже никто не помнит!). А парень, кроме гитары, ничего не умеет и не хочет. Такая сложилась система ориентиров: настоящая жизнь — в телевизоре, остальное — видимость, тухлая провинциальная коммуналка. Времянка. Там порхают в ожидании настоящей жизни.
Неудача в телеконкурсе — это катастрофа мотыльковых иллюзий, начало слома. Остается второй сюжет жизни героя: угнанная машина и сбитый человек. Надо линять от ответственности. Разбитная мама пустит в ход все свои старые любовные связи, благо их у нее много. Шустрят все, включая милицейских пинкертонов с тяжелыми взглядами: надо вытаскивать парня, не забыв про свою выгоду. Весь этот мир четко делится на две половины: первая упивается своей пусть маленькой, но властью — другая эту власть ненавидит, с ней заигрывает, пытается уговорить, задобрить, подкупить. Ложь множится, сгущается, уже не продохнуть. Правда вообще никого не интересует.
И здесь — точка кипения: парню осточертело юлить. Ему тошно так жить. Его никто не учил держать удар и нести ответственность — он это понял сам, на физиологическом уровне. Он отсидит свое в тюрьме, вернется стриженым и суровым. Он нашел на земле место, где еще есть кодекс чести: «Там, на зоне, все по закону, это у вас — бардак!». Картина о достаточно черной жизни не имеет отношения к модной чернухе. В ней нет фестивального упоения чернотой, а есть интерес к живущим в ней людям. По типу она близка к традициям тех «физиологических очерков русской жизни», которые возникали в нашей литературе от острого сочувствия к простому человеку — категории, ныне выведенные из употребления. Это честные очерки, без соблазна припудрить или развлечь. В «Мотыльках» присутствуют все мотивы и компоненты, необходимые для того, чтобы заинтересовать молодого зрителя: рок — секс — преступление — саспенс — нарождающаяся любовь и надежда. Есть даже песни , известного тусовке под кличкой «Шнур». Но это честная картина.
Костю сыграл , убедительный не только в роли самого себя, но и в перевоплощении. Когда его герой возвращается из тюрьмы, его отличает от прежнего Кости не только короткая стрижка — полностью изменилась пластика, стал тяжелым взгляд, посуровел профиль, появилась жесткость, а то, что заменяло романтическую мечту, сменилось трезвым знанием суровых реалий жизни. Парню не просто подрубили крылья — их отрубили, он стал кряжист и основателен. Понял, что закон на земле бывает только воровским, и будет теперь жить с этим новым знанием. Он теперь в своей бывшей тусовке чужак. Она по-прежнему шумна, глупа, бесшабашна и живет мгновением. А он уже знает, чем кончается мотыльковый век.
Тусовка показана и сыграна актерами со знанием дела. в роли матери еще раз доказала свою уникальную, на зверином уровне, органичность. Оператор Юрий Райский дал несколько восхитительных по емкости кадров, где вдруг понимаешь, что эта выморочная шумная жизнь существует в пустоте. Уральский пейзаж кажется и величественным и испохабленным одновременно, человеческое пространство — таким разреженным, что никаких прочных связей здесь быть не может. Сидят на юру, на лысине меж гор как на чемоданах — а дома словно бы и нет.
"Игры мотыльков" — один из самых «старых» фильмов нашей программы: ему десять лет. За эти годы его посмотрели, по данным статистики, менее 20 тысяч зрителей. Скажем точнее: имели возможность увидеть. Прокат картину, в сущности, прокатил. И надежды, с которыми приходили тогда, в начале «нулевых», полные идей молодые режиссеры, в сущности, захлебнулись. Тогда мы говорили о первых всплесках «новой волны» нашего кино: молодые режиссеры Андрей Прошкин, , снимали свои первые картины, реализуя потребность вернуться к нормальному человеческому измерению. Им было важно построить базу для своего искусства — реализовать свое знание о жизни. Им был нужен не компьютер, а хороший сценарий, не джойстик, а хороший актер, не спецэффект, а оператор, умеющий сделать из комбинации цветных отражений — метафору. Они делали то, что можно смело называть художественным кино.
Андрей Звягинцев с той поры стал метром и классиком, он признан миром. Андрей Прошкин перешел к масштабным полотнам уровня «Орды». Геннадий Сидоров, сняв бессмертных «Старух», безвременно ушел из жизни. Воды утекло много, но кинематограф, явление которого предвещала «новая волна», так и не возник…
Кем была Зина из «Диалога у телевизора»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео