Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Yesterday
Yesterday
Фэнтези, Комедия, Музыкальный
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Рэмбо: Последняя кровь
Рэмбо: Последняя кровь
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Комната желаний
Комната желаний
Детектив, Фантастика, Драма
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Между нами музыка
Между нами музыка
Мелодрама, Музыкальный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет
Побег из джунглей
Побег из джунглей
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Промар
Промар
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

Чёрно-белое кино Владивостока. Как и сто лет назад его интересно смотреть 

Доподлинно известно, что первая киносъёмка во Владивостоке состоялась в 1901 году. Заезжий «гастролёр», некто француз Матье, поставил киноаппарат возле здания Торгового дома Кунста и Альберса и снимал проходивших мимо людей. Через полгода господин Матье уехал восвояси, прихватив плёнку с собой. Следы его шедевра, увы, затерялись.
К сожалению, подобная участь постигла большинство киноработ тех лет. И всё же благодаря энтузиастам часть из них бережно сохранилась.
Уже седьмой год во Владивостоке работает уникальный ретропроект «Синематека». Благодаря поддержке коллег его придумал и осуществил Дмитрий Рыкунов — историк, старший научный сотрудник музея имени Арсеньева. Увлечённый человек, доказывающий окружающим, что немое кино — это не только .
Вернуться на сто лет назад
: — Дмитрий Эдуардович, свою трудовую биографию вы начинали с кораблестроения. Потом ушли с головой в музейное дело, затем стали преподавать в вузах историю. Помню, как вы писали о первых автомобилях Владивостока. Что заставило обратиться к кино?
Дмитрий Рыкунов: — В начале 2000-х годов на DVD вышла коллекция фильмов звезды раннего кинематографа — Веры Холодной. Появилась возможность не просто показать картины на большом экране, но и воссоздать обстановку кинотеатра того времени.
Во Владивосток кино пришло в 1897 году. В город приехали свои мистеры Фёрст и Секонд (герои кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов» — прим. ред.). История даже сохранила их реальные фамилии — Хегберг и Маржецкий. Они были романтиками, которые даже не рассчитывали на коммерческий успех своего дела, ведь сначала к движущимся картинкам люди относились с большим недоверием. Прошло десять лет, и в городе, как грибы, стали открываться кинотеатры. «Мир иллюзий», «Золотой рог», «Мираж», «Декаданс», Гранд Иллюзион А. Купера и др. Появлялись и исчезали хрупкие летние павильоны. Кино сразило всех наповал. Сегодня в нашем музее есть небольшой уютный зал, где можно познакомиться с шедеврами немого кино. Нашёлся и тапёр — заслуженный артист России, пианист Леонид Букин, он с темпераментом и душой озвучивает наши сеансы. Всё как тогда — сто лет назад.
— Вы не только показываете, но и просвещаете?
— Я не на шутку увлёкся немым кинематографом. Собирая коллекцию фильмов, параллельно искал специальную литературу — редкую и уникальную. Это мемуары американской актрисы Лиллиан Гиш и датской звезды экрана . Моим путеводителем стала «Всеобщая история кино» Жоржа Садуля — ценный, уникальный источник. Первые заветные два тома попали ко мне забавным образом. Мой товарищ нашёл их на помойке. Удивительно, они были в отличном состоянии. Я читал взахлёб. Завидовал Садулю, ведь он жил в невероятно интересную эпоху и имел возможность смотреть эти фильмы! Но мечты сбываются. Сегодня с развитием Интернета классика немого кино стала доступной. И мы с единомышленниками с удовольствием делимся знаниями со зрителями «Синематеки».
В чём величие?
— Мы говорим немое кино, подразумеваем — Чаплин…
— Сэр Чарльз Спенсер Чаплин буквально монополизировал в сознании миллионов мысль о том, что немое кино — это только он. Бесспорно, образ смешного бродяги, воюющего со всем миром, гениален. Но есть и другие звёзды той эпохи. Бастер Китон,  — не уступали ему по уровню таланта. Это пионеры кинематографа, люди-глыбы. Взять француза  — он был и режиссёром, и актёром, и художником-оформителем. Ставил посреди павильона неподвижную камеру и выходил перед ней играть, сам рисовал фантастические по красоте декорации. Мельес первым в мире по наитию провёл комбинированные съёмки. Он же снял первый фантастический фильм, комедию, пародию, первым экранизировал классику. Заразил весь мир сюжетом о полёте человека на Луну. Потом оказался невостребованным. В конце 20-х годов один французский журналист случайно узнал в престарелом торговце игрушками пионера кинематографа. Грустного старика наградили орденом Почётного легиона и… снова забыли. Мельес умер в одиночестве, в доме престарелых.
— Многие отмечают, что сегодня старые фильмы смотрятся чересчур наивно…
— Поймите, это были первые шаги на гигантском поприще. Возьмём десятиминутный фильм русского режиссёра «Жизнь и смерть Пушкина». Он смотрится забавно — с точки зрения и знатоков, и обывателей 21 века. Сразу после выхода киноработы её раскритиковали в пух и прах. Но это — первый биографический фильм. И он вошёл в историю отечественного кинематографа.
Канули в Лету
— Какова судьба огромного наследия чёрно-белого кино?
— Печально, но факт — 70% немых чёрно-белых фильмов в мире не сохранились. Часто плёнки портились, потому что не соблюдались условия их хранения, часть погибла во время пожаров. В России многие картины были утеряны с приходом Советской власти. 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров издал указ о национализации кинопромышленности, после чего большинство мастеров кино спешно покинули страну. Гражданская война, разруха, голод… Плёнки с фильмами прятали, сжигали, в лучшем случае — увозили за границу. Показательна история основоположника первых кинотеатров в Иркутске — итальянца Антонио Дон-Отелло (на русский лад его звали Антоном Михайловичем). Львиная доля фильмов была отобрана у него Советской властью и уничтожена.
— Есть ли информация о лентах, снятых во Владивостоке?
— Известно, что в 1919 году американцы начинали здесь работать над фильмом по Венедикту Марту. В 1927 году известный режиссер Валерий Инкинжинов специально для съёмок фильма «Вор» («Клеймо креста») построил в Приморье декорации корейской деревни. Но об этих картинах ничего неизвестно. К сожалению, здесь очень мало снимали хронику. Правда, сохранилась одна из уникальных лент от 1922 года — парад, посвящённый годовщине меркуловского правительства. Пройдут считанные месяцы, придут Советы и сметут на своём пути последних представителей буржуазной власти. Лично я побывал в архиве кинофотодокументов в Москве и там обнаружил ещё одни любопытные документальные съёмки из Владивостока — праздник христианского союза молодых людей.
— Снимал ли кто-нибудь знаменитые экспедиции Арсеньева?
— Гордость музейных фондов — два документальных фильма «Лесные люди» и «По дебрям Уссурийского края», снятые в 1928 году. Это наше бесценное достояние. К слову, иногда мы нарушаем правила и показываем кино более позднего периода. К примеру, это ленты «Дерсу Узала» двух разных режиссёров — Агаси Бабаяна и . Их снимали в Анучинском районе Приморья.
— А лента Матье так и канула в лету?
— Есть надежда, что она затерялась где-нибудь в хранилищах французских фильмофондов. Только найти её будет довольно сложно. Ну, посмотрят исследователи, сделают вывод: «Какой-то азиатский город, много китайцев ходит… » Остаётся верить в чудо. В то, что первая владивостокская съёмка когда-нибудь обнаружится.
Досье
Дмитрий Рыкунов. Родился во Владивостоке в 1965 г. Окончил кораблестроительный факультет ДВПИ и заочно — исторический факультет ДВГУ. Старший научный сотрудник музея им. Арсеньева. Преподаватель курса «История кино» в ДВГАИ. Автор ряда исследовательских работ по истории кинематографа в Приморье и культурно-просветительского проекта «Синематека».
Убийцу советской актрисы так и не нашли
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров