Ещё

Умер творец «кооперативного кино» 

Умер творец «кооперативного кино»
Фото: Газета.Ru
скончался в Майами
На 78-м году жизни от сердечного приступа умер режиссер Анатолий Эйрамджан, имя которого стало синонимом «кооперативного кино» времен перестроечного «многокартинья». С 2005 года он жил в Майами: этот город был для героев большинства фильмов Эйрамджана, да и для него самого примерно таким же образом земного рая, каким был Рио-де-Жанейро для .
, бакинский земляк Эйрамджана, однажды по-доброму пошутил: дескать, Толя снимает так, словно между братьями Люмьер и им самим режиссеров на белом свете вообще не водилось. Что ж, Эд Вуд некогда придерживался точно такой же режиссерской философии. Но только Вуд получил культовый статус благодаря фильму , через шестнадцать лет после смерти, а фильмы Эйрамджана, снимавшиеся за семь-восемь, если не за шесть, дней, были бесспорными хитами: «За прекрасных дам!» (1989), «Бабник» (1990), «Моя морячка» (1990), «Импотент» (1996).
Всего 25 фильмов за 16 лет: правда, после 2001 года режиссер снимал уже на видео и сокрушался о былинных временах «кооперативного кино». «Кооперативное» — это не метафора: дебютировав в кинокооперативе «Фора», большинство фильмов Эйрамджан снял на собственной студии «Новый Одеон», названной в честь сборника анекдотов (1992), где  и  изображали то эсэсовцев, то гусаров.
Фильмы, вызывающие ныне лишь теплую ностальгию и изумление — какие же невинные шутки и ситуации в 1990 году казались похабенью, — грянули с ясного неба, отменяя за ненадобностью все студийные критерии советского кино золотого века. Между тем Эйрамджан, выросший, по его собственным словам, на комедиях Александрова и Пырьева, был плотью от плоти этого кино и интеллигентской субкультуры в целом. Лауреат премии 16-й, юмористической полосы «Литературной газеты» «Золотой Остап», он на излете эпохи застоя писал сценарии для , и, прежде всего, («Витя Глушаков — друг апачей», 1983; «Самая обаятельная и привлекательная», 1985; «Где находится нофелет?», 1987).
Впрочем, режиссеров, которые «хватают твой сценарий», Эйрамджан считал своими единственными врагами. И когда возник параллельный советской реальности «кооперативный» мир, он с восторгом скинул режиссерские путы. В его «пикантных» комедиях жена внезапно возвращалась из командировки, женихов выписывали в Москву из Майами, а любовниц, соответственно, в Майами из Москвы. Вынесенное в название фильма словосочетание «Дар природы» (2005) обозначало женскую задницу. На девичник одиноких совслужащих врывались грабители, мальчишник завершался внезапным триппером. играла врача-венеролога,  — клофелинщицу, отправлялась в Штаты, загримированная под .
Список актеров, снимавшихся в этом кино, вообще ошеломляет: не всякий режиссер-автор может козырнуть таким «портфолио». Александр Абдулов, , , , , , . Не говоря уже о , , Аркадии Укупнике и .
У фильмов Эйрамджана не отнять одного — по нынешним временам, бесценного — качества. Какими бы они ни были, они были честными. В том смысле, что не выдавали себя за нечто большее, занимали исключительно свою экологическую нишу. Задачей перестроечных кооперативов было заявлено оказание населению разнообразных услуг. Эйрамджан услуги населению оказывал безусловно добросовестно, ну а за потребности населения ответственности не нес.
Видео дня. Дочь показала, как выглядит «радистка Кэт» сегодня
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео