Ещё

Удар по Левиафану 

Удар по Левиафану
Фото: РИА Новости
«Солнечный удар» в неравной борьбе с «Левиафаном» признан лучшим фильмом 2014 года на кинопремии «Золотой орел».
Финал 13-го сезона кинопремии «Золотой орел» можно было бы назвать неожиданным. «Левиафан» Андрея Звягинцева — не только самый титулованный, но и самый обсуждаемый и осуждаемый российский фильм прошлого года — претендовал на победу в десяти номинациях, но в итоге получил лишь четыре статуэтки, и главной среди них не оказалось.
Члены одной из двух отечественных киноакадемий вручили Звягинцеву приз за режиссуру, была признана лучшей актрисой,  — лучшим актером второго плана, а Анна Масс — лучшим монтажером. И все.
Главный же приз — за лучший фильм — достался «Солнечному удар» Никиты Михалкова — пафосной экранизации рассказов и самой высокобюджетной картине из списка номинантов.
Российские премии часто хвалятся не интригой, а ее отсутствием: обычно выделяется один фаворит, который и забирает весь призовой урожай. На сей раз «Золотой орел» как будто решил выбраться из этой колеи и устроил нешуточную битву:
из пяти картин, выдвинутых в категории «лучший фильм», на победу по большому счету могли рассчитывать три: «Левиафан», «Солнечный удар» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» .
Представленный в этой же категории «Weekend (уик-энд)» до их уровня все же не дотягивал, а номинация «Звезды» выглядела реверансом со сторон умудренных академиков «новой женской волне», которую премия в этом году вообще обошла стороной.
При этом «Белые ночи» и «Солнечный удар» уступали «Левиафану» и по количеству наград различных международных форумов (чего стоит только второй за последние полвека «Золотой глобус», полученный советско-российским кинематографом, или первая за последние восемь лет номинация на «Оскар»), и по накалу страстей, достигших максимума прямо накануне вручения «Орлов». Отметился даже пресс-секретарь президента , который перед началом церемонии заявил, что поручил своим помощникам скачать и пересказать ему содержание фильма Звягинцева.
Итоговое распределение наград выглядело желанием наградить всех — «пусть никто не уйдет обиженным», — которое так и осталось лишь желанием, особенно с учетом резонанса от «Левиафана».
в итоге одержал чистую победу — в активе фильма Михалкова пять наград.
Но остальные номинации, в которых он победил (кроме «лучшего фильма»), можно назвать техническими: лучшая операторская работа (Владислав Опельянц выиграл очный спор у ), лучшая работа художника по костюмам (Сергей Стручев), художника-постановщика (Валентин Гидулянов), а также лучшая музыка (, который соревновался сам с собой).
При этом Звягинцев удостоился «утешительного» приза за режиссуру и оказался в двусмысленном положении — получилось, что лучший постановщик снял не самую удачную картину. Его соперниками в этой номинации были как раз Михалков с «Солнечным ударом» и Кончаловский с «Белыми ночами». Последнему (и его соавтору ) достался приз за лучший сценарий, над которым, как рассказывал режиссер, работала целая группа «ошпаренных» авторов.
Зато многих удовлетворит решение жюри в актерских номинациях. Лучшими исполнителями главных ролей были признаны , великолепно сыгравший в  центрального персонажа картины, и Елена Лядова, приковывающая к себе внимание в «Левиафане».
Исполнивший в этом фильме ль жуткого градоначальника Роман Мадянов взял заслуженный приз за актерскую работу роль второго плана. В параллельной женской категории наградой отметили Северию Янушаускайте — блестящую литовскую актрису, ради своей роли в «Звезде» выучившую русский язык.
Станислав Говорухин получил почетный приз за вклад в кинематограф, а его фильм был отмечен за работу звукорежиссера (Олег Урусов).
В телевизионных категориях такой интриги не оказалось, награда сразу нашла героя. Лучшим «длинным» (более 10 серий) телекино была признана «Оттепель» . Хит прошлогоднего телесезона, фильм о советских кинематографистах начала 1960-х, вышел в эфир очень неудачно — с точки зрения «Золотого Орла» — и в цикл прошлой премии не попал, а потому его чествование отложилось на год.
Успех «Оттепели» в ноябре 2013-го был оглушительным: ее обсуждали буквально везде, а рейтинги телепоказа хоть и не зашкаливали, но выглядели весьма достойно. Шансов у соперников фильма Тодоровского — многослойного «Куприна» и добротной, но несколько пресноватой «Станицы» — практически и не было.
Еще две награды достались «Оттепели» за актерские работы.
Лучшей телеактрисой стала , которая конкурировала с Анной Чиповской, своей соперницей по фильму, а также с  из исторического детектива «Крик совы». также обыграл своего экранного партнера (Александра Яценко), а заодно и  из все того же «Крика совы».
Правда, сам мини-сериал в своей категории проиграл. Среди коротких (до 10 серий) сериалов не оказалось равных «Бесам»  — экранизации одноименного романа Достоевского, премьера которого в мае прошлого года совпала с событиями на Украине и вызвала почти такое же обсуждение, как сейчас «Левиафан». Конкуренцию ему, кроме «Крика совы», пыталась составить военная драма с  в главной роли.
С «Орла» премиальный сезон в российском кинематографе только начинается. В феврале свои награды «Белый слон» раздаст Гильдия кинокритиков, а в марте начнет свой цикл и вторая российская киноакадемия — Ника».
Видео дня. Как Анатолий Васильев простил неверную жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео